Форум » Люди и Казахстан » Шалкииз (Шалгез) - жырау » Ответить

Шалкииз (Шалгез) - жырау

Jake: Шалкииз 1465-1560 Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшин, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии. Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая .деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана. Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы". Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам. В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай…Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума. Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами". Главные этические ценности как для отдельного человека, так и для народа Шалкииз видит в чести и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет в священной птице - сункар (соколе). Мудрость и "здоровое слово" Шалкииз причисляет к вечным духовным ценностям, ставя их превыше тех целей, к которым "плохие люди" стремятся из "зависти к хорошим". К сожалению, дурной пример обладает подчас, считает Шалкииз, большей притягательной силой, "заражая хороших людей". Хотя поэтическое творчество Шалкииза не дошло до нас в полном виде, то, что доступно, говорит о глубине его чувств мыслей и мастерстве его передачи. Ныне мы имеем 14 во многом дублирующих рукописей и публикаций песен Шалкииза, наример, "Первое сказание Би Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы он воздержался от паломничества", Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап коп журме", "Не болды?", "Байтерек".

Ответов - 6

Jake: Шалкииз-жырау Тленшиулы (1456-1560 гг.) Шалкииз-жырау Тленшиулы — казахский поэт-сказитель, батыр и воин. Отец Шалкииза — Тленши — был крупным феодалом-аристократом своего времени, а мать - дочерью Мусы — великого бия Ногайской Орды. Лишившись матери в возрасте 3-х месяцев, Шалкииз воспитывается у деда со стороны матери. Будучи выходцем из среды кочевников-аристократов, Шалкииз с первых дней своей жизни рос и воспитывался в высшем свете. Данное обстоятельство повлияло на формирование его личности и его поэзию. Тот факт, что в его роду со стороны отца никогда не было биев, сильно коробило тщеславного и властолюбивого Шалкииз-жырау, и поэтому он всегда стремился обрести власть над самими властьимущими. Властолюбивый нрав Шалкииз-жырау нашел отражение в рассказах о нем и в самом его творчестве. Из творчества Шалкииз-жырау до нас дошло около 600 строк. По всей видимости, это лишь небольшая часть творческого наследия поэта, но, тем не менее уже она свидетельствует о незаурядном таланте Шалкииза, раскрывает направление, тематику и особенности его поэзии. Шалкииз-жырау был самым прославленным поэтом своего времени. До революции 1917 г. его творения вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Для того времени это была астрономическая цифра. Шалкииз-жырау является первым из казахских поэтов-сказителей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени. Песни Шалкииз-жырау, посвященные Тимур бию, переиздавались четыре раза в разных сборниках и периодической печати. Шалкииз-жырау также являет собой классический пример создателя и носителя казахского импровизаторского искусства. Но философская глубина многих произведений поэта, требовавшая долгих размышлений и неустанной работы мысли, наводит на мысль о том, что они подвергались последующей доработке и не являются плодом чистой импровизации. Шалкииз-жырау - новатор. Он является основателем философского направления казахской поэзии. Произведения Шалкииз-жырау отличаются своей философской афористичностью. Он является автором многих афористических выражений, которые в последующем превратились в пословицы и поговорки. Произведения Шалкииз-жырау дошли до нас не во всей своей полноте, и поэтому нельзя говорить о какой-либо цельной, сформировавшейся философской концепции поэта. Однако некоторые отрывки из его поэтических произведений позволяют нам судить о его взглядах на общество и человеческую жизнь. Большую часть своей жизни Шалкииз-жырау провел при дворе правителя Ногайской Орды - Тимур бия. После смерти последнего Шалкииз-жырау находился рядом с Мамаем и его младшим братом Жусупом - одними из влиятельных людей Ногайского ханства. В развернувшейся борьбе между Исмаилом и Жусупом Шалкииз-жырау остается на стороне последнего. Но позже, в результате провокационной политики Исмаила Жусуп отталкивает от себя Шалкииза, и поэт отдаляется от своего покровителя. Последние годы своей жизни Шалкииз-жырау проводит в казахском государстве при Хакназар-хане.

Жасулан: Айдарлы, С‰йеніш хандыќ дєрежесі болѓан,... С±лтансары, Арыстанбек, Тіленші, Шєлкез жырау, Бержаќай, Жанѓабыл, Бекболат, Аружан, Ќараша, Ќалманбет, Саќа, Саќ, Сємес, Ќ±дайберді, Ќара,б±л атадан кµп ±рпаќ бар. Єлдей, Арќай, Оразаќай, Бозай, Наурызалы, Биарыстан, Єбділкєрім, Жарќаш, Ќ±маш, єкем (Ємірѓалй)Амырхан, µзім Жас±лан,

Жасулан: Аталыќ ; Тањбасы -Т‰йе,±раны-Айдарлы. Айдарлы-С‰йеніш хандыќ дєрежесі болѓан,єулие.-...С±лтансары-Арыстанбек-Тіленші-Шєлкез жырау-Бержаќай-Жанѓабыл-Бекболат-Аружан-Ќараша-Ќалманбет-Саќа-Саќ-Сємес-Ќ±дайберді-Ќара-Єлдей-Арќай-Оразаќай-Бозай-Наурызалы одан Ќараш,Биарыстан,Жанарыстан. Ќараштан-Жан±заќ-Ѓ±мар Ќараш,Єшекен,Ќаден,... Ѓ±мардан-Ќадір... Биарыстаннан-Єбділкєрім-Жарќаш-Темеш,Ќ±маш. Темештен-Хизами,Ќабдол,Ќайып,М±ќанбет. Ќ±маштан-Шєріпќали,Ємірѓали.Шєріпќалидан-Ж±мабай,Серік,Ж±матай. Серіктен-Дємир,Тимур. Ж±матайдан-Ренат,Марат,Талѓат.Ємірѓалидан-Жас±лан,Ханат. Ханаттан-Н±рдєулет. Жанарыстаннан-Єубєкір,Ыќсан,Ќєдірєлі.Ыќсаннан-Білєл-М±стахим(1926-1993)Ќоѓам ќайраткері Орал Ќаласында. (Ѓ±мар Ќарашты тєрбиелеп µсірген Єбділкєрім±лы Жарќаш.Батыс Ќазаќстан облсы, Жєнібек ауданы,Жєнібек ауылы.¦рпаѓы осында.)

Жасулан: W т‰йе тасќа ќашалѓан

Жасулан: Руымыз:Ќояс. Оразаќай ќояс, кењестер одаѓы кезінде айтќызбаѓан. Ќазір,Єжі Ќояс деп айтылады.Осы рудан барлыќ ќоястар тарайды,Ќояс рулары бір атадан тарайды мен жазѓан аталардан. Ѓ±лама Ѓ±мар Ќараш меніњ атам. Меніњ Жарќаш Атамныњ ќолында тєрбиеленген,оныњ жолдасы Балќаш ана Ѓ±мар Ќарашќа діни білім берген, тєрбиелеп µсірген.Жарќаш ата,Балќаш ана ќажылыќќа барѓан адамдар.Ќ±рќ±дыќта мешіт ашќан.Осында Ѓ±мар Ќарашты тєрбиелеген,оќытќан,осы жерде ол молда болѓан бала оќытќан 5 жылдай.Ноѓайлыныњ 12 ата бай ±лы. Мен мектепте м±ѓаліммін.Ќ±машев Жас±лан Амырхан±лы.(Ємірѓалй). Бат.Ќаз обл. Жєнібек ауданы. JasulanKA@megaline.kz

Жасулан.jasulanka@ma: 45.Аланху, 44.Боданжархан, 43.Б±ќа, 42.Датуменхан, 41.Ќайдухан,(Ќайдахан) 40.Байс±њќар, 39.Т‰мен, 38.Нотаќын, 37.Мањѓыт, 36.Ќ±тты, 35.Ќабаби, 34.Едіге 1387 жыл, 33.Наурыз, 32.Баќас, 31.Муса, 30.Ысмайыл, 29.Дінбай, 28.Тінекей,(Тінєлі) 27.Абдол би, (Айдарлы лаќап аты) 26.С‰йеніш би дєрежесі болѓан,... 25.Ќазтуѓан жырау, 24.Манаш батыр, 23.Т‰яќ батыр, 22.Ќ±яс (Тіленші лаќап аты),Ќояс руы осы атадан шыќќан орстанып аталып кеткен. 21.Шєлгез жырау, 20.Ержаќай, 19.Жанѓабыл, 18.Бекболат, 17.Аружан, 16.Ќараша, 15.Ќалманбет, 14.Шаќа, 13.Саќ, 12.Сємес, 11.Ќ±дайберді, Ќази 10.Ќара,б±л атадан кµп ±рпаќ бар. 9.Єлдей, 8.Арќай, 7.Оразаќай, 6.Бозай, 5.Наурызалы, 4.Биарыстан, 3.Єбділкєрім, 2.Жарќаш, 1.Ќ±маш, єкем (Ємірѓалй)Амырхан, µзім Жас±лан,1964 жылѓымын. 1980 жылдары аталарымыз Біз Ноѓайлыныњ Ќ±яс руымыз (Ќояс орша айтылып кткен деді).Ќоянсы деп аталатын ќоныста аталарымыз кµбейіп таралѓан, ќастарында Ќ±мыќ деген кµл су болды ќазір о су жоќ кµл ќ±рѓаќ ќазір бар.Маѓан єкем апарып кµрсетті. Т±раќтары ќазір Ќоянды деп аталады.



полная версия страницы