Форум » Люди и Казахстан » Бiржан-сал Кожагулов » Ответить

Бiржан-сал Кожагулов

Jake: Биржан Кожагулов 1831 - 1894 Биржан родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться "делом", избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца. Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме. Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и увидав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню "Тентек". Так же родилась другая песня "Жаймашуак". А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. "Айтбай" наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт девушки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю. В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии. В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось в местечке Ешки-Ульмес. Это состязание еще больше укрепило славу певца. Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне "Биржан-сал". Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием "сал", что означает "избранник народа". Углублению гражданских мотивов немало способствовала встреча Биржана с Абаем Кунанбаевым, происшедшая, вероятнее всего, во второй половине 80-х годов. Знакомство с великим поэтом, просветителем положительно повлияло на творчество Биржана. Песня "Биржан-сал акын" носит печать влияния абаевской песенной лирики, поскольку в ней поется о человеческом достоинстве поэта, его гражданском долге и печальной участи бедняка. Для джигита бедность - злая западня, Жить он не захочет, потеряв коня. Ну, а если друга нечем угостить, От стыда умрет он, не прожив и дня. Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Биржана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в айтысах. Последние годы жизни Биржана были омрачены тяжелыми испытаниями: вместе со старостью пришла бедность, а с бедностью - недуги и одиночество. Если нужду и старость Биржан переносил со стойким спокойствием, даже с иронией, то одиночество и непонимание были для него слишком тяжелы. Глухая стена недоброжелательства вызвала с его стороны отчужденность и замкнутость. В песнях последних лет Биржан стремится выразить тоску по безвозвратно ушедший молодости и славе. Все это для окружающих настолько выходило за рамки привычного, что Биржана признали психически больным. Последние три года он провел связанным в своей юрте и умер в тяжелейших муках в 1894 году. Перед кончиной Биржан сочинил песни "Асыл-Ахык" и "Темиртас", обращенные к детям. Свободолюбивый образ великого певца получил свое воплощение в опере Мукана Тулебаева "Биржан и Сара".

Ответов - 3

Jake: Биржан Кожагулулы (1834-1897 гг.) Известный казахский акын, композитор, родился в 1834 г. в Кокшетауской области (ныне Энбекшильдерский район). Обладая выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанируя себе на домбре, Биржан еще в раннем возрасте приобрел широкую известность на просторах казахской степи. Музыкальные способности Биржана проявились и в создании оригинальных музыкально-поэтических произведений. Он часто разъезжал по аулам, участвовал в различных народных празднествах, но особую популярность он приобрел, принимая участие в айтысах - своеобразном поединке остроумия и песенного мастерства; собрав вокруг себя талантливую молодежь, создал своеобразный кочующий театр. Справедливые выступления Биржана против патриархально-родовых обычаев, угнетения женщин и социального гнега навлекли на него гнев и немилость со стороны власть имущих. Его жизнь была полна трудностей и лишений, последние годы, омраченные преследованиями, межродовыми распрями и болезнями, ускорили его кончину в 1897 г. Основное место в творчестве Биржана занимает тема любви, ей посвящены песни "Айтбай", "Ғашығым", "Ғашық жар"', "Ләйлім шырақ" и др., несущие в себе отпечаток его чувств, переживаний, искренности и неподдельного лиризма. С чувством восхищения акын воспевал своих любимых коней в песнях "Телқоңыр", "Ақсеркеш" и др., посвященных гордым скакунам, обгоняющим быстрый ветер в бескрайних казахских степях. В песне "Орынбор әні" акын воспевает свою верную спутницу - домбру. Но художника вдохновляли не только молодость и красота, родная природа, радость бытия. Будучи выразителем интересов народа, он смело обличал в своих песнях произвол и гнет степных волостных управителей, таких как Жанбота (по чьему приказу у Биржана на одной ярмарке отобрали домбру) и Азнабай. Гневом и презрением пронизаны его песни "Жанбота", "Адасқақ" и др. Безысходностью и трагизмом веет от его песен последних лет жизни "Жамбас сипар", "Темір тас" и др. Благодаря ученикам и последователям, сохранились свыше 40 песен Биржана, среди которых такие признанные шедевры, как "Біржан-сал", "Алтын балдақ", "Ақтентек", "Жаймашуақ,", "Бұрылтай" и др. Широко известно и непревзойденное мастерство Биржана в искусстве айтыса: его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, на которое он специально приехал в далекое Семиречье, стало классикой этого жанра. Творчество акына Биржана, глубоко народное по истокам и сути, отличается новизной формы и разнообразием тематики. В отличие от фольклорной песни и устного народного творчества, песни Биржана подняли национальное песенное искусство на более высокий уровень, внесли разнообразие и оригинальный художественный стиль в исполнение песен и айтысов. Прозвище "сал" означает особый тип акына-мелодиста, разносторонне одаренной личности, ведущей своеобразный образ жизни и отличающейся необычностью наряда и поведения. Сал объединял в своем творчестве все виды народного искусства: музыкальное, поэтическое, драматическое. Акыны-салы часто разъезжали по аулам группами, пели хором или дуэтом. Их яркое самобытное творчество не ограничивалось только пением песен, они участвовали в борцовских состязаниях, показывали различные игры, были увлекательными рассказчиками. Биржан-сал оставил после себя много учеников и последователей, в том числе таких выдающихся, как Акан-сере Корамшин, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов и др. В настоящее время творчество Биржана популяризуется в народе через проведение специальных концертных программ, научных форумов и исследований, преподавание в учебных заведениях. Народный артист СССР, композитор М.Тулебаев написал известную оперу "Биржан - Сара", в основу которой положен айтыс прославленных акынов.

салтанат: сара сан жүйрік місе алмас бұлбұл ақын

фы: Асыл Акык балдарымау шешейші, білегіме, арқан баты



полная версия страницы