Форум » Люди и Казахстан » Райымбек-батыр » Ответить

Райымбек-батыр

Jake: Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна) Райымбек - казахский батыр. Его дед - Ханкелди-батыр - в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-батыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести - стал батыром. Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкелъ-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие. Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

Ответов - 3

Jake: Райымбек Батыр (1705 – точная дата смерти неизвестна) Вот и ты здесь вырос вольной птицей И в суровый для отчизны час Полетел в огонь с врагами биться, Биться смело, смерти не страшась. Г.Малдыбаев Наиболее трагическими для казахских степей стали 1723-1727 годы, когда под напором превосходящих сил завоевателей казахи были вынуждены покинуть веками насиженные места и бежать в пределы среднеазиатских ханств. С запада начались набеги волжских калмыков, башкир и русского казачества. Этот период запечатлен в народной памяти как годы Великого бедствия, которые повлекли за собой разорение, нищету и массовую гибель. В 20-40-х годах XVIII века большая часть казахских земель находилась под владычеством джунгар (ойратов, как называли их казахи). Джунгарское ханство представляло собой очень серьезную угрозу: на вооружении его огромной армии имелось огнестрельное оружие, служили в ней шведские офицеры, прошедшие театр европейских войн, большая масса собственных дружин, закалившихся в войнах против Цинской империи. К 30-м годам Джунгария стала одной из мощнейших кочевых держав Евразии. Она одновременно воевала с Китаем, Казахским ханством, среднеазиатскими владетелями и угрожала северным границам России, часто совершая набеги на их укрепления в Сибири и на Алтае. Угроза гибели сплотила весь казахский народ, повсеместно стали создаваться ополчения, народ из своей среды выдвинул наиболее сильных и стойких воинов, из числа которых вышел батыр, сумевший спасти родину. Таким батыром стал Райымбек. Райымбек родился в 1705 году на территории современной Алматинской области. Он из рода албан, подрода алжан. Дед Райымбека Кангельды (Ханшельды), по письменным источникам, известен как предводитель и дипломат. Он участвовал в российско-казахских переговорах, а в 1734 году посетил в составе казахской делегации Петербург. Его имя также встречается в памятниках казахско-джунгарских взаимоотношений. С детства Райымбек рос в атмосфере духа защиты Родины и освобождения родных земель от джунгарской кабалы. Уже в 17 лет он был признан «батыром»! А в те времена людей ценили за реальные подвиги, а не за происхождение и богатство. К 1723 году Райымбек был уже сложившимся лидером, и во времена джунгарского нашествия возглавил отряды ополченцев. При его активном участии и с помощью батыров Утегена, Малайсары, Сатая и Наурызбая удалось спасти от гибели тысячи казахских семей. Именно Райымбеку принадлежат слова: Алаш – высокая Родина моя, Алатау – мои исконные земли, знаешь ли ты? Летовки – Ассинские предгорья, А зимовки – верховья Алматы. Перелом в войне с джунгарами наступил во второй половине 20-х годов. Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахи, заманив врага в глубь своих территорий, внезапно нанесли удары с правого и левого флангов. Затем сокрушительный удар был нанесен с тыла. Джунгары потерпели поражение. В 1729 году произошло еще одно крупное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке, в низине Балхаша, в местности Аныракай. Здесь объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу над противником. В ходе этих битв казахские воины, учитывая важность сражения, нападали под утро, умело используя момент внезапности. Аныракайская битва была продолжительной, это было множество поединков различных отрядов, они захватывали и отступали от господствующих высот. К решающему сражению казахи подтянули свежие войска, и тогда началось общее наступление. Были тщательно подготовлены атаки конницы, продуманы стремительные контратаки, применялся рассыпной конный строй, в необходимых случаях – плотное построение пеших колонн. Эти тактические приемы принесли успех. В этих битвах под началом Абылая и Абулхаира участвовали Кангельды Сырымбетулы и Райымбек, возглавлявшие вместе с батырами Богенбаем и Кабанбаем казахское ополчение. Еще более активное участие Райымбек принимал в изгнании джунгар из Жетысу. Его имя стало знаменитым на всю степь. По свидетельству современников, он был 77 раз ранен в боях, и только железное здоровье, огромная сила воли, да находившиеся рядом верные соратники, 33 года удерживали воина в седле. Мощь Джунгарской империи постепенно ослабевала к 40-м годам XVIII века. Теснимые с востока китайской армией императора Канси, а с запада – казахской армией, джунгары, особенно после смерти Галдан-Цэрена, были вынуждены оставить Жетысу и уйти к Алтайским горам. Джунгарский хан Шамал с горечью восклицал: Где еще есть такая земля, как Алматы? Где травы высоки, А яблоки красны и огромны, как сердце. Райымбек, Караш, Наурызбай, Отеген, Болек и Сатай Загнали наши души в пятки. Куда девался в это время высокородный контайчи? Но, несмотря на плач джунгарского хана военные гарнизоны врага цепко держали в своих руках долины рек Каскелен, Текес, Или. Нужно было иметь огромную силу воли и энергию, чтобы очистить эти земли от захватчиков. Отступая, джунгары отчаянно сражались, по пути нападая на близлежащие аулы. Значительные территории вокруг современного Алматы находились в руках джунгарских владетелей Аганаса и Арысхана. На военном совете казахов Старшего жуза было принято решение освободить захваченные земли. Узнав через доверенных лиц о готовящемся нападении Аганаса, Райымбек принял решение неожиданным ударом опрокинуть противника. Ворвавшись во главе своих войск в стан неприятеля, он обратил джунгар в бегство, и в ходе битвы убил Аганаса. Следующей взятой крепостью стала ставка Арысхана. В темноте воины Райымбека находили друг друга по кличу «Райымбек». Позже он стал кличем всего рода албан. Потерпев поражение, воины Арысхана вынуждены были пойти на унизительный мир. Эта передышка была крайне нужна и самим казахам. Война принесла немало страданий простым людям, появились раненые, вдовы, сироты… В последующем казахско-джунгарские отношения вновь обострились. После ожесточенных сражений в 50-х годах с одним из могущественных джунгарских князей Тореханом Райымбеку, Бакай батыру и Кабанбай батыру удалось вытеснить неприятеля за Хоргос и Нарынкол. В создавшихся условия джунгары вновь запросили мира. Казахи согласились, поскольку большая часть территории уже отошла к ним. Согласно договоренности стороны в течение двух месяцев должны были обменять пленных, а богатства оставались казахам. Были определены границы землепользования. Возможно, уступчивость джунгар объяснялась и тем, что, начиная с 1753 года, в руководстве страной произошел раскол, усилились междоусобицы. В 1757 году Джунгарию охватил сильнейший политический кризис, а в 1758-м она пала под ударами китайской армии. В таких условиях Райымбеку пришлось проявлять особую отвагу и самоотверженность, чтобы защищать свой народ. Со временем его имя стало символом целого рода и приобрело священный ореол. В боях и походах с ним были любимый конь Кокмойнак и огромный белый верблюд-атан. Райымбек сыграл большую роль в окончательном вытеснении джунгар с юго-восточных рубежей казахских земель. При его активном участии были определены границы по рекам Текес и Каркара. Воздвигнутая им огромная красная стела в Нарынколе стала памятным знаком при определении казахско-китайской границы. Райымбек проявил себя не только как отважный воин, но и как искусный дипломат. Понимая, что конфликты между народами могут вызвать кровопролитие, Райымбек убеждал враждующих мудрым словом. Так он вел долгие переговоры с китайским ставленником Манжу ханом. Где посулами, а где применяя силу, Райымбек добился значительных уступок со стороны Манжу. Жизнь батыра Райымбека прошла на переломных этапах казахской истории. Вступив с детских лет в народное ополчение, Райымбек был очевидцем трагических событий Великого бедствия, джунгарского владычества. Он стал свидетелем и участником крушения Джунгарского ханства. Много лет Райымбек жил в походах, не слезая с коня, не расставаясь с оружием. Он познал и горечь поражений, и радость побед, когда вместе с Абылаем, Кабанбаем, Карасай батыром и многими другими соратниками высоко поднял падающее знамя Казахского ханства. При жизни он был признан «аулие - святым». Старые раны, полученные в боях, дали о себе знать в последующем. Точная дата смерти Райымбека не установлена. Но источники тех лет сообщают, что, почувствовав приближение смерти, он пригласил своих соратников со всего края и попрощался с ними. Кончину его оплакивала вся степь. Райымбек прожил достойную жизнь и был похоронен с почестями близ Алматы. Его захоронение стало объектом паломничества казахов. Позже это место вошло в восточные границы города. В 1981 году на его могиле была установлена гранитная стела, а в 1994 году в торжественной обстановке был открыт мавзолей выдающегося воина-освободителя.

Jake: Мавзолей Райымбек-батыра

Jake: Герой сурового времени К 300-летнему юбилею Райымбек-батыра, прославившегося в сражениях с джунгарскими захватчиками, мы публикуем материал писателя Жолдасбая Турлыбаева, в творчестве которого славные подвиги народного героя Райымбека занимают особое место. О том, как он пришел к этой теме, сам автор рассказывает так: — Впервые о Райымбек-батыре я услышал от отца в десятилетнем возрасте. Во время байги отец посоветовал мне в трудные моменты восклицать: «Райымбек!». И когда я произнес это имя, в самом деле почувствовал необыкновенный подъем. С тех пор вот уже 63 года имя батыра стало для меня кличем. Я слышал много легенд о его необыкновенных способностях, а после публикации в газете «Лениншiл жас» поэмы Мукагали Макатаева «Райымбек! Райымбек!» понял, что должен написать о батыре книгу. Собирал материал, расспрашивал стариков — знатоков истории, сопоставлял факты, выделяя наиболее достоверные. Объехал весь юг Казахстана, начиная с Сумбе, Нарынколя, Жаркента до Самарканда, Ташкента и Туркестана. Восходил на гору Казыгурт, где по легенде причалил ковчег Ноя, а также на вершины Кособа, Огемтау (там, по преданию, была ставка Змеиного царя). Много интересного узнал от сарыагашского поэта и врачевателя Абена. В Шымкентской и Кызылординской областях живет род Албан, который не покинул свои земли в суровую годину — «актабан шубырынды». В 1982 году я сдал рукопись в печать, но строгая цензура продержала ее четыре года. И только благодаря поддержке председателя Комитета по печати, полиграфии и книжной торговле Калита Закирьянова, а также директора издательства «Жазуши» Саина Муратбекова и главного редактора Мухтара Магауина в 1987 году мой труд увидел свет. Сначала название книги было «Райымбек», но по совету Саина, посчитавшего его слишком смелым, мы остановились на другом — «Августовское утро». Предисловие к роману написали историк Кенес Нурпеисов, писатель Кабдеш Жумадилов, искусствовед Кадырбек Уалиев. Положительные отзывы на него появились в газетах и журналах. Это вдохновило меня на создание второй части романа, которая вышла в 1992 году уже под названием «Райымбек». Говорят, что у каждой эпохи свои герои. В тяжелую годину, когда воинственные джунгары постоянными набегами изматывали казахские становища, все мужское население обширной степи было в седле. Когда события принимали опасный оборот и казалось, что гибель неминуема, всегда находился герой, который становился спасителем своей отчизны. Райымбек-батыр был одним из таких благословенных воителей. В ХVII—ХVIII веках для казахов сущей напастью стали набеги джунгар. В начале ХVII века многочисленные разрозненные джунгарские племена хан Харахуладан объединил в одно государство Дорбен ойрат (четыре ората), которое постепенно окрепло, и многочисленные контайчи вплоть до начала правления Галден-Церена время от времени совершали опустошительные набеги на казахские земли. Казахские роды отчаянно сопротивлялись, теряя лучших сынов. Народ героически отражал атаки калмаков (так называли казахи джунгар), загоняя врага обратно в его логово. В 1668, 1696, 1711 и 1715 годах джунгары пытались подчинить непокорное казахское ханство, однако получали отпор. Особый расцвет казахская государственность получила во время правления Тауке-хана. Тогда стали формироваться законы, знаменитые бии Толе, Казыбек и Айтеке создали предпосылки для справедливого судейства. Эти судьи вышли из гущи народа, и поэтому простые казахи гордились ими. Постепенно вокруг биев и хана Тауке стало формироваться качественно новое общество. После кончины Тауке-хана его многочисленные наследники, борясь за ханский трон, внесли раскол и смуту в степь, ослабив этим государство. Зная об этом и о страшных последствиях джута, который уничтожил много скота, захватчики решили воспользоваться моментом. В 1723 году семь джунгарских туменов, а это семьдесят тысяч вооруженных до зубов всадников, начали с востока поход на казахское ханство. Наследник Тауке-хана — Болатхан не сумел объединить беков и султанов и поднять весь народ на борьбу с врагом. И. К. Кириллов, который был оком русской царицы Анны Иоанновны в казахской степи, докладывал ей, что соперничество, зависть и раздоры казахской «белой кости» ослабляют благословенную землю и ведут ее к пропасти. Народ мечтал, чтобы из его рядов вышел батыр, способный спасти родину. И мечта сбылась: таким батыром стал Райымбек. Райымбек не только хорошо владел мечом, но был умен, прозорлив, реально смотрел на вещи. Батыр больше тридцати лет провел в седле, сражаясь с чужаками. Этот человек при жизни был признан святым. С именем Райымбека на устах безусые парнишки смело бросались на врага. Воинственный клич «Райымбек!» поднимал на ноги всю степь. Батыра воспитали Кангельди-ата и Сулуке-ана. Казалось, они с пеленок готовили внука для больших дел. Благодаря стараниям деда цельность характера батыра стала проявляться еще в раннем детстве. Сам Кангельди — знаменитый батыр и достаточно известный дипломат. В 1733 году видные люди Большой орды послали письмо русской царице Анне Иоанновне. В нем рядом с подписью биев Толе и Кодара есть имя Кангельди. Это первое письмо в Петербург отвезли батыры Аралбай и Оразгельды. А второе письмо на имя царицы отвезли сам Кангельди и младший брат Толе-би — Айтбай. Судя по содержанию рукописей, хранящихся в архивах Китая, Кангельди был в числе 90 лучших людей алаша, отправившихся вызволять из джунгарского плена султана Аблая. Начиная с 1733 года батыр Кангельди находится рядом с Толе-би и активно участвует в отправлении государственных дел. Достоверные сведения о Кангельди можно почерпнуть из знаменитого дастана Кенена Азербаева «Токетай и Маникер». Акын с уважением отзывается об этом государственном муже. О внуке Кангельди — Райымбеке Казахская советская энциклопедия дает такие сведения: «Райымбек-батыр родился в 1705 году. Дата смерти неизвестна. Казахский батыр Райымбек проявил самоотверженный героизм в борьбе с джунгарскими завоевателями. Является представителем Большого жуза из рода Албан, ответвления Алжан. Родословную ведет от прадеда Сырымбета». Райымбек в семнадцать лет проявил смекалку и героизм в сражениях с джунгарами, и уже в этом возрасте народ признал его батыром. Возможно, в сказаниях о Райымбеке акынов, биев, степных златоустов и жырау есть небольшие вариации и отступления, но в целом сохранились многочисленные свидетельства исторической правды о батыре. Судя по высказываниям сказителей и уважаемых аксакалов, Райымбек всегда вспоминал три памятных события в своей жизни, которые считал проявлением героизма. Первый случай произошел в непроходимой чаще на побережье реки Или. Лес в те времена был густо населен дикими зверями. Райымбек, возвращаясь в родное селение через перелесок, повстречал тигра. Тигр метнулся в прыжке, чтобы вцепиться всаднику в горло. Юноша был вооружен копьем и мгновенно насадил хищника на острие. Если бы он чуть замешкался и потерял хладнокровие, то зверь разорвал бы его в клочья. Второй случай тоже занимательный. Однажды в детстве Райымбек заснул в степи с открытым ртом. Небольшая ядовитая змея, увидев спящего ребенка, засунула голову ему в рот. Почувствовав неладное, мальчик мгновенно проснулся и откусил голову гадюке. Если бы малыш испугался, то скончался бы от смертельного укуса. Третий случай, о котором любил рассказывать батыр, является излюбленной темой многих акынов и сказителей. Райымбек на своем любимом скакуне Кокойнаке вместе с друзьями неспешно ехал вдоль реки Или. Внезапно один из соратников батыра увидел невдалеке большое войско джунгар. Идти в лобовую атаку бессмысленно — силы неравные. Дело было ранней весной. Лед на реке только-только начинал таять. Батыр предложил своим спутникам переплыть реку. «Это лучше, — стал он убеждать их, — чем попасть в плен к ненавистному врагу». Пока остальные в нерешительности разглядывали огромные льдины, крутящиеся в бешеном водовороте, и топтались на месте, Райымбек натянул удила и, подбодрив преданного Кокойнака, бросился в ледяную купель. Его спутникам ничего не оставалось, как последовать вслед за бесстрашным батыром. Провидение и на этот раз спасло талантливого военачальника. Суровые годы, наполненные борьбой и походами, не щадили народного героя — Райымбек был ранен 77 раз, и только железное здоровье и огромная сила воли 33 года удерживали воина в седле. В своем стремлении освободить народ от захватчиков Райымбек-батыр не был одинок. Его окружали многочисленные соратники, друзья, зрелые бойцы, которые поначалу обучали его воинскому искусству. С именем Райымбека связывают и плеяду храбрых батыров, таких как Наурызбай, Караш, Малай, Катпа и Тулек. Широкий кругозор и мудрость сами по себе не приходят. Рядом с Райымбеком были лучшие сказители, акыны, ясновидящие и батыры того времени. В бою простым казахам придавали силы напевы Кабая-жырау и Альмерека-сказителя. Берущие за душу песнопения подпитывали и Райымбека. Прозорливость и умение просчитывать все наперед Райымбек-батыр черпал у своего родного дяди по матери — батыра Биеке. Хладнокровие и неоглядную смелость — у батыров Бердикея, Балпыка, Болека, Сатая, Аралбая. В драматичные для казахов годы великого бедствия — «актабан шубырынды», когда они были вынуждены покидать родные края под напором джунгарских завоевателей, Райымбек со своими воинами следовал за кочевьем, защищая его от отрядов джунгар. Славный батыр широко использовал тактику партизанских боев. Его люди повсюду выставляли дозоры, то здесь, то там сновали неутомимые лазутчики сардара. Летучие отряды казахских сарбазов наносили серьезный урон калмакам. Когда казахи, покинувшие родные места, начали устраиваться на новом месте, военачальники под командованием Райымбека собрали в кулак своих сарбазов и погнали врага вспять. Они преследовали джунгар, минуя Келес, Бадам, Туркестан, Сайрам. На побережье Или и на Балхаше отряды, возглавляемые батырами Отегеном, Наурызбаем, Сатаем, Малайсары, Матаем и более старшими военачальниками — Кангельди, Бердикеем и Бике, составили мощное воинское объединение и погнали джунгар на восток. События этой драматической и одновременно героической эпохи подробно описаны в дастанах Кабая-жырау, а позднее — в поэмах Джамбула, Кенена, Тлемиса. В дастане «Отеген» акына Тлемиса Досболулы перечисляются имена батыров, с которыми Отеген стремя в стремя выходил на врага: С одной стороны плечо Райымбека, Шинета, Таусара, С другой — Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая… В 1989 году в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китайской Народной Республики издательством «Халык» были выпущены два объемных тома дастана «Кабанбай-батыр». В нем часто упоминаются имена Райымбека и других не менее известных батыров. Каждому автор уделяет внимание и дает оценку их ратному искусству. «Перед решающим наступлением на врага Кабанбай собрал батыров — представителей всех родов из трех жузов», — пишет во вступлении к этому произведению исследователь из Синьцзяня Зейнолла Санк. Он перечисляет имена батыров: «Хан Аблай, Богенбай из рода канжыгалы, Жанибек из кереев, Жадик Жантай, Кокбори кокжал Барак (из голубых волков голубогривый Барак), би Боранбай от мурынтаев, Бердигожа от шанышкылы, Каздауысты Казыбек, от уйсынов Райымбек, от каптагаев Карашокай». У казахов есть давняя священная традиция уважать и превозносить акынов и батыров и вместе с тем беспрекословно подчиняться власти в лице ханов и биев. Наверное, поэтому воинственным кличем рода Албан и по сегодняшний день является клич «Райымбек!». Основной сюжетной линией поэмы «Райымбек! Райымбек!», автором которой является любимец народа поэт Мукагали Макатаев, стал этот яростный и гневный клич воителей: «Райымбек!». Многие места сражений с туменами джунгар носят имя Райымбека. Это является лучшим свидетельством событий давно ушедшего века. Всенародная борьба с джунгарским нашествием началась с востока и постепенно приблизилась к урочищам Алма-Аты. Жырау в своих дастанах описывают встречу Райымбека с родными вершинами Алатау и приписывают воителю такие слова: «Народ с кличем предков «алаш!» — мой народ, моя родина — долины Алатау, джайлау — Асы, зимовье — красавица Алма-Ата». Из многочисленных дастанов, песен, сказаний Кабая-жырау о Райымбеке сохранились лишь разрозненные четверостишия, куплеты песен и строчки поэм. Когда войска Райымбека, Наурызбая и Отегена, изрядно потрепав войска калмаков, отбросили их назад, хан Шамал — ставленник погибшего хана Хаскелена, с горечью восклицает: Где еще есть такая земля, как Алматы? Где травы высоки, А яблоки красны и огромны, как сердце. Райымбек, Караш, Наурызбай Отеген, Болек и Сатай загнали наши души в пятки. Куда девался в это время высокородный контайчи? Этот плач джунгарского сатрапа до сих пор хранят в памяти казахские жырау. На месте проспекта Абая в Алматы в 50—60 годы прошлого столетия пролегал длинный арык, который жители называли «главный арык». Старики говорят, что раньше этот арык называли «пруд Райымбека». История этого названия такова. Когда ойраты временно завоевали территорию Алматы, они взяли в плен около 90 (по другим сведениям 300) воинов-казахов и заставили их рыть арык для того, чтобы отвести небольшой канал от Малой Алматинки. Видимо, это было в эпоху поражения казахских войск на Анракае. Райымбек со своими сарбазами вскоре освобождает пленных, работу же по отводу воды из реки решили продолжить. В результате в алматинские долины пришла вода, и крестьяне начали сеять пшеницу. Сначала этот арык называли «Пруд свободы», затем стали называть «Пруд Райымбека». Сохранились сведения о том, что в 1733 году Болек-батыр был назначен послом в ставку джунгар от Великой орды. Сопровождал казахского посла Райымбек. Возвращаясь от джунгар, Райымбек прихватил с собой клубни картофеля. Батыр предложил оседлым крестьянам, обосновавшимся на зимовьях близ Алматы, посадить эти клубни. Казахи назвали эти клубни «земляные шишки». В память о походе Райымбека через Чиликти у подножия горы Уш Калкан («Три Щита») остались «Переход Райымбека» и «Дерево, к которому батыр привязывал своего скакуна». В этом месте войско Райымбека вброд переходило реку Или. Чуть дальше, в долине Кокпекти, есть местечко, которое называется «Ойран тобе» («Вершина сражения»). Здесь в течение месяца в 1745 году казахи вели военные действия против калмаков. Две вершины остались в памяти местных жителей как погребальные пики. На одной из них нашли покой кости казахских сарбазов, на соседней — навсегда остались джунгарские воины. К северу от Ойрантобе, в низине под горой Торыайгыр до сих пор сохранился родник Райымбека. Места здесь засушливые. Народная легенда рассказывает о том, что когда измученные жаждой воины Райымбека пришли в эту местность, по какому-то наитию батыр вонзил свой меч глубоко в сухую землю и оттуда забил фонтан чистой холодной воды. Этот родник сейчас охраняется как реликвия. Путники часто сворачивают к этому месту, читают молитвы, поклоняясь роднику, как святыне. На дерево, склонившееся над водой, странники привязывают ленточки и кусочки ткани. Между Алматы и Райымбекским районом на протяжении 350 километров очень много поселений, рек и небольших речушек, названия которых связаны с именами знаменитых батыров. В местах, где Райымбек потеснил врагов к Кегену, остались «Равнина Малая» и «Мелодия Караша». Это имена сотника и тысячника славного войска Райымбека. К востоку от Кегена находится пик Жалаулы. Это название тоже связывают с походом Райымбека и его соратников. Сарбазы Райымбека, победив в кровавом бою джунгар, водрузили на пике знамя. В честь торжества над завоевателем и в память о героизме казахских воинов этот пик назвали Жалаулы. Населенный пункт Сумбе Райымбекского района (бывший Нарынколь) граничит с Илийской казахской автономной областью Китая. Недалеко от Сумбе находится холм, который назывется Кызыл Оба. Он образован нагромождением огромных валунов, а название связано с красноватым цветом его камней. Высота его около восьми метров. Историю возникновения этого холма тоже связывают с именем Райымбека. Его войско преследовало отряды джунгарских ханов Арыса и Аганаса до самой Кульджи. Сарбазы Райымбека, отдохнув в Жулдызской долине, отправились назад в родные места. Жители освобожденных от джунгарского гнета аулов повсюду следовали за батырами Райымбеком, Малаем, Малайсары, Карашем. Наконец, кочевье остановилось в урочище Сумбе. Прозорливый руководитель Райымбек поделился с батырами своими мыслями. «На такую плодородную землю найдется много охотников. Для того чтобы больше никто не претендовал на нее, нужно установить какой-то памятный знак, — с такими словами обратился Райымбек к своим спутникам. — Пусть это будет курган из камней», — продолжил свою мысль военачальник. Поскольку поблизости не было больших валунов, пришлось запрячь волов и возить огромные камни с побережья озера Тузколь, что находится между Шалкоде и Нарынколем. Позднее, в середине XIX века, когда казахи полностью перешли под покровительство царя и влились в состав Российской империи, при возникновении споров о размежевании границы России с Китаем курган Кызыл Оба был бесспорным ориентиром. Райымбек при жизни был признан ясновидцем. Когда казахи с кличем «Райымбек!» бросались в атаку, имя знаменитого батыра сеяло панику в стройных рядах джунгар. Услышав, что приближается войско Райымбека, джунгары, побросав свои зимовки и куре (зимовья, украшенные скульптурами Бурхана), в панике бежали куда глаза глядят. Поэтому осталась присказка: «Если придет Райымбек, лишимся и голов, и тучного скота». Судя по отрывкам из дастанов и сказаний Кабая-жырау, Райымбек не был бесшабашным воякой, который крушил врага направо и налево. Батыр тщательно исследовал местность перед боем, обстоятельно просчитывал шансы предстоящего боя. Одним словом, талантливый полководец никогда не шел напролом. Летучие отряды Райымбека внезапно врывались в становища джунгар, сея ужас и панику среди вражеских солдат. Умение без потерь уйти от врага, перейти бурную реку, водрузить знамя алаша на самом высоком пике, найти воду в пустыне, строить курганы, сажать цветущие сады — все было по плечу славному Райымбеку. Не случайно в народе его прозвали «святым Райымбеком». Подвиг ради своего народа никогда не остается незамеченным. Герой, который собственной кровью платит за безграничную любовь к своей земле, всегда остается со своим народом в его памяти и живет вечно. В 1990 году по инициативе историко-этнографического общества «Райымбек» на могиле знаменитого батыра был воздвигнут величественный мавзолей. В 1991 году постановлением Правительства одной из самых больших улиц Алматы было присвоено имя Райымбека (теперь это проспект). Согласно волеизъявлению народа, Нарынкольский и Кегенский районы были объединены в один, которому тоже присвоили имя прославленного полководца. И там установлены его конные скульптуры. В честь 300-летнего юбилея батыра Райымбека школе и одной из улиц Астаны также дано его имя, как и военному округу близ Алматы. Думается, что внимание соотечественников к своим героям не должно ограничиваться только празднованием юбилеев. Есть вечные ценности, которые дороги каждому из нас, и будем надеяться, что они не затеряются в суете жизни. Жолдасбай ТУРЛЫБАЙУЛЫ, писатель, председатель общественного фонда «Райымбек» //Казахстанская правда от 06.08.2005



полная версия страницы