Форум » Люди и Казахстан » Кадыргали Жалаири » Ответить

Кадыргали Жалаири

Jake: Российский обыватель привык судить о событиях, происходивших в Сибири более четырехсот лет назад, в основном по фильму «Ермак», создатели которого не ушли далеко от традиций советского кинематографа в изображении исторических сцен, когда враги исключительно были представлены глупцами и недалекими злодеями. Мурза Карача, к примеру, в фильме показан как хитрый старец, который заманивает в ловушку и убивает Ивана Кольцо. Однако мало, кто знает, что Карача (настоящее имя Кадыргали Жалаири) владел больше каламом-пером, нежели саблей, т.е. был ученым. До сих пор его труды закрыты для рядового читателя. О судьбе Карачи и его спутников, нелепо оказавшихся в плену, а затем ставших почетными лицами в царской России, эта статья. Битва за Сибирь. Сеид-Ахмад Сибирское ханство перестало существовать в августе 1588 года. Вот как описывается это событие в летописи "Покорении Сибири": - "Летом 7096 (1588) году случилось князю Сейдяку (последний хан Сибири - Сеид-Ахмад) с салтаном Казачьей Орды и с мурзой Карачею и с 500 человеками татар на берегу реки Иртыш забавляться ястребиной охотою... И понеже сие происходило в виду от города, то письменный голова Чулков тотчас о том увидал и послал к князю, чтобы его с товарищами просить к себе на обед, причем о мирных договорах советовать можно будет". Иногда последним сибирским ханом называют Кучума, но это не так. Кучум был последним чингизидом на троне Искера (столица Сибирского ханства), а последним ханом - Сеид-Ахмад. Долгое время Тюменским ханством владел род тайбугинов. В середине 1400-х отпрыск Чингиз-хана Ибак убил тайбугина Мара и занял трон. Однако внук Мара – Мухаммед, - от рук которого через некоторое время пал сам Ибак, вернул себе ханский титул. По прошествии времени колесо истории вновь повернулось вспять: тайбугина Едигера убил чингизид Кучум, а сын Едигера по имени Сеид- Ахмад скрылся от кучумовской сабли в Средней Азии. Вскоре Кучуму пришлось оставить трон Сибири, когда к Искеру приплыли струги Ермака. После же гибели атамана в водах Вагая в Искер вошел со своей дружиной и объявил себя великим ханом последний представитель рода Тайбуги – Сеид-Ахмад. Однако править Сеид-Ахмаду пришлось недолго: все новые струги появлялись в устье Тобола, и с утра до ночи был слышен стук топоров. Это строился Тобольск. Грозно взирал хан со стен Искера, как рядом, в нескольких шагах от его вотчины противником возводится новый город. Тобольск был срублен за лето 1587 года. Несмотря ни на что, хан избегал конфликта с русскими, которые, по его мнению, были способны метать огонь из "палки" (использовать огнестрельное орудие). Сеид-Ахмад решает заключить союз с казахским ханом Тауеккелем. Летом 1588 г. представители союзников - племянник Тауеккеля 16-летний Ураз-Мухаммед и Карача - прибывают в Искер. Как сообщают летописи, во время ястребиной охоты последние не хотели принимать приглашение воеводы Чулкова на переговоры, однако молодой салтан настоял на визите в Тобольск. Гостей встретил радушно сам Данила Чулков. Вскоре наступил момент, ради которой были заманены парламентарии в крепость. Наполнив чашу до краев, воевода предложил мусульманам выпить за могущество «белого царя». "Но понеже Сейдяк и его товарищи ту чашу выпить отговаривались, то оное принято за явное доказательство, что, конечно, у них намерение худое. Между тем, по Чулкову приказу, все русские войско в городе вооружилось и, по данному от него знаку, знатнейшие гости взяты под караул, а рядовые, которые у них были в провожатых, - все побиты" («Покорение Сибири»). Гостей пленили. В тот же день отряды Чулкова вошли в Искер. «С того времени ни татаре, ни русские долее в городе Сибири не жили», - говорится в летописи. Тайбугин Сеид-Ахмед получил в почетном плену поместье в уезде Бежицкий Верх западнее Ярославля. Кадыргали бек - слуга трех царей Впервые Кадыргали бек появился в Сибири вместе с Кучумом. Вместе с титулом Карачи (главного визиря) ему была дарована вотчина на территории нынешнего Тобольского района. После же изгнания Кучума Ермаком Карача был вынужден бежать в степь. Летом 1588 года он вновь появился в Сибири, на этот раз в качестве посла казахского хана. Сохранилось письмо, изъятое при пленении. Оно гласит: "Обладатель сей высочайшей грамоты - Главный эмир Среднего жуза Кадыргали-бек из племени жалаиров. Он уполномочен вступить в сношения и вести переговоры с беком племени сибиров Сейтеком, а также с Кучум-ханом из дома Сибана (Шейбана. – Авт), а также с русскими беками в Чимги-Туре. Повелитель правоверных Тауеккель-хан приложил свою печать". Сибирских пленников отправили в Москву. В "Покорении Сибири" по этому поводу сообщается: "Таких знатных пленников в Тобольске долго у себя держать опасно было. Того ради Чулков еще тою же осенью, а именно сентября 10 дня 7097 (1588) году, их в Москву к Его Царскому Величеству отправил, где они по их природе честно были приняты и пожалованы вотчинами". Позже Карача служил у Ураз-Мухаммеда, помогая ему успешно продвигаться по службе. Последние годы Кадыргали бек провел за книгами. Его собственные сочинения, как правило, начинаются с одобрительных высказываний в адрес Бориса Годунова, которого он называет "Барс-ханом". Более трехсот лет труды Кадыргали бека лежали в архивах и были доступны лишь узкому кругу специалистов. К сожалению, до сих пор они не переведены на русский язык. Умер Карача в 1601 году на Рязанщине в собственном имении. Калиль Вахитов www.islam.ru

Ответов - 1

Jake: Кадыргали Жалаири (приблизительно 1530-1605 гг.) Кадыргали Косынулы Жалаири, Кадыргалибек Косынулы Жалаири, Кыдырали ибн Хосумбек - средневековый казахский ученый и известный би. Предки Кадыргали Жалаири со времен Караханидов непрерывно были ханскими ноянами, визирями, батырами. Его отцом был Косын-бек, а дедом - Темшик-батыр. Кадыргали Жалаири выполнял должности воспитателя высокородных отпрысков и ханского советника при дворе правителя. После того, как его аул был разорен калмыками, а сын Шыгай-хана и брат Тауекель-хана - Ондан султан - погиб от вражеской руки, Кадыргали Жалаири, взяв с собой 13-летнего сына Ондан султана Ораз-Мухаммед а, перекочевал вместе с родственниками на территории, принадлежавшие Сибирскому хану Кучуму. Находясь там, он также получил назначение старшего бия. Кадыргали Жалаири в своем "Песенном сборнике" писал следующее: "Мои предки служили предкам Ораз-Мухаммед султана. Сам я служил деду Ораз-Мухаммеда Ондан султану, а впоследствии постоянно находился рядом с Ораз-Мухаммедом." Кадыргали Жалаири, будучи знатоком не только родного, но и арабского и персидского языков, имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры. Кадыргали Жалаири по богатству своих знаний стоит на одном уровне с величайшими мыслителями Средней Азии. Должным образом оценив ученость и гениальность Кадыргали Жалаири, хан Кучум назначает его своим советником. Наряду с этим, Кадыргали Жалаири являлся советником-бием Сибирского князя Сейдека. Впоследствии Кадыргали Жалаири, выступив против хана Кучума, вместе с Ораз-Мухаммедом сблизился с Сейдеком, вследствие чего авторитет и статус последнего поднялся на более высокий уровень. В российских летописях по этому факту сохранились сведения, согласно которым: "... усиление власти князя Сейдека в тот период было обусловлено появлением при его дворе царевича Казахской Орды (Ораз-Мухаммеда) и господина Караша (т. е. Кадыргали Жалайри)". В 1588 г. сибирский воевода Д.Чулков, обманным путем захватив в плен Кадыргали Жалайри, Ораз-Мухаммеда и Сейдека, отправил их вместе с домашним хозяйством и семьями в Москву в качестве "заложников". До 1598 г. Кадыргали Жалайри жил в Москве в царском дворце. За участие в 1590-1591 г. в войне против шведов, Крымского ханства и проявленный в ходе сражений героизм, русский царь Федор Иванович выделил в 1592 г. султану Ораз-Мухаммеду земли на берегу реки Оки, входившие в состав бывшего Касымовского ханства. В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей. В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д. Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана. Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалайри в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии. Научный труд Кадыргали Жалайри был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н.И.Ильминским, И.Н.Березиным, академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч.Валихановым.



полная версия страницы