Форум » Люди и Казахстан » Жусипбек Аймауытов » Ответить

Жусипбек Аймауытов

Jake: Жусипбек Аймаутов 1889-1931 Жусипбек Аймауытов - многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников "Тэрбиеге комекшi" ("Пособие для воспитателя"), "Психология", "Жан жуйесi жэне онер тандау". Аймауытов родился в 1889 году в Баян-Аульском районе Павлодарской области. Умер в 1931. До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Кереку (Павлодаре) в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима. Два года проработав учителем у себя в ауле он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию и заканчивает ее в 1919 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и добывая себе на пропитание, Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни. Еще подростком, в 13 лет он писал стихи, вторая пора приобщения к ним пришла в 19-20 лет. Впервые Жусипбек печатался в 1913 году в газете "Казак". В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты "Казак тiлi", педагогом в школе (Каркаралы), институте (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент). В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете "Енбекшi казак" и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы- "Я придерживался отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих", - сказал Жусипбек в свое оправдание. Доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье "Жусипбек" называет его очернителем, лжехудожником, политическим "контрреволюционером". Теперь обвинение было гораздо более тяжким - участник нелегальной контрреволюционной организации. В апреле 1931 года Аймауытов был расстрелян. От первого брака у него осталось двое сыновей. У Аймауытова сложилась трудная судьба: бесконечные подозрения со стороны властей, наветы, гонения. Тяжким и долгим было получение образования, мучительно и его творческое самовыражение. Трагичной оказалась судьба наследия, которое почти полностью было вычеркнуто из истории казахской культуры и по причине долгого забвения собиралось буквально по крупицам. Сохранились фрагменты переписки Аймауытова с Копеевым. Несмотря на жизненные неурядицы и, казалось бы, полную беспросветность, Жусипбек творил, творил непрестанно. Аймауытов - родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Он свою писательскую деятельность начинал с газеты: публицистика, рассказы, фельетоны, критические заметки. Замечателен тот факт, что в 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал "Абай". Здесь Жусипбек опубликовал прекрасный рассказ об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца. Аймауытов является основателем сценического искусства. Он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахской сцене. С 1916 года он начал писать пьесы. Аймауытов - организатор первых театральных групп, непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу "Рабига". Одно из выдающихся его драматических произведений "Шернияз" (1925-1926 гг.), посвященное памяти С. Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. С тревогой и страхом воспринимался рядовым казахом стиль жизни, который нес с собой город. С другой стороны, село (аул) тоже было полно противоречий, часто аульчане вовлекались в родовые распри, все новое встречало решительный отпор. В Семипалатинске Аймауытов поставил также спектакль "Биржан и Сара", в котором сыграл роль Биржана. "Карткожа" (1926) - первый роман, написанный на казахском языке. Ужасы, которые пришлось пережить казахам во время гражданской войны, служат темой романа "Акбiлек" О судьбе книги "Ак Бiлек" в топике об Ильясе Жансугурове. Последнее произведение Аймауытова "Кунекейдiн жазыгы" ("Вина Кунекей") также затрагивает женскую тематику - столкновение чувства достоинства с несправедливостью. Как критик Аймауытов опубликовал в журнале "Абай" (№ 1) статью "Послеабаевские поэты", в которой рост писательского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты "Казак" и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай, Жусипбек каждым своим словом заставлял молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.

Ответов - 2

Antimankurt: АЙМАУТОВ Жусипбек [1889 - 21.04.1930] Жусипбек Аймауытов - многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников "Тэрбиеге комекшi" ("Пособие для воспитателя"), "Психология", "Жан жуйесi жэне онер тандау". Род. в ауле №1 Кызылтавской вол. Павлодарского уезда Семипалат. губ. У Аймауытова сложилась трудная судьба: бесконечные подозрения со стороны властей, наветы, гонения. Тяжким и долгим было получение образования, мучительно и его творческое самовыражение. Трагичной оказалась судьба наследия, которое почти полностью было вычеркнуто из истории казахской культуры и по причине долгого забвения собиралось буквально по крупицам. Сохранились фрагменты переписки Аймауытова с Копеевым. Несмотря на жизненные неурядицы и, казалось бы, полную беспросветность, Жусипбек творил, творил непрестанно. До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Керекеу (Павлодаре) в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима. Два года проработав учителем у себя в ауле и проучившись в русско-казахской школе в Керекеу, он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и параллельно добывая себе на пропитание, Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним. Еще подростком, в 13 лет он писал стихи. Вторая пора приобщения к писательской деятельности пришла в 19-20 лет. Впервые Жусипбек печатался в 1913 году в газете "Казак". В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы. В 1917-19 чл. организации "Алаш Орда". С янв. 1920 чл. РКП(б). С 1920 году - заведующий отделом народного образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты "Казак тiлi", педагогом в школе (Каркаралы), институте (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент). С февраля 1921 - член коллегии Наркомата просвещения КССР. 21 февраля 1921 - Президиум Казобкома утвердил его "временно" (вместо С.Садвакасова) главным редактором "киргизской газеты" (речь идет о ЦО Казобкома на казахском языке - "Энбекши казах"???). 7 мая 1921 Президиум Казобкома утвердил его врид. Наркомом просвещения Казахстана (наркому Байтурсмынову дан 2-месячный отпуск по состоянию здоровья). В 1922-24 - учитель школы в Каркаралинске. В 1924-26 сотрудник казахской газеты "Ак жол" (Ташкент). В 1925 привлечен по доносу к суду, исключен из ВКП(б), но вскоре оправдан. В 1926-29 дир. пед. техникума в Чимкенте. В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете "Енбекшi казак" и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы об историческом праве казахов, построенном на доверии и устоях.. "Я придерживался этих отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих", - сказал Жусипбек в свое оправдание. Наветы и доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье "Жусипбек" называет его очернителем, лже-художником, политическим "контрреволюционером". Теперь обвинение было гораздо более тяжким - участник нелегальной контрреволюционной организации. В 1929 вновь арестован, якобы за участие в подпольной националист. группе - просвет. коллегии "Алка", организованной представительством КазахАССР при Сибревкоме, и как один из лидеров "Алаш Орды". 4 апр. 1930 Коллегией ОГПУ при СНК СССР приговорен к ВМН. Расстрелян. Реабилитирован 4 нояб. 1988 определением СК по уголовным делам КазахССР. От первого брака у него осталось двое сыновей. Аймауытов - родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Однако, начинал он свою писательскую деятельность с газеты: публицистика, песни, рассказы, фельетоны, критические заметки. Замечателен тот факт, что в 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал "Абай". Здесь Жусипбек опубликовал прекрасный рассказ об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца, человека очень высокой культуры. Аймауытов является основателем сценического искусства. Стоя у истоков казахской драматургии, он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахской сцене. Сызмальства он участвовал в различных играх, играл на домбре и пел, с 1916 года начал писать пьесы. Аймауытов - организатор первых театральных групп, непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу "Рабига". Одно из выдающихся его драматических произведений "Шернияз" (1925-1926 гг.), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. С тревогой и страхом воспринимался рядовым казахом стиль жизни, который нес с собой город - падение нравов, утрата ценностей, индивидуализм, теснота. С другой стороны, село (аул) тоже было полно противоречий, часто аульчане вовлекались в родовые распри, а свежие веяния и творческий поиск встречали решительный отпор со стороны косной степной знати. В Семипалатинске Аймауытов поставил также спектакль "Биржан и Сара", в котором сыграл роль Биржана. "Карткожа" (1926) - первый роман, написанный на казахском языке. Ужасы, которые пришлось пережить казахам во время гражданской войны, служат темой романа "Акбiлек". Ожесточенные схватки, разгоревшиеся в России, включили в свою орбиту и мирные казахские земли. Задавленные царскими жандармами и солдатами, казахи буквально потеряли головы, мечась в разные стороны, не разбирая, где друзья, а где враги, где красные, а где белые, подвергаясь насилию. Через судьбу героини романа Аймауытов показал трагедию казахского народа, заключающуюся в его покорности, смирении, кротости, раздавленных неумолимым ходом истории и жестокими потрясениями. Последнее произведение Аймауытова "Кунекейдiн жазыгы" ("Вина Кунекей") также затрагивает женскую тематику - столкновение чувства достоинства с несправедливостью. Как критик Аймауытов опубликовал в журнале "Абай" статью "Послеабаевские поэты", в которой рост писательского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты "Казак" и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай, Жусипбек каждым своим словом заставлял молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию. *** Гл. редактор журнала "Абай", газеты "Казак тiлi". преподаватель Чимкентского педагогического техникума; место проживания: г. Чимкент, Пушкинская ул., 5 Арест: 20.05.1929 Осужд. 04.04.1930 коллегия ОГПУ. Обв. принадлежность к КРО и АСА Расстр. 21.04.1930. Место расстрела: Москва, Ваганьковское кладбище Реаб. 04.11.1988 Автор романов: "Карткожа" (1926), "Акбилек" (1927-28). www.centrasia.ru

Jake: Жусупбек Аймауытулы (1889-1931 гг.) Казахский поэт, драматург, писатель, переводчик, литературовед и педагог Жусупбек Аймауытулы родился в 1889 г., на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. В 1904-1911 гг. он обучался в русско-казахских школах, затем окончил сельскохозяйственные семинарии в Баянауле и Павлодаре и учительскую семинарию в Семипалатинске (1919). В 1917-1919 гг. Аймауытулы состоял в партии "Алаш". После перехода на сторону Советской власти Аймауытулы активно работает в ее органах. В 1919-1922 гг. он был членом коллегии Наркомпроса республики, начальником Семипалатинского губернского отдела просвещения, работал редактором газеты "Казак тілі". В течение двух лет, с 1922 по 1924 гг. Аймауытулы работал учителем в Каркаралинске. Следующий период жизни Аймауытулы, включавший в себя отрезок с 1924 по 1929 гг., был очень насыщенным и плодотворным. В 1924-1926 гг. Аймауытулы работал литературным сотрудником Ташкентской газеты "Ақ жол", после этого, с 1926 по 1929 гг. он занимал должность директора Шымкентского педагогического техникума. В этот период Аймауытулы написал пьесы "Канапия и Шарбану", "Карьеристы" (1925), "Мелодия счастья" и "Шернияз" (1926), романы "Қартқожа" (1926), "Ақбілек" (1928), повесть "Вина Куникей" (1928), рассказы "Непостоянный Кожебай", "Мираж" и другие произведения. Аймауытулы является автором сказок для детей и юношества: "Негодная шапка", "Старик и старуха", "Три девушки", "Вол-великан". Аймауытулы написал множество публицистических произведений, литературно-критических статей. Ему принадлежат научные труды: "Психология", "Психология и искусствоведение" и другие работы. Переводческая деятельность Жусупбека Аймауытулы заслуживает отдельного изучения. Им были переведены на казахский язык монографии "Краткий курс политической экономии" А.А.Богданова, "Краткое описание русской истории" М.Н.Покровского. Среди литературных произведений, переведенных Аймауытулы, можно назвать трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь" и "Каменный гость", рассказы и повести Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, У.Шекспира, Дж.Лондона, Ги де Мопассана, А.Дюма, Р.Тагора. В 1929 г. Жусупбек Аймауытулы был подвергнут репрессиям и через два года расстрелян. Лишь в 1988 г он был реабилитирован. Характерной чертой произведений Аймауытулы является их идейность, богатство эстетических красок, выразительность литературного языка, изящество художественного стиля. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймауытулы стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.



полная версия страницы