Форум » Люди и Казахстан » Джучи-хан » Ответить

Джучи-хан

Jake: Джучи-хан Искандер Ундасынов О Чингис-хане написаны десятки книг. А о его старшем сыне Джучи-хане я не нашел не только ни одной монографии, но и ни одной статьи. Так что знаем о нем мы удручающе мало, настолько, что до сих пор остается для нас загадкой даже его рождение и смерть. Между тем, он был первым монгольским ханом на территории части современного Казахстана, стоял у истоков создания мощного государственного образования, известного сначала как Улус Джучи, а много позже — как Золотая Орда. Именно его прямые потомки создали в XV в. Казахское ханство и правили в нем весь период его существования. Задача предлагаемой читателям статьи — положить начало изучению жизни и деятельности Джучи-хана. Джучи-хан родился в 1182 г. от первой, самой уважаемой и влиятельной жены Чингис-хана Борте. Но кто был его отцом, и при каких обстоятельствах он появился на свет, единого мнения нет. В 1181 г. Борте была пленена меркитами. А что было дальше? Рашид ад-дин утверждает, что меркиты передали Борте вождю киреитов Тогрул-хану, известному так же как Ванхан, который и вернул ее мужу. «В начале поприща Чингизхана, — говорится в «Сборнике летописей» Рашид ад-дина, — когда признаки его миродержавия еще не проявились на страницах листов судьбы, жена его… Бурте-фуджин забеременела Джучи-ханом. В то время племя меркитов… ограбило дом Чингизхана и увело его беременную жену. Хотя это племя перед тем большей частью было врагом и противником кереитского государя Онг-хана (Ванхана — И.У.), но в то время между ними был мир и по этой причине они (меркиты) отослали Бурте-фуджин к Онг-хану. Будучи в дружбе с отцом Чингизхана и называя так же Чингизхана сыном, он отнесся к ней с уважением и великодушием, дал ей положение и степень наравне с невестками и охранил ее от взоров (людей) чужих и невхожих на женскую половину. Так как Онг-хан был чрезвычайно чист (нравом) и одарен положительными качествами, то эмирам своим, говорившим друг другу: «Почему Онг-хан не берет себе Бурте-фуджин?», он сказал: «Она здесь (на положении) моей невестки, у нас она как бы отдана на сохранение, бросать на нее взоры предательства не было бы поступком благородного человека». Узнав об этом, Чингизхан отправил к Онг-хану, для востребования и возвращения Бурте-фуджин, эмира по имени Саба. Онг–хан, оказав ей почет и внимание, отправил вместе с Сабой. На пути у нее вдруг родился сын, которому по этой причине дали имя Джучи (т.е. нежданный гость — И.У.)» [1]. Все это, если говорить, не заботясь о столь модной ныне политкорректности, беспардонная ложь. Прибегнул к ней Рашид ад-дин совершенно сознательно. Таким образом он попытался рассеять сомнения, возникшие сразу после рождения Джучи и непреодоленные до наших дней, об отцовстве Чингис-хана. Даже некоторые члены семьи Чингис-хана были уверены в том, что отцом Джучи был меркит по имени Чильгир-Боко, которому Борте досталась после пленения. Из вышеизложенного напрашиваются два вывода: 1) сознательной фальсификацией историки занимались во все времена; 2) средневековые монголы либо не знали, что от зачатия до рождения ребенка проходит в среднем 280 суток, либо не умели считать до двухсот восьмидесяти. В действительности Борте была освобождена Темучином (так звали Чингис-хана до его избрания ханом) с помощью вождя кереитов Тогрул-хана и своего побратима (анды) предводителя джаджиратов Джамухи. Они собрали три тумена, напали на меркитов и разгромили их. Вот как описывается это событие в «Сокровенном сказании монголов»: «… Меркитский улус в панике бросился бежать вниз по течению реки Селенги, а наши … гнали, губили и забирали в плен беглецов. Темучжин же, выбегая навстречу бежавшим, все время громко окликал: «Борте, Борте!». А Борте как раз и оказалась среди этих беглецов. Прислушавшись, она узнала голос Темучжина, соскочила с возка и подбегает… взглянул он на Борте-учжину — и узнал. Обняли они друг друга… Вот как произошла встреча Темучжина с Борте-учжин и освобождение ее от меркитского плена» [2]. Что касается Чильгир-Боко, то, читаем в «Сокровенном сказании», — «спасаясь бегством, он говорил так: «Черной бы вороне падаль и клевать. Дурень я, Чильгир, дурнем уродился. К благородной, к ханше, зря прицепился. Весь меркитский род ликом помрачился. Дурень я, холоп, холопом родился, холопской башкой своей поплатился. Лишь бы только жизнь мне как-нибудь спасти. Убегу в ущелья — тесные пути. Где же мне защиту иначе найти?» [3] А вот о том спасся ли Чильгир-Боко или нет, ни слова. Впрочем, для истории это никакого значения не имеет. Важно то, что Темучин признал Джучи своим сыном, заявив, что в момент пленения меркитами Борте была в положении. Тем не менее «проклятие меркитского плена» висело на Джучи-хане всю жизнь. Как прошли детство и юность Джучи сведений нет. Вновь в средневековых нарративах его имя появляется, когда ему уже было двадцать пять лет. «В год Зайца (1207 г.) Чжочи, — говорится в «Сокровенном сказании», — был послан с войском Правой руки к Лесным народам… Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия… Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебекдигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхой, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы… Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжичи. Взял он с собой Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом… Милостиво обратившись к Чжочи, Чингисхан соизволил сказать:

Ответов - 0



полная версия страницы