Форум » Люди и Казахстан » Нургиса Тлендиев » Ответить

Нургиса Тлендиев

Antimankurt: Тлендиев Нургиса (1925-1998) Нургиса Атабаевич Тлендиев – знаменитый казахский композитор, дирижер, домбрист родился и вырос в ауле Шиликимер Илийского района Алматинской области. Похоронен у мавзолея Жамбыла. Окончил дирижерский факультет Московской консерватории. Был главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая (1953-1961), Казахского государственного Академического оркестра народных инструментов им.Курмангазы (1961-1964) и организованного им самим оркестра народных иснтрументов «Отырар сазы» (1981-1998). Народный артист СССР, обладатель Государственной премии РК. По указу Президента РК в 1998 году Н.Тлендиеву присвоено звание «Халык каһарманы». Н.Тлендиев оставил неизгладимый след в казахской музыкальной культуре. Он автор более 500 музыкальных произведений. Удивляет многообразие жанров его наследия: песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, опера, балет и др. Насыщенные национальный колоритом, своеобразным неповторимым стилем они пользуются особой популярностью и любовью, стали поистине народными. Им написана музыка к 40 пьесам и кинофильмам (свыше 20). Пьесы М.Ауэзова, Ш.Айманова, Т.Ахтанова, А.Тажибаева, а также фильмы «Кыз Жібек», «Килы кезен», «Менің атым Қожа», мультфильмы «Қарлығаштың құйрығы неге айыр», «Ақсақ құлан», в которых звучит музыка Н.Тлендиева, давно стали классикой казахской сцены и экрана. Будучи композитором, глубоко познавшим музыку своего времени, он всегда вдохновлялся искусством импровизации, всю силу, энергию своего пламенного вдохновения Нургиса Тлендиев вкладывал в оркестр.

Ответов - 2

Jake: ТЛЕНДИЕВ НУРГИСА (1925-1998) – дирижер, композитор, домбрист, народный артист СССР и КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР, лауреат Государственной премии КазССР. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, дирижерский фак ультет (класс проф. Н. П. Аносова). В 1981 г. организовал и до конца жизни руководил Казахским государственным фольклорно-этнографическим оркестром ”Отрар сазы”. Тлендиев – автор оперы “Алтын таулар” (в соавторстве с К. Кужамьяровым), балета “Достык жолымен” (в соавторстве с Л. Степановым), оркестровых поэм “Ата толгау”, “Акку”, около 40 песен и романсов. Тлендиев создал музыку к 100 спектаклям, худо жественным, документальным и мультипликационным фильмам. Произведениям Тлендиева, в которых унаследованы традиции казахской народной музыки, присущи мелодичность, проникновенность, лиризм, гражданственный пафос и динамизм. http://musicheritage.nlrk.kz

Jake: Нургиса обетованный Экспресс-К № 72 (16458) от 19.04.2008 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы Появления лебедей ждали долго, но эти величавые птицы все не прилетали. Тогда съемочная группа фильма "Кыз Жибек" решила испытать последнее средство: поставили музыку кюя Нургисы Тлендиева "Акку". И спустя некоторое время лебеди опустились на гладкую поверхность озера. Так с помощью чарующих звуков кюя Тлендиева была снята самая красивая сцена фильма "Кыз Жибек". Знаменитый композитор, дирижер и домбрист Нургиса Тлендиев - автор таких великих музыкальных произведений (сейчас их назвали бы хитами), как "Алтын таулар", "Достык жолымен" и "Ата толгау". Он написал музыку к 100 пьесам и кинофильмам, а всего в его репертуаре около 500 произведений. Недавно в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла прошел концерт, посвященный памяти этого великого композитора. Обычно на концерте звучат все произведения Тлендиева. Это стало уже ежегодной традицией, которую продолжают поддерживать люди, также стоявшие у истоков создания академического фольклорного оркестра "Отрар Сазы", отцом- основателем которого является Нургиса Тлендиев. - В 1985 году я работал в Алматинской областной филармонии, был художественным руководителем, - говорит главный дирижер оркестра "Отрар Сазы" Жанагат Темергалиев. - Однажды меня вызвали к Нургисе Тлендиеву. Я приехал к композитору домой. - Садись, пиши заявление, - суровым тоном произнес он. - Будешь работать у меня. - Как же так, у меня есть своя работа, - недоумевал я. - Никаких "но"! Я написал заявление, он завизировал. Помню, как в документе Тлендиев вместо "принять меня на работу с испытательным сроком" написал "питательным сроком". Видимо, просто ошибся. Мы очень долго смеялись. - Несмотря на то, что Тлендиев был очень жестким руководителем, он заботился о людях своего оркестра как никто другой, - рассказывает начальник концертного отдела Казахской государственной филармонии Амантай Бергалиев. - В дообеденное время его можно было сравнить с Зевсом: он метал гром и молнии и кричал при этом: "Вы уволены!". После полудня действовала какая-то успокаивающая сила, и весь его гнев как рукой снимало. Часа в два-три пополудни он мог подойти к уволенному человеку и с ноткой сожаления в голосе сказать: "Как же я могу тебя уволить? Ты снова принят". - Когда папы не стало, мне было 13 лет, - вспоминает дочь Нургисы Тлендиева Динзухра. - Но в память навсегда врезались некоторые моменты. Например, то, что папа никогда не приносил домой подаренные на концертах цветы, он раздавал их оркестрантам или просто знакомым. Правда, когда родилась я, все изменилось: все цветы доставались мне. Меня назвали в честь Динмухамеда Кунаева и его жены Зухры Шариповны. Соединение этих двух имен и дает имя Динзухра. Когда я была маленькой, папа шутя спрашивал: "Кто ты для меня?", а потом сам же отвечал: "Моя золотая и единственная" и целовал меня в носик. А эти две истории рассказал нам известный казахстанский актер Нуржуман Ихтымбаев. Не узнаю вас в трико Помните, как удивилась героиня фильма "Иван Васильевич меняет профессию", когда увидела Ивана Грозного, переодетого в трико? Она нашла в нем поразительное сходство со своим соседом-управдомом. Кого признал в Нургисе Тлендиева, облаченном в точно такой же наряд, герой этой истории, до сих пор остается загадкой. А началось все так. Утро заглянуло в окно алматинцев. Нургиса Тлендиев надел трико и вышел на балкон, чтобы вдохнуть свежий аромат нового дня. "Садись в машину, надо поговорить", - услышал композитор чей-то голос. Это был его сосед Бауыржан Момышулы. Композитор, уверенный в том, что беседа пройдет непосредственно в машине, в одном трико сел в "Волгу" Момышулы. Но автомобиль тронулся, и соседи исчезли в неизвестном направлении. Бауыржан Момышулы как будто в рот воды набрал. На вопросы композитора, когда же наконец они остановятся, легендарный полководец не отвечал. Нургиса Тлендиев терялся в догадках. Так они доехали до Чимкента! Затем Бауыржан Момышулы определил Тлендиева в гостиницу, где композитор прожил около двух дней. Зачем он так поступил, осталось тайной. Видимо, хотел, чтобы Нургиса отдохнул и набрался сил. В обратный путь, в Алматы, Тлендиев отправился на поезде, причем облаченный в то самое трико. Соседом композитора был мужчина с солидными припасами - стол ломился от угощения. Здесь была и водка, и черная икра, и много другой еды. "Угощайся", - позвал Нургису незнакомец. Тлендиев охотно принял его предложение. "Как тебя зовут?" - поинтересовался сосед. "Я Нургиса Тлендиев", - честно ответил композитор. Ответ вывел собеседника из равновесия. Он стал похож на разъяренного быка, готового в один миг накинуться на свою добычу. "Я тебе покажу Нургису, негодник! - взорвался мужчина. - Ты что, думаешь, я Нургису не знаю? Зачем ты прикрываешься его именем? Если думаешь, что из-за этого тебе достанется больше еды, я тебя обрадую: ешь сколько хочешь". Одним словом, незнакомец не поверил. Спустя два месяца Тлендиева пригласили на творческую встречу в Южно-Казахстанскую область. Конечно, там его приняли со всеми подобающими почестями. Первый секретарь райкома партии выразил свое восхищение. И вдруг в известном композиторе он узнал того самого незнакомца, которого когда-то принял в поезде за обманщика, выдававшего себя за Нургису Тлендиева. Оба долго смеялись. У вас ус отклеился! А эпизод следующей истории вписывается в контекст комедии "Бриллиантовая рука". Правда, здесь отклеивание уса осталось незамеченным. - В фильме "Путешествие в детство" я играл учителя главного героя - мальчика Бектаса, - вспоминает Нуржуман Ихтымбаев. - Тогда мне было около 28 лет, но в одном эпизоде мне предстояло изображать дряхлого директора школы, чье лицо избороздили глубокие морщины. Перед самыми съемками я, следуя своей постоянной привычке, загримировался и сел на скамейку отдохнуть. К приезду Нургисы Тлендиева готовились основательно: зарезали барана и поставили юрту. Через некоторое время подъехала "Волга", из нее в сопровождении многочисленной группы людей вышел сам композитор. - Салам алейкум, аксакал, - поприветствовал меня Нургиса Тлендиев. Я не стал выходить из образа и голосом глубокого старика ответил: - Алейкум ассалам, балам. - Вы местный? - поинтересовался Нургиса Тлендиев. - Я бывший директор школы, - превратился я в своего киногероя. - Вы узнаете меня? - спросил Тлендиев. - Не узнать Нургису Тлендиева нельзя, - засмеялся я. - Спасибо, - сказал он и ушел в юрту, где его уже ждал режиссер Абдулла Карсакбаев. Я продолжал сидеть на скамейке. В юрте, как и полагается, на самое почетное место усадили Нургису Тлендиева. И вдруг я слышу, как композитор обращается к Карсакбаеву: "Абдулла, здесь присутствует один хороший старик, бывший директор школы. Давай позовем его сюда". Карсакбаев обо всем догадался и стал смеяться. В это время я зашел в юрту, и вдруг Нургиса Тлендиев уступает мне свое место. Разговор идет своим чередом, Нургиса обсуждает свои творческие вопросы. Как самому почетному гостю ему подносят бешбармак. Нургиса Тлендиев опять указывает на меня: мол, нужно в первую очередь угостить аксакала. Я, притворившись беззубым старцем, шепчу Нургисе: - Ой, сынок, зубы стали уже не те. Ты лучше сам съешь мою порцию. - Может, вас угостить бараньим языком? - с надеждой в голосе спросил Тлендиев. - Язык вполне сгодится, - соглашаюсь я. Когда я закончил трапезу, мой маскарад подошел к своему логическому завершению - неожиданно у меня отлетели борода и усы. Незаметно я положил их в карман. Нургиса продолжал увлеченно о чем-то рассказывать. Отовсюду слышался смех. Неожиданно Нургиса повернулся ко мне: вместо дряхлого старика пред его глазами предстал молодой парень. На лице композитора было искреннее недоумение. - А где аксакал? - спросил Тлендиев. - Он перед вами, - ответил я и раскрыл свои карты. - Этот молодой актер пойдет очень далеко, - сказал Нургиса Тлендиев Абдулле Карсакбаеву. - Выдержать передо мной такую игру - это дорогого стоит. Завещание мастера - С Нургисой Тлендиевым мы познакомились на съемках картины "Кыз Жибек", - вспоминает режиссер-документалист Михаил Васильев. - Прошло много лет, и однажды у меня возникла идея снять об этом великом человеке фильм. Но перед началом съемок Тлендиев поставил мне условие. "Чтобы понять глубину народной музыки, тебе нужно прослушать все мои произведения", - сказал мне он. Я согласился. Это был 1994 год - период безвременья. - Я хочу, чтобы съемки проходили на корабле, - сказал Нургиса Тлендиев. - Корабль в степи? - удивился я. - Я имею в виду Капшагай, - ответил композитор. Нургиса Тлендиев договорился с акимом Капшагая, и специально для нас выделили два корабля, на которых и проходили основные съемки. Однажды Нургиса Тлендиев сообщил мне, что в фильме хочет рассказать о своей последней воле. Мы приехали на могилу Джамбула. Зашли в мазар, и там Нургиса Тлендиев начал читать свое завещание. Композитор хотел, чтобы его похоронили рядом с великим Джамбулом. В самый решающий момент у нас заело камеру и сел аккумулятор. - До Узынагаша час езды. Может, там заменим батарейки? - предложил я. Нургиса покачал головой: - Раз это случилось, значит, будем снимать потом. Так и сделали. Ровно через четыре года, как Нургиса Тлендиев прочитал свое завещание, его не стало: Оркестр - мое лекарство - Мы очень много гастролировали по городам Казахстана, - рассказывает Амантай Бергалиев. - В 1987 году поехали в Джамбулскую область. Финальный концерт должен был состояться в Таразе. Совершенно случайно Нургиса Тлендиев сломал руку, но это не испугало его. Нургиса Тлендиев вышел на сцену в гипсе, и превозмогая сильную боль, продирижировал. Зал взорвался аплодисментами. - Папа перенес несколько инфарктов, - добавляет дочь композитора Динзухра. - Но когда он выходил к своему оркестру, к нему снова возвращалось здоровье. Только на сцене папа чувствовал себя счастливым.



полная версия страницы