Форум » Люди и Казахстан » Абу-Наср Аль-Фараби » Ответить

Абу-Наср Аль-Фараби

Jake: Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед - философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке". Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими. Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю. Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья. Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума. "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте. Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".

Ответов - 3

Jake: Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби́ (873[1]—950) — один из крупнейших представителей восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius. Биография Сведения о жизни Фараби скудны. Часть сведений о Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII—XIII веках. Среди биографов Фараби можно указать Бейхаки, Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщенные в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии Фараби, приведенной в справочном труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI века, но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках. Cчитается, что Фараби родился в местности Фараб, там где река Арысь впадает в Сырдарью.[2] Современник Фараби, Ибн Хаукал, указывал, что к числу городов Фарабского округа принадлежит Весидж, из которого происходит Абу-Наср аль Фараби. Для однозначного определения этнической принадлежности Фараби имеющихся фактов недостаточно [3]. Традиционным считается происхождение Фараби от среднеазиатских тюрков. В то же время существует и равноправная версия о персидском происхождении Фараби. С середины ХХ века некоторыми авторами также ведется не имеющая научного основания дискуссия о принадлежности Фараби к какой-либо конкретной национальности Средней Азии. Предполагают, что первоначальное образование Фараби получил на родине. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал. Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908—932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Относительно имён учителей Фараби не наблюдается согласия. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство из годов учения Аль-Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения. Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943—967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава, Абул Фатх Кушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб ал-Лугави ал-Фариса и др. Впрочем, придворным ученым Фараби не стал и не перебрался в Халеб, лишь приезжал туда из Дамаска. В 949—950 Фараби побывал в Египте. Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй — убит грабителями при поездке в Аскалан[4]. Также известно, что Фараби был похоронен без участия духовенства [5]. В то же время отдельные мусульманские авторы стремятся показать Фараби правоверным мусульманином[6]. Упоминаются ученики Фараби — Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов. Философия Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия. Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир. Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами. К философским сочинениям аль-Фараби относятся: * «Слово о субстанции» * «Существо вопросов» * «Книга о законах» * «Книга о постоянстве движения вселенной» * «О смысле разума» * «Книга о разуме юных» * «Большая сокращенная книга по логике» * «Книга введения в логику» * «Книга доказательства» * «Книга об условиях силлогизма» * «Трактат о сущности души» * «Слово о сновидениях» * «Книга об определении и классификации наук» * «Книга о смысле философии» * «Книга о том, что нужно знать для изучения философии» * «Примечания к философии» Учение об образцовом городе-государстве Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству. Музыка Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов». Математика и астрономия Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд». Естественные науки * «Слово о пустоте» * «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики» * «О необходимости искусства химии» * «Об органах животных» * «Об органах человека» Филология * «Книга об искусстве письма» * «Книга о стихе и риторике» * «О буквах и произношении» * «Книга о риторике» * «Книга о каллиграфии» * «О словарях» Примечания 1. ↑ Согласно средневековым мусульманским источникам Фараби умер в возрасте 80 лет в 339 году хиджры. 2. ↑ О родине Фараби см. например Бартольд В. В. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1963, т.1., С.234-236, Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби, М.: Наука, 1982, С.41., Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982, С.7. В то же время, необходимо иметь в виду, что в Трансоксании того времени имелось несколько селений со схожим названием — одно в Мавераннахре юго-восточнее Самарканда, второе на границе Хорасана и Мавераннахра, близь современного Туркменабада, третье рядом с современным Шибирганом, что существенно затрудняет интерпретацию источников. 3. ↑ Dimitri Gutas, «Farabi» in Encyclopædia Iranica, Online Edition 2005—2007 4. ↑ Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби, М., 1982, С.48. 5. ↑ Али Ахбар Хусейни. Мажму ал-авлиё. — Рукописный фонд Института востоковедения им. Беруни АН Республики Узбекистан, л. 230а. 6. ↑ См. Абдугаффар Казвини. Нагаристани Гаффари. Бомбей. 1858, С.92. Литература Сочинения * Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. * Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972. * Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. * Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975. * Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975. * Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975. * Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985 * Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987 * Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993. О нём * Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975. * Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос — Кахахстан, 2002. * Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982. * Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии.-М., 2005.- № 7.- С.136-145. * Кубесов А. Математическое наследие ал-Фараби. Алма-Ата, Наука, 1974. * Сагадеев А. В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975. * Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975. * Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби: 873—950. М., 1982. * Шаймухамбетова Г. Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал-Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975. * Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934. * Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996. * Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002. * Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99. * Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. In Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge UP, 2005. * Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.

Jake: О происхождении философа Абу Насра аль-Фараби "Государственность всегда держалась на глубоком постижении национальной истории и культуры, которые являются основными хранителями коллективной памяти. Если граждане знают и берегут их, общество таких граждан становится сильнее". Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на встрече со стипендиатами программы "Болашак". А. АЗИМХАН, доктор философских наук, профессор, президент Общественного фонда "Абу Наср аль-Фараби XXI", "Южный Казахстан", 17 сентября Вынесенные в эпиграф слова Президента Н.Назарбаева являются ключевыми для изучения наших духовных и культурных традиций, а для меня – основополагающими при подготовке этого материала. К 1100-летнему юбилею аль-Фараби в 1975 году готовился Багдад, где ученый еще при жизни был признан научной элитой "золотого века", Вторым Учителем - за продолжение и развитие идей Аристотеля (или Первого Учителя). Проблемы культурного наследия переплетались с задачами внешней политики СССР, для которого отношения с исламскими странами, такими как Ирак, Иран, Сирия, Египет, играли важную роль. Вопрос о проведении мероприятий на родине ученого – в Казахстане - приобрел особое значение. Решением Президиума Академии наук СССР Казахстан, как историческая родина аль-Фараби, был избран местом проведения международной научной конференции "Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока". Ко времени проведения форума приурочили открытие памятника аль-Фараби в Багдаде, выпуск марок и памятных медалей. В Багдаде от Казахстана выступил с докладом мой отец – член-корреспондент АН Казахской ССР Агын Касымжанов. Не остались в стороне вопросы о происхождении и этнической принадлежности ученого. В некоторых выступлениях аль-Фараби был назван арабом по происхождению и языку. Да, аль-Фараби был выдающимся ученым эпохи классического ислама, и его труды были по преимуществу написаны на арабском языке, однако тюркское происхождение мыслителя подтверждается рядом исторических источников и мнением авторитетных ученых. Версии об этнической принадлежности аль-Фараби могут быть различны, но академическая точка зрения, нашедшая отражение на страницах исламской энциклопедии, утверждает, что аль-Фараби по происхождению тюрок. Абу Наср аль-Фараби родился в 873 году на берегу Сырдарьи в военной крепости Весидж, на юге древнего Казахстана. Регион, откуда был родом аль-Фараби, хотя и считался в IX в. периферией исламской империи, имел свою историю и сыграл определяющую роль в формировании стиля и образа мысли будущего главы арабо-мусульманской философии, или "фальсафы". Ответ на вопрос, откуда аль-Фараби родом и кто он по происхождению, заключается в самом имени, звучащем как Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Имя это означает следующее: ученого звали Мухаммад, как и его отца. Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "Тархан". Имя Узлаг принадлежало его прадеду. Нисба указывает на то, что ученый – выходец из Фараба. За географическим указанием "аль-Фараби" в нисбе следует и другое - "ат-Турки", подчеркивающее то, что по происхождению аль-Фараби тюрок. Сведения его первых биографов дают указание о месте рождения - Фараб. Фарабом на средневековых картах арабов обозначался древний Отрар. Верным будет указание на расположение Фараба в Туркестане, или "в стране тюрков", хотя само понятие Туркестан возникло и закрепилось в конце XIX века. Часть имени аль-Фараби – ат-Турки – усиливает акцент на этническом происхождении ученого, совпадающего с местом его рождения. Аль-Фараби вышел из тюркской среды. И Фараб, и Весидж исследованы, их месторасположение определено археологами и историками - в Южно-Казахстанской области. В период развитого средневековья Южный Казахстан с Отрарским оазисом был крупнейшим центром городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии. В книге "Путей и стран" Абу-л-Касыма ибн Хаукаля, Фараб – это название страны, размеры которой в длину и ширину менее чем один день пути, а главным городом округа Фараб назван Кедер-Отрар, имеющий двухтысячелетнюю историю. К Фарабскому округу относился и Весидж, или Оксус – город Абу Насра аль-Фараби. Население Фараба представляли разные племена и народы. Но основными поселенцами были уроженцы этих мест. Отсутствие ясности в вопросе о происхождении аль-Фараби, хорошо известного в просвещенных кругах Багдада, Хоррана и Дамаска, связано с чужеземным происхождением ученого. Для его учеников в Багдаде и Хорране, продолживших изучение и развитие греческих теорий, родословное древо аль-Фараби было недоступно для интерпретации в силу его чужеродности арабским или персидским корням. У аль-Куртуби говорится о том, что аль-Фараби постоянно носил тюркскую одежду, а это действительно мог делать только уроженец Туркестана. В легенде об искусной игре аль-Фараби на музыкальном инструменте при дворе Сайф ад-Даула инструмент назван гипчак – что фактически совпадает с названием кыпчак, обозначающим один из значительных казахских родов. Кипчакские племена превалировали среди обитателей огромных степей Дешт-и-Кипчак. Неудивительно, что версия о кыпчакском происхождении аль-Фараби достаточна убедительна. Не сомневался в тюркском происхождении ученого член академии Оксфорда Ричард Вальцер, подготовивший перевод на английский язык трактата аль-Фараби "О взглядах жителей Совершенного града". Дальнейшие исследования сочинений ученого, изучение его эпохи, включающее отзывы известных и малоизвестных современников аль-Фараби, в будущем помогут окончательно расставить точки в вопросе о его корнях.

Tobi Steffey: Самый крутой сервис во всем СНГ. Крутая атмосфера, огромные выигрыши и все это https://vulkan777igri.com/. Крутая игрушка, всем советую!




полная версия страницы