Форум » Люди и Казахстан » Ануар Алимжанов » Ответить

Ануар Алимжанов

Antimankurt: Алимжанов, Ануарбек (Ануар) Турлыбекович (12 мая 1930 — 9 ноября 1993) — казахский писатель, известный публицист, общественный деятель. Родился 12 мая 1930 в ауле Карлыгаш, Талдыкорганской области. С 1949 года по 1954 — обучался в Казахском Государственном университете в Алма-Ате. После окончания факультета журналистики работал собственным корреспондентом «Литературной газеты» (Москва) по Центральной Азии и Казахстану. С 1963 по 1967 год работал главным редактором киностудии «Казахфильм». В 1968 году был приглашен собственным корреспондентом газеты «Правда» (Москва) по Казахстану. С 1969 года являлся главным редактором литературного еженедельника «Казах эдебиеті». С 1970 до 1979 года избирался первым секретарем Союза Писателей Казахстана. Одновременно в это же время, но по 1986 год являлся секретарем правления Союза Писателей СССР. С 1986 года избирался председателем Казахского Фонда культуры, председателем Совета Мира и Согласия Республики Казахстан. Неоднократно избирался членом Президиума Верховного Совета Республики Казахстан, делегат 24 и 25 съездов КПСС. Народный депутат четырёх созывов. В 1991 году был избран Председателем Совета Республик Верховного Совета СССР. В этом же году был избран Председателем Социалистической партии Республики Казахстан. С 1959 года являлся заместителем председателя Советского комитета по связям с писателями Азии и Африки, являлся активным членом Афро-Азиатской Ассоциации писателей и Европейского сообщества культуры. Интересные факты * Малоизвестна история, что он, будучи студентом, помог своему учителю Мухтару Ауэзову, обвиненому местными властями в национализме и пантюркизме, что грозило арестом и ссылкой, весной 1952 года нелегально уехать в Москву. * Под его председательством 26 декабря 1991 года нелегитимная верхняя палата Верховного Совета СССР (Совет Республик) приняла официальную декларацию о прекращении существования СССР, тем самым утвердив Беловежское соглашение. Библиография * 1963 «Караван идет к солнцу» ; * 1964 «Синие горы» (1964)- повесть о современности; * 1969 «Степное эхо» ,«Стрела Махамбета», «Гонец», 1974 - историческая трилогия; * 1974 «Трон Рудаки», историческая повесть; * 1979 «Возвращение учителя», * 1992 «Познание» и многие другие. Награды Лауреат Государственной премии имени Абая, Лауреат премии Комсомола Казахстана, Лауреат международной премии им. Дж. Неру (1969). Лауреат международной премии «Лотос» (1974), Лауреат международной премии им. А.Нето (1985).

Ответов - 1

Antimankurt: Ануар АЛИМЖАНОВ – человек, взорвавший время Жанар КАНАФИНА //Караван от 19.03.2010 г. http://www.caravan.kz/ 12 мая 2010 года исполнилось бы 80 лет известному казахскому писателю, общественному деятелю Ануару АЛИМЖАНОВУ. Накануне этой даты к нам в редакцию обратился журналист Габбас КАБЫШУЛЫ, который раздобыл в архивах неопубликованные выступления Ануара Алимжанова, касающиеся закрытия Семипалатинского ядерного полигона. Об этой и других ипостасях Ануара Алимжанова мы беседуем с известным общественным деятелем Муратом АУЭЗОВЫМ. НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Габбас Кабышулы утверждает, что выступление Ануара Алимжанова “Чтоб не остаться под атомным пеплом!” на ежегодной конференции Национального комитета за ядерное разоружение 10 ноября 1990 года и через три дня, 13 ноября, с трибуны палаты общин Великобритании – редкость для того времени. “Столь высокая трибуна предоставляется не каждому, а только деятелям, пользующимся большим международным авторитетом. Ануар Алимжанов – единственный казах, удостоенный этой чести”, – говорит журналист. В своем выступлении писатель апеллировал к западному миру с точки зрения философских категорий Добра и Зла, а также Времени, которое в прошлые века предписывало смиряться с происходящим. Но XX век не таков. Писатель говорил о грядущем Апокалипсисе, который сотворен во многом руками человека. Напоминая миру о количестве произведенных в мире взрывов – в США, Советском Союзе, Франции, Великобритании, Китае и… 467 взрывах в местечке Дегелен в Казахстане, он словно говорил: хватит, остановитесь! – Должен сказать, что все эти взрывы проводились в священном уголке нашей земли, где родилась древнейшая легенда о прекрасной любви Козы и Баян, воспетой во всех жанрах нашего искусства и литературы... Этот уголок земли является святыней нашего народа, нашей культуры – как и Ясная Поляна Льва Толстого, как и тот уголок Шотландии, где родился Роберт Бёрнс, как места, связанные с именем Байрона… Любое испытание оружия безнравственно, античеловечно, где бы оно ни проходило. КАК ПОСТУПАЮТ ДЖИГИТЫ? – Мурат Мухтарович, сегодня мало кто помнит о том, что в самом начале 90-х Ануар Алимжанов активно поддержал антиядерное движение “Невада – Семипалатинск”. Ведь, насколько известно, к тому времени между двумя известными людьми – Олжасом Сулейменовым и Ануаром Алимжановым – произошел разлад? – Такие ситуации борьбы за добро всегда рекрутируют хороших людей. Тогда объединился весь народ Казахстана. Это было движение по зову души. И то, что Ануар Алимжанов, возглавлявший в то время Комитет защиты мира, поддержал это движение, говорит о его твердой гражданской позиции. В этом достоинство нашего народа, славные джигиты которого ставят ценности и интересы народа, нации, государства выше своих личных амбиций и обид. – Каким вам запомнился Ануар Турлыбекович? Ведь вы долгое время работали с ним бок о бок… – Бывают люди, общение с которыми вызывает чувство их историчности. С самого первого этапа работы в газете он проявил себя как человек, который очень хорошо чувствует глобальные процессы, происходившие в то время. Я тогда был студентом факультета восточных языков МГУ, входил в движение “Жас тулпар”. На дворе стояли времена, благоприятные для вольнодумия. А мы были патриотами. И формировали наше чувствование в большей степени две личности – Олжас Сулейменов и Ануар Алимжанов. Олжас воздействовал на нас эмоционально, а Ануар – через разум и знания. Именно через него мы узнавали о тюрко-индийских связях, имена Бабура и Акбара, династии Великих Моголов. Казахстан читал его “Сувенир из Отрара” и открывал новые пласты в своей истории. Ануар словно взрывал временные, хронологические границы, которые были предписаны идеологическим аппаратом. “НАС МАЛО, НО МЫ В ТЕЛЬНЯШКАХ” – В 1965 году мы приехали на встречу в Союз писателей: она, кстати, отражена в архивах КГБ. На этой встрече мы говорили о языке, о культуре, о том, что закрываются казахские газеты, что во всем целинном крае единственная казахская газета – это перевод русскоязычной газеты. И были люди, которые пошли в ЦК КП Казахстана и доложили. Но Ануар нас поддержал, сказав во всеуслышание: “Нас мало, но мы в тельняшках”. Никто из писателей нас так не поддержал. Ануар был человеком без полутонов, по жизни он всегда был скорее графиком, четко очерчивал свое отношение в черно-белом цвете. Это была его особенность. Он никогда не был двусмысленным. Отсюда же исключительная требовательность к другим в отношении порядочности и этики. Сын репрессированного отца, рано познавший тяготы интерната, раннего труда, лишений, он, как никто другой, хорошо знал цену справедливости. ЧЕЛОВЕК, ОТКРЫВШИЙ АФРИКУ – Ануар Турлыбекович очень любил Африку. Почему? – Там, в Африке, он искал пути деколонизации своего народа. Но он был не только мыслителем, но и настоящим деятелем своего времени. И слово “общественный деятель” он наполнил реальным содержанием. Собирая опыт деколонизации, он вовлек туда и Олжаса, и Сатимжана (Санбаев. – Прим. авт.), и весь Союз писателей, и даже Кунаева. Когда Союз писателей во главе с Ануаром затеял Пятую конференцию писателей стран Азии и Африки, Кунаев пошел навстречу, и был выстроен современный конференц-зал Союза писателей, с синхронным переводом. В истории афро-азиатского писательского движения это была самая крупная, яркая и содержательная конференция. Мы, жастулпаровцы, почти на волонтерских началах работали переводчиками. Хотя приехали и переводчики из Москвы. Это событие вдохнуло в Алма-Ату могучую порцию национальной гордости и самосознания. ВОЗВРАЩЕНИЕ АЛЬ-ФАРАБИ – Говорят, празднование 1100-летия Аль-Фараби в Казахстане – тоже отчасти заслуга Ануара Алимжанова? – Накануне этого события завязался спор между Казахстаном и Узбекистаном – где проводить юбилей? И огромную роль в этом споре сыграл востоковед Бабаджан Гафуров, который очень любил Ануара. Алимжанов написал книгу “Возвращение учителя”. А нам с Болатханом Тайжаном поручил собрать книгу, в которой бы были выдержки из трудов Аль-Фараби. Иллюстрации к книге сделал Бек Ибраев. Но… идеологические службы не пропустили книгу, хотя она уже была почти набрана. Нам припомнили наше членство в “Жас тулпаре”. Фактически они запретили труды Аль-Фараби! – Одно время Ануар Турлыбекович занимал пост председателя Общества защиты памятников культуры. Это было понижение для него? – Для него это была своего рода ссылка. Я из чувства протеста ушел с ним. И вот там начиная с 1979 года мы развернули грандиозную деятельность. Проводили Валихановские чтения. Организовали первую экспедицию из Казахстана по Шелковому пути, начиная с Алаколя, в Каракол, Фрунзе, Ташкент, Самарканд, Бухару, Хиву и вышли к Аральскому морю. Кстати, Ануар понимал сохранение памятников культуры в гораздо более широком смысле, не просто в охране нескольких десятков зданий. Например, сохранение куланов Аральского моря, которые были перевезены на побережье Капшагая, – целиком его заслуга. КАК СПАСАЛИ МУХТАРА АУЭЗОВА – А что это за история со спасением Мухтара Омархановича Ауэзова? – Версий этой истории существует несколько. Но эту я слышал непосредственно от самого Ануара Алимжанова, когда мы с ним были на юбилее в Таджикистане. Эта история произошла в 1952 или 1953 году. Ануар тогда учился на журфаке КазГУ. Среди студентов были те, кто сотрудничал с КГБ. И вот одному из них стало известно о готовящемся аресте Мухтара Ауэзова. И когда Мухтар Омарханович пришел к ним читать лекцию, они передали ему записку. Студенты собрали деньги и купили Ауэзову билет на самолет, воспользовавшись депутатским мандатом Калибека Куанышбаева. Фото из личного архива семьи Алимжановых



полная версия страницы