Форум » Древний мир » "Золотой человек" (полный материал о раскопках) » Ответить

"Золотой человек" (полный материал о раскопках)

Jake: «Золото́й челове́к» — условное название археологической находки, сделанной в 1969-1970 годах советскими археологами под руководством К. Акишева относящееся к V веку до н. э. Находки в кургане Иссык по сохранности захоронения, по количеству золотых изделий, по высокой технике изготовления предметов украшения, вооружения и быта являются уникальными. Наука получила большое количество новой ценной информации для разных направлений гуманитарных наук. Курган Иссык до раскопок В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена чаша с письменными знаками. Находка датируется V—VI веком до н. э. Диадема. Золото. Диаметр 22. Пластины в виде малых птичьих крыльев. Золото. Роспись красной краской 8,1 Х 2,8. Бляхи в виде морды льва. Барельеф. Золото. 2,2 Х 2,6.

Ответов - 15

Jake: Бляха в виде барса с зубчатой пластиной, изображающей горы. Оборотная сторона. Бляхи в виде барсов с зубчатыми пластинами, изображающими горы. Барельеф. Золото. 7,2 Х 8,5. Бляха в виде барса с зубчатой пластиной и зубчатая пластина, изображающая горы. Барельеф. Золото. 5,2 Х 7,6; 3,7 Х 4,7. Бляхи в виде барсов. Барельеф. Золото. 5,5 Х 3,7.

Jake: Бляшки в виде горных козлов. Барельеф. Золото. 4,5 Х 2,8. Зубчатая пластина, изображающая горы. Барельеф. Золото. 7,8 Х 13,3. Бляхи в виде лошадей. Барельеф. Золото. 6,5 Х 5,2. Статуэтка архара на подставке. Круглая скульптура. Золото. 1,6 Х 1,9. Прониз с изображением головы тигра. Горельеф. Золото. 1,8 Х 1,7. Стреловидные украшения. Основа - дерево, наконечники и ленты-спирали - из золота. 38-40 Х 2. Зубчатая пластина, изображающая горы, имитация деревьев и скульптурки птиц (композиция в первоначальном положении). Пластина: барельеф, золото. 7 Х 13. Деревья: основа - железо, обкладка - золото, ветки - золото. Высота 4,5. Скульптурки птиц: основа - дерево, обкладка - золото. 3 Х 3,5. Пластины фигурные декоративные. Золото. 8 Х 3,7; 7,5 Х 3,6; 6 Х 2,5; 5,5 Х 4; 5 Х 4. Длинные пластины в виде птичьих крыльев. Золото. Роспись красной краской. 26-26,8 Х 2. Пластины фигурные мелкие. Золото. Размеры крупных: 8 Х 2,6. Пластины геометрических форм. Золото. Роспись красной краской. 17-17,2 Х 2. Все остальные изображения здесь а также книга Акишева К. в которой и были опубликованы эти изображения

Jake: Иссыкское письмо До настоящего времени не дешифрована. Примерная датировка — V в. до н. э.(?) Наиболее известный памятник данного письма — горизонтальная надпись на внешней стороне серебряной чаши из кургана Иссык, в котором был захоронен Золотой человек. Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность (по другой гипотезе — письмо кхароштхи). Та же письменность представлена в трёхъязычной надписи из центрального Афганистана I в. н. э. — на пракрите письмом кхароштхи, на бактрийском языке греческим алфавитом, а также иссыкским письмом. Наконец, иссыкское письмо представлено на многочисленных надписях на обломках глиняной посуды и камня из Южного Узбекистана, Южного Таджикистана и северного Афганистана, которые датируются ок. I—VI вв. н. э.

Jake: Монумент Независимости Казахстана - памятник на центральной площади Алматы, основным мотивом которого является изображение Золотого человека. Наряду с Байтереком является символом современного Казахстана. Автор - Ш-А.Валиханов. ОПИСАНИЕ штандарта Президента Республики Казахстан Штандарт Президента Республики Казахстан представляет собой полотнище голубого цвета (цвета Государственного флага Республики Казахстан) прямоугольной формы со сторонами в соотношении два к трем. В центре прямоугольника находится золотистый круг, в который вписана фигура юного вождя эпохи саков с поднятой правой рукой,восседающего на крылатом барсе. На руке всадника браслет, на шее гривна и амулет,на голове остроконечная шапка. Изображения всадника и барса цвета золота.Под барсом расположено изображение снежных вершин гор. Полотнище с трех сторон окаймлено золотистой бахромой. Древко штандарта увенчано бронзовым навершением рисунка типа "кошкар муйиз", к которому прикреплена пышная кисть. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными на государственном языке фамилией, именем и отчеством Президента Республики Казахстан и датами, указывающими срок его избрания.

Jake: Форма одежды и способ захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Примерный возраст захороненного человека — 18 лет. Пол не установлен. В последнее время в связи с находками в древних погребениях на Алтае предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это — останки молодой женщины. Действительно зачем парень носил бы на голове саукеле?

Jake: Золотой человек кургана Иссык в журнале "Вокруг света"

Jake: Новая реконструкция Т.Турекулов, Н.Турекулова Новая версия погребального головного убора Реконструкция истории начинается с реконструкции отдельных ее памятников. Но уже за каждым отдельно взятым примером стоит сложный поиск и анализ, аналогичный анализу криминалиста, обязанного совмещать железную логику фактов и знания широкого диапазона, из разных наук, легкость на научный "подъем" и маневренность… На этом держится труд реставратора, независимо от его специализации. Особенно сложной становится задача реконструкции, если утрата оригинала составляет 90 % и отсутствуют его фотографии или рисунки в исходном состоянии. Научное обоснование должно соответствовать как минимум диссертационному исследованию, и одобрено соответствующим советом специалистов. Особенно трудно воссоздать первоначальный облик в том случае, когда памятник уникален, отсутствуют аналоги, какие-либо исторические сведения и описания - те самые нити, с которых начинается процесс правильного его понимания. Очень яркой такой иллюстрацией являются реконструкции "Золотого человека" из Иссыкского кургана под Алматы и его реконструкции. Прошло более 25 лет, с тех пор, как была сделана первая работа по воссозданию его одежды (реставратор - В.И.Садомсков, научные консультации - доктора исторических наук К.А.Акишева), и по тем временам - на очень высоком уровне. Если исходить из того, что работы велись непосредственно сразу после раскопок, и реставратор опирался главным образом на археологический материал, из которого сохранились в большинстве своем лишь золотые изделия. И если взять во внимание, что это была первая стадия изучения уникального памятника… …Как нам кажется, новые археологические находки в Казахстане и за его границами, в частности в России на плато Укок, в городище Коктепа близ Самарканда в Узбекистане, в курганах близ поселка Берель в Восточном Казахстане, сегодня дают возможности для пересмотра прежних реконструкций "Золотого человека" и базу для появления новых научных гипотез. Эта мысль уже нами выдвигалась два года назад в статье в журнале "Кумбез" № 3, 1998, и за прошедший период мы прочно утвердились в понимании того, что этот памятник культуры требует очень серьезного научного исследования. Даже экспресс-анализ, проведенный М.Барманкуловым в его книге "Хрустальные мечты тюрков о квадронации" (5) убеждает в необходимости еще раз заглянуть в эту проблему поглубже: уж слишком много моментов, которые вызывают споры среди широкой публики. Мы же, как реставраторы, хотим поделиться своими соображениями и небольшими открытиями, сделанными при внимательном рассмотрении Золотого человека, которые, возможно, будут полезны исследователям сакской культуры. Все начинается, конечно, с вопроса: "Золотой человек" был юношей или девушкой? Самый убедительный ответ на него можно было бы получить при помощи анализов останков тела. Но они до сих пор почему-то не сделаны. По крайней мере, их результаты пока нигде не опубликованы. Но сами находки ставят под сомнение утверждение о том, что это был юноша. Как, например, сумочка с косметикой и зеркало, найденные рядом с погребенным. Если провести статистический анализ того, как часто встречается подобный атрибут в женских захоронениях этого периода на сопредельных территориях, можно было бы получить еще одно доказательство в ту или иную пользу. Или - меч и кинжал, которые встречаются в очень многих сакских и сарматских именно женских могилах, очевидно, являлись предметом какого-то весьма распространенного ритуала распространявшегося как на мужчин, так и на женщин, или просто оберегами. Кроме того, погребальный наряд состоял не только из золотых деталей, а главным образом из органических материалов, которые не сохранились. И он мог быть как мужским, так и женским, а вариаций на эту тему может быть бесконечно много. Если, конечно, не достаточно хорошо осуществлен анализ во время раскопок и не достаточно точно сделана археологическая фото-фиксация - лишь фотодокументы и точные прорисовки с комментариями сегодня могут ограничить эти фантазии и свести их к минимуму. Вне всяких сомнений то, что и во всех предыдущих реконструкциях головной убор из Иссыкского кургана находит больше аналогий со свадебными женскими головными уборами казахов, киргиз, башкир, татар, туркмен, турков, иранцев, корейцев, чем с традиционными мужскими у тех же народов. И вообще, кто может доказать, что на голове у нее/него была шапка-кулах? Фрагменты кожи, найденные в могиле рядом с черепом, говорят лишь о том, что этот материал мог быть использован в головном уборе. Не больше. Вместе с золотыми деталями они вполне могли являться элементами сложной прически, как у "Алтайской Леди" с плато Укок (Россия) (13, 14). Ее реконструкция на сегодня одна из самых достоверных, так как мумия, вмерзшая в лед, довольно хорошо сохранилась, несмотря на свой 2-тысячелетний возраст. Налицо - проблема, требующая обширного искусствоведческого исследования традиционных костюмов и причесок того периода, их генезиса и эволюции… Другая проблема заключается в том, что еще недостаточно изучен не только сам обряд захоронения, но и религиозные представления сакских племен. А для воссоздания первоначального вида одежд погребенных, и в особенности Иссыкского человека, это является самым главным… Митраизм, маздаизм, зороастризм, бон, буддизм - разные ветви единого русла реки религиозного знания и опыта той эпохи, в истоках которой лежала и религия саков. Но, только окунувшись в эту реку глубже, можно прояснить смысл отдельных деталей иссыкского головного убора, достичь того, что разрозненные элементы постепенно сгруппируются и нарисуют иконографическую картину мира, распространенную широко как в Азии, так и в Европе в первом тысячелетии до нашей эры. Далее авторы описывают те те небольшие открытия, которые были сделаны ими при анализе опубликованных материалов по исследованию и реконструкции Золотого человека, найденного в Иссыкском кургане, и которые дают возможность утверждать, что головной убор погребенного имел другую форму. Подробнее см. "Кумбез" 9-10, 2001. …Конечно же, в данном случае самый "простой" способ проверить свои гипотезы - сделать модель реконструкции, макет, который в отличие от рисунка, оставляет минимум возможностей для подгонки фактов. Максимально приближаясь к точным размерам деталей, взятых с фото книг и приведенных в соответствие электронным способом, установлено, что диадема имела размер стандартной головы и была действительно диадемой - поясом малых гор. Средние горы выстраиваются во второй ряд, охраняемый барсами двоякой породы: крылатыми и бескрылыми. Большие горы с деревом и птичкой - в третью горную цепь, за сидящими крылатыми козлами, и имеют общий диаметр аналогичный диаметру основания горы Укокской "леди". Пять маленьких козликов сделаны в той же технике, что и пять птичек на деревьях, растущих на вершинах гор: деревянная резьба, покрытая золотой фольгой. И это дает основания предположить, что все они - из одного яруса. Да ведь и вписываются очень красиво, и получается еще один логично завершенный пояс с животными - "транспортерами" души. Выше - символическое изображение бога солнечного света - Митры, являющегося связующим звеном между небесным, земным и подземным миром. И Овен на вершине горы - как предположение - символ Творца, невидимого, но проявляющегося через действия всех других подвластных ему богов, повторяющиеся, как движение солнца по "кругу живых"/"кругу животных" - Зодиаку… Литература: 1. Авеста. М., 1993 2. Акишев А. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984 3. Акишев К. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата, 1983 4. Акишев К. Курган Иссык. М., 1978 5. Барманкулов М. Хрустальные мечты тюрков. Алматы, 1999 6. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 2000 7. Гурштейн А. Минувшие цивилизации в зеркале Зодиака. "Природа", 10, 1991 8. "Гео", 1,1998 9. Котвич В. Все о Тибете. М., 2001 10. Кузнецов Б. Древний Иран и Тибет. СПб., 1998 11. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000 12. Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1980 13. Полосьмак Н. Алтайская Леди. М., "Родина", 1999 14. Полосьмак Н. Погредение знатной пазырыкской женщины на плато Укок. Публикация Алтайского Международного Центра гуманитарных и биосферных исследований. Н., 1994 15. Ригведа. М., 1986 16. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989 17. Турекулова Н., Турекулов Т. "Золотой человек" и его представления о Мире". "Кумбез", №3, 1998 18. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997 19. Цултем Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времен до начала 20 века. М., 1982 Источник: http://www.kumbez.kz

ЕрСаин: раскопки, безусловно, замечательные только вот возникают вопросы... агайын! просветите... я тут вот заспорил (хотя, видимо, зря) на одном совсем не историческом форуме... о "тарелке из Есика (Иссыка)" (руны на серебряном блюде, датированном 4-5 веками до н.э.) моя аргументация А. Аманжолов «ПРОТОТЮРКСКАЯ РУНОПОДОБНАЯ НАДПИСЬ НА СЕРЕБРЯНОЙ ЧАШЕЧКЕ» [url="http://s155239215.onlinehome.us/turkic/31A...scriptionRu.htm"]http://s155239215.onlinehome.us/turkic/31A...scriptionRu.htm[/url] Насимхон Рахмонов, Бокижон Матбобоев «Древние тюрко-рунические надписи Узбекистана» [url="http://www.eurasica.ru/articles/writing/na..._uzbekistana/1/"]http://www.eurasica.ru/articles/writing/na..._uzbekistana/1/[/url] Надпись на посуде, найденной в Иссыке [url="http://irq.kaznpu.kz/?lang=r&mod=1&tid=5&oid=268"]http://irq.kaznpu.kz/?lang=r&mod=1&tid=5&oid=268[/url] «Транслитерация и перевод (1) аγа sаηa očuq = Aγa, saηa očuq! "Старший брат, тебе (этот) очаг!" (2) bäz čök boqun ičr(?)ä uzuq ...i = Bez, cök! Boqun ičrä [r?] azuq! ...i "Чужой, опустись на колени! [Да будет] у поколения пища!" Лексика надписи: аγа "старший брат, старший родственник по мужской линии", ср. в уйгурских юридических документах 13 в. из Турфанского оазиса aqa "старший брат, дядя", казахск., киргизск. aga "старший брат, дядя", узбекск. oga "старший брат", уйгурск. aga-ini "братья; старший и младший братья", Якутск, aga "1) старший годами; 2) отец", турецк., азербайджанск. ага "господин, начальник"; saηa "тебе" - форма дательного падежа от местоимения sen "ты", ср. saηa "тебе" в надписи "Памятника Тоньюкука"; očuq "oчаг", ср. древнеуйгурск. očuq "очаг, печь", в "Divan lugat at-türk" Махмуда Кашгарского očuq-očaq "очаг, печь"; bez "чужестранец, чужой, посторонний" — слово это зафиксировано у Махмуда Кашгарского в написании , и неточно прочтено baz, вместо bez, которому вполне закономерно соответствует монгольское bər (beri) "невестка, сноха" (на этом примере можно наблюдать закон "ротацизма" и семантическое развитие слова). Ср. также киргизск. bez kiŝi "1) бесчувственный толстокожий человек; 2) замкнутый человек"; čök - форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения глагола čök "1) опускаться, становиться на колени; 2) опускаться, падать; 3) погружаться (в воду)", который представлен в каирской и гератской рукописях "Kutadgu Bilig", в словаре Махмуда Кашгарского и в древнеуйгурском письменном памятнике "Altun yaruk", а также в современных тюркских языках; boqun (buqun) "поколение, генерация", ср. парные существительные bodun buqun (boqun?) "население, жители" в древнеуйгурских текстах, boγun "сустав, сочленение" у Махмуда Кашгарского, казахск. buyn (buwun) "1) сустав; 2) поколение" (jas buyn "молодое поколение"), каракалпакск. buüyn "1) сустав; 2) колено (составная часть чего-либо); 3) звено (цепи); 4) поколение" (γ > w) киргизск. buun-muun "1) сустав, сочленение; 2) перен. поколение; 3) перен. потомство"; ičrä [r?] "внутри, внутрь", ср. в "Памятнике в честь Кюль-Тегина"; ičrä aŝsïz taŝra tonsïz jabïz jablaq bodunta üzä olurtïm "Я воссел над ничтожным низким народом, у которого внутри не было пищи, а снаружи — одежды"; azuq "пища, продовольствие, провиант, корм", ср. турецк. azik "съестные припасы, продовольствие, провизия, пища", казахск., каракалпакск. azyq, "провольствие, провизия, продукты питания; съестные припасы", алтайск. azyk "запас, припасы (провизии)".» "иная аргументация" тюрок тогда не было, посему эта надпись не может быть переведена по-тюркски (слишком РАНО)...

Antimankurt: Ну у Аманжолова же и написаноДешифровка прототюркской руноподобной надписи на серебряной чашечке, предложенная впервые в 1971 г.9, остается непоколебленной, по причине отсутствия у идейных противников и дилетантов сколько-нибудь серьезных аргументов и научных публикаций, опровергающих данную дешифровку10. Никто же не говорит, что это надпись тюркская, а ПРОТОТЮРКСКАЯ. То же самое, что утверждать, что древнерусские надписи, не русские, так как русские как нация сформировалась к 15 веку.

ЕрСаин: т.е. как я понимаю версия верна? (лично мне хотелось бы верить... но ведь здесь не о вере речь) Транслитерация и перевод (1) аγа sаηa očuq = Aγa, saηa očuq! "Старший брат, тебе (этот) очаг!" (2) bäz čök boqun ičr(?)ä uzuq ...i = Bez, cök! Boqun ičrä [r?] azuq! ...i "Чужой, опустись на колени! [Да будет] у поколения пища!" Лексика надписи: аγа "старший брат, старший родственник по мужской линии", ср. в уйгурских юридических документах 13 в. из Турфанского оазиса aqa "старший брат, дядя", казахск., киргизск. aga "старший брат, дядя", узбекск. oga "старший брат", уйгурск. aga-ini "братья; старший и младший братья", Якутск, aga "1) старший годами; 2) отец", турецк., азербайджанск. ага "господин, начальник"; saηa "тебе" - форма дательного падежа от местоимения sen "ты", ср. saηa "тебе" в надписи "Памятника Тоньюкука"; očuq "oчаг", ср. древнеуйгурск. očuq "очаг, печь", в "Divan lugat at-türk" Махмуда Кашгарского očuq-očaq "очаг, печь"; bez "чужестранец, чужой, посторонний" — слово это зафиксировано у Махмуда Кашгарского в написании , и неточно прочтено baz, вместо bez, которому вполне закономерно соответствует монгольское bər (beri) "невестка, сноха" (на этом примере можно наблюдать закон "ротацизма" и семантическое развитие слова). Ср. также киргизск. bez kiŝi "1) бесчувственный толстокожий человек; 2) замкнутый человек"; čök - форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения глагола čök "1) опускаться, становиться на колени; 2) опускаться, падать; 3) погружаться (в воду)", который представлен в каирской и гератской рукописях "Kutadgu Bilig", в словаре Махмуда Кашгарского и в древнеуйгурском письменном памятнике "Altun yaruk", а также в современных тюркских языках; boqun (buqun) "поколение, генерация", ср. парные существительные bodun buqun (boqun?) "население, жители" в древнеуйгурских текстах, boγun "сустав, сочленение" у Махмуда Кашгарского, казахск. buyn (buwun) "1) сустав; 2) поколение" (jas buyn "молодое поколение"), каракалпакск. buüyn "1) сустав; 2) колено (составная часть чего-либо); 3) звено (цепи); 4) поколение" (γ > w) киргизск. buun-muun "1) сустав, сочленение; 2) перен. поколение; 3) перен. потомство"; ičrä [r?] "внутри, внутрь", ср. в "Памятнике в честь Кюль-Тегина"; ičrä aŝsïz taŝra tonsïz jabïz jablaq bodunta üzä olurtïm "Я воссел над ничтожным низким народом, у которого внутри не было пищи, а снаружи — одежды"; azuq "пища, продовольствие, провиант, корм", ср. турецк. azik "съестные припасы, продовольствие, провизия, пища", казахск., каракалпакск. azyq, "провольствие, провизия, продукты питания; съестные припасы", алтайск. azyk "запас, припасы (провизии)". какая "альтернатива" существует??? если существует...

Antimankurt: К сожалению, я дилетант в этом вопросе.

Оглы: Что то не понять вас Казахов! Гнёте линию не вту степь!!Какие саки?Арийцы!? Голубоглазые,рыжие!Может быть вы инопланетяне?Дураку ясно что "Золотой воин" относится к Тагарской культуре южной сибири!Тоесть древне -кыргызский воин.Ещё в 5-века до н э. вся территория южной сибири ,юго восточная-северные районы современного Казахстана были обжиты Тазминской культурой!Имменно в Южной сибири,человек оседлал дикого коня!Наиболее раннее представления о живущих в северных землях всадниках,как бы сросшихся со своими конями о своеобразных кентаврах.Так же в одном из источнике сказанно;"Есть царство Динлин.У людей в нём ниже колен ростёт шерсть,у них лошодинные капыто.А в другом читаем:"Ещё есть там богатыри с человечьими туловищами и лошадинными ногами,покрытые длинной шерстью Это были жители страны Динлин! Даже "Золотой воин" исписан ранне Орхонно-Енисейской письменностью.Факты на лицо! Историю можно пере -делать в свою угоду,но древние источники и архивы говорят сами за себя! Тюрколог.КИН Оглы Бердыев.Баку.

Antimankurt: Уважаемый КИН Оглы Бердыев! Спасибо за Ваш эмоциональный кавказский пост. Скажу одно почитайте пошире про диньлинов, особенно в китайских источниках. Можете почитать про них у Гумилева. Они конечно не инопланетяне были, но перевес европеоидных черт преобладали. Китайцы об этом часто повторяют. Говорю это не к тому, что хочу примазаться к европейцам, а потому что это факт. Кроме того Вы утверждаете, что "золотой человек" не был саком?

sonnikon: Весело будет, когда найдутся полные описания скелета золотого человека. Почему то нигде они не встречаются. Хотя любой скелет должен остаться полностью хотя бы в виде кальцинированного отпечатка

77759: "Новости", 17.08.2010г., 19:30, ТВ Казахстан Останки еще одного «золотого человека» нашли археологи на раскопках Талды Каркаралинского района Карагандинской области. Это второе открытие за последний месяц. В июне обнаружили захоронение сакской царицы. А в последнем из семи курганов могильника - очередная сенсация. Больше сотни золотых украшений. Бляшки, кольца с камнями, золотые детали с изображением грифов, кошачьих хищников, козлов. Все это оформлено в типичном сакском стиле. Ученые отметили высокую технологию изготовления украшений. Курган был ограблен трижды. Но все же древние грабители оставили богатый материал современникам. Только плохо сохранился скелет. Точнее остались его фрагменты. Но само сооружение гробницы из бревен будут еще изучать эксперты. Арман Бейсенов, руководитель археологической экспедиции: «Поражает строение дромоса. Это не просто ряд бревен. А три-четыре слоя. Здесь была захоронена элита, знать. Об этом свидетельствуют как находки, так и сама сложность кургана».



полная версия страницы