Форум » Древний мир » Древнекаменный век Казахстана » Ответить

Древнекаменный век Казахстана

Jake: Антропогенез или становление человека. Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приноравливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах освободило руки, это позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению: горизонтальному - между индивидами и вертикальному - между поколениями. Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног. Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек. Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения. Первый известный вид рода Хомо - хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр. Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь. Следующей ступенью развития человека был хомо эректус -человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету - в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп). Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты - скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы. Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий - рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди. Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако ранние гоминиды научились компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Этот материал оказался долговечнее других г с 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода - палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом (средне-каменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.-40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком. Ранний человек на территории Казахстана. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название "ашельской". Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом. Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако последние данные археологии установили появление человека у нас еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил. Средний палеолит. 300 тыс. лет назад хомо эрэктус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутация, миграция и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомосапиенс - человека разумного. Хомосапиенс неандерталенсис или неандертальский человек получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плотного телосложения, имели очень развитый по сравнению с предшествующими формами мозг. В науке неандертальцев называют также патеантропами или древними людьми. Вполне современный человек - подвид хомосапиенс - сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего, в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория , возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомосапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория говорит, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня - мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом эта культура развивалась на основе прежней, ашельской, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня. Так, длина режущего края камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов. Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (от удара молнии, самовозгорания), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями. Верхний палеолит на территории Казахстана. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития - верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг значительно расширился по сравнению с прежними периодами. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей - рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями. В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется третья зона культуры - Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстанс (Карабас 3, Батпак 7, Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское), Южном (Ашысай, Усык тас, Соркуль).

Ответов - 3

Jake: Исторические памятники каменного века Начальной стадией истории человечества является каменный век. Территория Казахстана входила в зону формирования и становления древнего человека. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека. Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему палеолиту, около I млн. лет назад. Это был человек в своей эволюции находившийся на стадии "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау в Южно-Казахстанской области на пойменных террасах реки Арыстанды у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г. Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане, это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки. Стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района. Памятники среднего палеолита широко представлены в Казахстане. Это стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак. Поздний палеолит охватывает период 30 тыс.-10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило формирование рас и расовых групп. В общественных отношениях формировалась родовая община, возник род, как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Это было время формирования человека современного физического типа. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства. На территории Казахстана памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган. В Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы стоянка Пещера. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и другие. Переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом является средний каменный век - мезолит. Он занимает время X - V тыс. до н.э. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Были изобретены лук и стрелы. Следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как переходный в веку металла. В истории Казахстана последний рассматривается вместе с неолитом. Неолит занимает время V тыс. - вторая четверть II тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Усложнялась общественная организация, возникли племена и племенные союзы. В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянки Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области. В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл-Су на речке Кызыл-Су недалеко от с. Белокаменки ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие для студентов, 1998 г.

Jake: Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако он научился компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Этот материал оказался долговечнее других и с 2, 5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии, когда камень доминировал в человеческой технике, назвали каменным веком. Его разделили на два основных периода – палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный) и переходный между ними – мезолит (среднекаменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. - 40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком. Палеолит на территории Казахстана. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия изготовлялись, видимо, еще австралопитеками. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом. Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако последние данные археологии установили появление человека у нас еще древнейший период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил. Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская, выработанная подвидом человека разумного – неандертальца. В целом эта культура развивалась на основе прежней, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня. Так, длина режущего края камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов. Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (от удара молнии, самовозгорания), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития – верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг уже значительно шире. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей – рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями. В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. Выделяется третья зона культуры – Восточный Казахстан, органически связанная с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7, Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усык тас, Соркуль). Мезолит и неолит. Начало мезолита датируется приблизительно 12 тыс. до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. до н.э. Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями – изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты – миниатюрные пластины – вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и составляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные. Неолит – время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствование этих двух областей производственной деятельности человека. Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита в Казахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующим племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау. В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северо-западную часть Казахского мелкосопочника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры – Виноградовка-2, Тельмана. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау. В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс. до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение. Праобщина. Очень трудно восстановить историю формирования физического облика человека, хотя в распоряжении науки имеется большое количество ископаемых останков. Нелегко также воссоздать процесс эволюции индустрии, несмотря на то, что археологических находок вполне достаточно. Но самым сложным в изучении доистории человека является реконструкция социогенеза, то есть развития человеческого общества, так как этот процесс не оставил нам вещественных доказательств. Поэтому более или менее детальная его реконструкция неизбежно будет в определенной степени гипотетичной. Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства. Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто «первобытным человеческим стадом». Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего). Она представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины – другую. Анализ архелогических и этнографических материалов позволил ученым обоснованно утверждать о численности праобщин в 50-60 индивидов. Причем социальное начало прослеживается в этот период в основном только в производственной сфере, сфере добычи и распределения пищи, не распространяясь на другие сферы жизни. В связи с тем, что в ту эпоху весь общественный продукт являлся жизнеобеспечивающим, возможной формой распределения становится его уравнительная форма, т.е. ни о каком социальном неравенстве речи идти не может. В этих условиях нет необходимости и в существовании особых отношений власти – подчинения, все конфликтные ситуации внутри праобщины разрешаются на уровне биологических отношений доминирования. Эпоха неандертальцев ознаменовалась полным утверждением уравнительной формы распределения общественного продукта, более того, общественное, небиологические отношения начинают распространяться на все сферы жизни человека. Резкий перелом в формировании социальных отношений произошел при появлении человека современного типа. В этот период происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие – экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община. Последняя представляла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин, женщин и детей. Переход из детской группы во взрослую сопровождался особым ритуалом – инициацией. Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально-магических действий, вожди - руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов-табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Таким образом, отличительной чертой человеческого общества доисторического периода было господство социально однородного эгалитарного общества. Энеолит Казахстана. В III-II тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами. Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинской культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья, афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской – Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен, населявших эти регионы. Уже в тот период на территории степной Евразии начал формироваться единый этнокультурный массив, ставший основой особой степной цивилизации. Зарождение духовной культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным. Захоронения, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Это свидетельсьвует о том, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, вероятно, задумывался о загробном существовании. Существовали у них и другие ритуалы, в частности, охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков. Возникновение искусства и религии. Подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы. Усложнился и похоронный обряд. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда. Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливаются знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии – магия, анимизм, тотемизм, фетишизм. С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента. Эпоха бронзы – время распада эгалитарного общества, характеризуется становлением религии с особыми служителями культа – жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов. Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями. Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается. Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Jake: Миллион лет до нашей эры Экспресс-К № 438 (16825) от 10.09.2009 Ольга ХРАБРЫХ Доктор исторических наук археолог Жакен Таймагамбетов сделал сенсационное открытие. Он доказал, что со времени появления на казахстанской земле первых людей прошло не 600я000 лет, как свидетельствует теория ученого Хасана Алпысбаева, а около миллиона. Гипотезу Таймагамбетова подтверждают уникальные находки, обнаруженные в ходе его недавней экспедиции по Актюбинской, Южно-Казахстанской и Алматинской областям. В ходе экспедиции по изучению памятников каменного века, проведенной КазНУ имени Аль-Фараби, археологами были исследованы стоянки в районе хребта Каратау в Южном Казахстане, в Северном Прибалхашье и районе Жанаозена. Однако сенсационное открытие пряталось в отрогах гор Мугалжар, что в Актюбинской области. На протяжении двух недель Жакену Таймагамбетову и его команде удалось совершить невозможное: обнаружить более сорока стоянок первобытного человека. - Каменные орудия, обработанные рукой человека, лежали на современной поверхности, - поясняет Жакен Таймагамбетов. - На один квадратный метр приходилось до 700-800 каменных изделий. Это уникальное явление. Как говорится, только и успевай их собирать. Конечно, мы не стали делать этого, а применили выработанную российскими археологами методику сбора каменных орудий: брали определенный небольшой участок с их скоплением, разбивали сетку и строго фиксировали каждый камень. На основании типологии этих каменных изделий и было доказано, что их возраст насчитывает около миллиона лет. А значит, территория Казахстана издавна была населена первобытным человеком. По словам Таймагамбетова, Актюбинская область уникальна своими бифасами, то есть двухсторонне обработанными орудиями или так называемыми ручными рубилами. Проводя разведочные работы в Жетысу, участники экспедиции обнаружили еще одну стоянку первобытного человека в районе поселка Каргалы около Алматы. Здесь на глубине девяти метров таились очаги, сложенные из галек, кострища, оставленные нашими предками, и огромное количество каменных изделий. - В ходе раскопок мы нашли еще одну интересную вещь. На глубине пяти метров нашими сотрудниками были обнаружены два зуба, очевидно, принадлежащие человеку, - продолжает Таймагамбетов. - Сейчас мы ждем результатов исследования, которые позволят понять, верно ли наше предположение, что это зубы кроманьонца или же они относятся к позднему времени. Еще одним сюрпризом для участников экспедиции стала находка грота, расположенного у речки Биен, неподалеку от села Арасан, что в Алматинской области. В этом потаенном месте были обнаружены следы наскальной живописи. Нет, не петроглифов, а именно живописи! Сюжеты картин первобытных художников незамысловаты и изображают двугорбого верблюда, козлов с загнутыми рогами, оленей, колесницы, лучника, стреляющего с колен. По словам казахстанского профессора, чтобы создать такое произведение, древние живописцы брали красную охру, растирали ее в порошок, смешивая с животным жиром. Таким образом они могли раскрашивать не только стены пещер, но и керамику, а также собственное тело. Специалисты, которые занялись исследованиями рисунков, пришли к выводу, что они относятся к эпохе железа. Хотя сначала Таймагамбетов придерживался мнения, что все эти художества - дело рук людей, живущих в эпоху бронзы: - Конечно, мы знаем, что на территории Казахстана первобытный человек выбивал петроглифы и рисование краской относится к разряду единичных случаев. В этом смысле интересны грот Акбаур в Восточном Казахстане, обнаруженный еще в 50-х годах, и пещера Драверта в северо-восточной части нашей республики. Я думаю, что многие рисунки, оставленные в этих гротах, покрыты мхом и лишайником, поэтому, чтобы они стали достоянием общественности, нужно привлекать специалистов-реставраторов. Кстати, наскальная живопись впервые появилась около 25я000 лет назад, еще в древнекаменном веке, и существовала до 12я000 лет до нашей эры. Этот факт подтверждают рисунки, найденные в Европе, а также в пещерах Каповая на Урале. Затем они исчезли, и древние люди снова стали выбивать петроглифы. Парадокс состоит в том, что в эпоху железа, в сако-усуньское время, опять появилась живопись, которая продолжила некоторые традиции эпохи палеолита. И это еще одна загадка истории, которую нам предстоит разгадать. Как говорит Таймагамбетов, не исключено, что срок в миллион лет - не предел для его исследований. Возможно, что первые люди могли появиться на казахстанской земле и гораздо раньше.



полная версия страницы