Форум » Древний мир » Тамгалы (Танбалы) » Ответить

Тамгалы (Танбалы)

Jake: Тамгалы входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане

Ответов - 2

Jake: Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы Составители – В.Р. Крогиус, Н.В. Максаковский Петроглифы как вид изобразительного искусства возникли на территории Казахстана еще в глубокой древности. Многие из произведений доисторических художников дошли и до наших дней, предоставляя уникальную возможность судить о культуре, верованиях и обычаях древних племен. Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества Казахстана сосредоточены в Семиречье, т.е. в обширной области на юго-востоке Казахстана (между озером Балхаш на севере и Тянь-Шанем на юге). Одно из таких мест, самое ценное в рассматриваемом аспекте, и обнаруженное только в 1957 г., - это засушливое и каменистое ущелье Тамгалы. Оно располагается в горном массиве Анрахай, что лежит в 170 км к северо-западу от Алма-Аты, в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор. Комплекс археологических памятников урочища Тамгалы включает не только петроглифы, принесшие этому месту наибольшую известность, но и древние поселения, могильники, каменоломни и культовые сооружения, датированные самым разным временем. Эти памятники в сумме отражают очень длительный период времени: от XIV-XIII вв. до н.э. и вплоть до рубежа XIX-XX вв. н.э., т.е. примерно от границы среднего и позднего бронзового века до самого недавнего прошлого. Создатели наскальных росписей умело использовали феномен так называемого "пустынного загара": рисунки были выбиты твердыми камнями (скорее всего, кварцем), а позже и металлическими орудиями, на порфиритах. Порфирит – это очень прочная горная порода, которая при выветривании образует большие и ровные плоскости. Эти плоскости, покрытые "пустынным загаром" (т.е. темно-коричневой защитной коркой, состоящей из окислов железа и марганца) и были использованы древними художниками для своего творчества. Большинство петроглифов (наскальных гравюр) концентрируется в нижней части главного ущелья - около 2 тыс. Всего же в районе Тамгалы, с учетом близрасположенных урочищ, - примерно 5 тыс. рисунков. Причем основная масса наскальных изображений (да и самая интересная с научной точки зрения) относится к поздней бронзе, т.е. ко второй половине 2-го тысячелетия до н.э. Часть рисунков относится к железному веку и более поздним временам. Размеры некоторых изображений достигают 1 м. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооруженные палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряженной быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся. Следует подчеркнуть, что ущелье Тамгалы выделяется среди других святилищ Семиречья именно тематическим многообразием древних рисунков и наличием больших многофигурных композиций. Некоторые исследователи говорят даже об особом – Тамгалинском стиле петроглифов. Примечательно, что очень многим наскальным сюжетам Тамгалы можно найти аналоги в древнем искусстве других народов Евразии. Вместе с тем, некоторые из сюжетов остаются до сих пор нерасшифрованными и непонятными. Нижняя часть главного ущелья, которая выделяется самой плотной концентрацией петроглифов и (предположительно) древних алтарей, скорее всего, на протяжении многих веков выполняла роль святилища, где проходили ритуальные церемонии и совершались магические обряды. В ущелье Тамгалы отмечена великолепная акустика, там можно переговариваться, не напрягая голоса на расстоянии 100-150 м, и, вероятно, это необычное свойство использовалось в древних ритуальных обрядах. Кстати, традиция поклонения святилищу Тамгалы продолжает жить: паломники приходят сюда и поныне. Вокруг ущелья-святилища некогда жили люди. Об этом свидетельствуют найденные здесь древние поселения. То есть весь комплекс делился на культовую зону и жилую, которые были изолированы друг от друга нейтральным пространством. Расселяясь вокруг святилища, люди выбирали наиболее удобные площадки в небольших межгорных долинах, где поблизости были родники, а вершины холмов защищали от зимних ветров. Неуютные горные условия сильно ограничивали выбор, поэтому многие участки, освоенные людьми однажды, продолжали использоваться и последующими поколениями. Постепенно старые постройки превращались в руины и покрывались землей, а на их месте возникали новые. Так, одно из самых древних поселений, которое было основано еще в XII-XI вв. до н.э., оказалось погребено трехметровым слоем земли, накопившимся в результате почти непрерывного обитания здесь человека вплоть до концa XIX в. В окрестностях святилища найдены и многочисленные древние захоронения. Особый интерес представляют цисты - погребальные каменные «ящики», которые сооружались из цельных плит сланца, куда укладывались не только усопшие, но и разная утварь и предметы, чаще всего сосуды. Цисты датируются преимущественно концом бронзового века. Более поздние захоронения, относящиеся к железному веку (и далее), представляют собой курганы, сложенные землей и камнями. Современный охранный статус этой уникальной художественной галереи под открытым небом – Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей "Тамгалы" (учрежден в 2003 г., площадь 3,8 тыс.га). Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/1145

Jake: Четвертое измерение Тамгалы Т.Турекулов, Н.Турекулова Фрагмент алтаря святилища Тамгалы Панорама главного входа в святилище Тамгалы Фрагменты петроглифов Не так далеко от Алматы, примерно в 170 км, находится удивительный памятник - Тамгалы. Памятник древнего искусства, запечатленного в рисунках на скалах - петроглифах; памятник культуры, отражающий религию, устройство общества и его развитие с древнейших времен; и даже памятник истории науки - в частности, астрономии. Тамгалы - это и памятник природы, конечно же, флора и фауна здесь, также как и геоморфологический ландшафт, уже признаны учеными уникальными и взяты под охрану государством. Все вместе это сегодня представляет собой "Природно-исторический памятник Тамгалы". На протяжении нескольких тысячелетий, начиная с 14-12 вв. до н.э., это место являлось одним из крупнейших культовых центров Центральной Азии, и лишь в конце ушедшего поток паломников сюда иссяк, с одной стороны, в связи с иссушением климата, а с другой - с развитием ислама. Археолог А.Максимова заново открыла Тамгалы в 1957 г. (1), а сегодня, пожалуй, настало время, когда происходит восстановление утраченной связи времен и культур. Памятник обретает новую жизнь: количество интересующихся и влюбляющихся в эти камни, желающих их понять, растет в последние годы в геометрической прогрессии. Как туристический объект он уже используется всеми туристическими организациями, работающими на местном рынке. Но Тамгалы - это очень хрупкое место, требующее очень бережного отношения, нуждающееся в экстренной помощи и от государства, и от всех нас. В первую очередь потому, что, несмотря на большой интерес исследователей к этому месту, оно еще не прочитано и соответственно - не понято. Здесь любой камень под ногами, совсем обычный на вид, может оказаться бесценным источником информации. Но только если он остается на своем месте… Здесь должен быть очень осторожным и аккуратным ученый, не то, что мы, непосвященные, или - по-иностранному - профаны. Вопрос о необходимости проведения консервационных работ на комплексе петроглифов Тамгалы поднимался уже в 80-х НИПИ памятников материальной культуры Министерства Культуры РК, и на протяжении ряда лет велись работы, направленные на сохранение этого уникального места. Перестройка несколько изменила планы реставраторов прервавшимся финансированием, и Тамгалы стал завоевывать дикий туризм, с каждым годом все заметнее становится отрицательное антропогенное влияние на состояние ландшафта, самих петроглифов, и объектов находящихся на земле. В настоящий момент организация туристического использования памятника и его охраны стоит уже особенно остро. Поэтому отрадно, что в этом году работы по консервации здесь возобновляются благодаря международному казахстанско-норвежскому проекту, поддерживаемому ЮНЕСКО и правительством Норвегии. Наверное, мы забежим далеко вперед и не все с нами сегодня согласятся, если выскажем мысль о том, что вместе со всеми археологическими объектами, включающими поселения, культовые и погребальные комплексы, Тамгалы - это и древнейший памятник градостроительства и культурного освоения ландшафта. Это место еще недостаточно исследовано археологически… Но на эту гипотезу наводит уже схема планировки комплекса святилища, которая представляет собой строгую систему расположения отдельных его объектов. Центральной осью композиции является русло небольшой речки, наполняемой талыми водами и текущей строго на север. На выходе из ущелья с северной стороны располагается удивительно правильной формы круглая гора, привлекающая к себе внимание сильно выделяясь на общем фоне окружающего скалистого ландшафта, кажется, будто она построена здесь специально руками человека. Здесь же, на Севере, группируются некрополи, подтверждая еще раз правоту М.Семби утверждающего, что реки текущие на Север почитались как реки текущие в Страну Мертвых, а древние курганы и некрополи часто располагались именно вдоль таких рек (2). Главный алтарь святилища с "иконостасом" с изображениями "Солнцеголовых" имеет почти почти строгую ориентацию на север, русло реки и площадь расположены с южной от него стороны. Четыре других обширных группы петроглифов располагаются по восточному берегу реки и объединяются в единую повествовательную картину. Поселение, имеющее мощный культурный слой начиная с эпохи бронзы, как это было предположено Е.Рипинской (НИПИ памятников материальной культуры, конец 80-х), а позже подтверждено археологами (А.Рогожинский), расположено с южной стороны от входа в ущелье с петроглифами. Чем не традиционная планировка буддийских монастырей? Река или водоем на Юге, храмы и их алтари - на севере, центральная ось - река-дорога - ведет к главному храму, все остальные храмы по правую руку, или с Востока. И главное, на севере от них должна быть самая красивая в округе гора… И конечно же, жилье - профанная зона - должно быть изолированно от монастырских комплексов, находиться с южной стороны и на расстоянии не менее, чем человеческого голоса. А сами монастыри должны быть закрыты для свободного доступа злых духов и людей горами и разного рода преградами. А если посмотреть на буддийские иконы можно обнаружить, что очень часто встречается изображение солнца и луны, порой стилизованно, а порой конкретно. Да ведь и в храм буддийский можно входить лишь после того, как обойдешь его с молитвой по кругу - по ходу Солнца! Нераскрытые тайны изображений Тамгалы привлекают многих ученых, которые единодушны в том, что все они связаны с древнейшими солярными культами Евразии и так или иначе имеют свои отголоски и в сегодняшних религиях: и в христианстве, и буддизме, и исламе. Так, к примеру, в православных храмах жертвенник и сейчас располагается на северной стороне алтаря. А сам Иисус - тот же "солнечный правоприемник": Рождество Христово совпадает с датой зимнего солнцестояния и древнейших праздников, посвященных одновременно смерти старого и рождению нового солнца. Может, об этом повествует картина главного алтаря Тамгалы, на которой в нижнем ряду изображены пара совокупляющихся и цепочка 12 человечков. Между собой эти две группы связывает изображение еще одного, лежащего (или умершего?). Одиннадцать из этих двенадцати идентифицируются как "танцующие" и один - как "роженица" (кстати, еще одна параллель - Световой Девы года и Девы Марии). На оси, проходящей через "роженицу", выше расположен первый "солнцеголовый" третьего ряда. Художественная сила его изображения не вызывает много сомнений в том, что перед нами изображение Солнца, а парное ему - Луны, которые вместе с нижним рядом представляют единую композиционную нить. "Танцующие"(3) держат в руках топорики, а ведь знак топора ("кайло") в древних рунах - символах, происхождение которых лежит в самых древних солярных культах, - означал топор, которым отделяется пуповина Нового года от Старого (4). Продолжают ряд "солнцеголовых" еще пять антропоморфных изображений. Если основываться на том, что первые два обозначают движущиеся по небу светила, можно предположить, что и две другие пары имеют аналогичное значение и связаны с планетами, известными нам как Венера, Юпитер, Марс, Сатурн. И Полярная звезда между ними как неизменная константа Вселенной и ее порядка… На тибетских буддийских иконах часто можно встретить космогоническую картину, изображающую Будду в окружении семи звезд, среди которых бодхисатвы солнечного и лунного света и Полярная звезда, которая контролирует продолжительность человеческой жизни (5). Ну а астрология всегда была и есть одна из самых "востребованных" наук в Тибете, благодаря изолированности этого района Центральной Азии от окружающего мира: она развивается здесь беспрерывно на протяжении тысячелетий и тесно связана с религией, медициной, сельским хозяйством и животноводством, в быту ни одно событие не планируется без предсказателя судеб. А судьба предсказывается не только живым, но и умершим. Кстати, астрология все больше признается в последнее время и в Западном мире, мире высоких технологий. Картины Тамгалы - это картины циклического вращения жизни в космических масштабах , жизни, не существующей вне Времени и Света - четвертого измерения пространства. Среди антропоморфных и зооморфных изображений встречаются и геометрические знаки, аналоги которым можно найти в древних рунических символах. К примеру, вертикально стоящие "гантельки" или "очки" - "древнейший арктический иероглиф, означающий связь между собой двух кардинальных точек года - нижней и верхней. Позже это фрагмент был осмыслен как нисхождение лета к зиме", в этой руне видны черты древнейшего иероглифа бытия" (6). Крюки в руках "ряженных" - в рунах символ крюка, подтягивающего неба к земле, очень важный символ в мифологии многих северных народов. А олень, символ восходящей половины года, несущий на спине расчерченный на клетки прямоугольник, типичный рунический символ года или дома Солнца? Сами изображения "солнцеголовых", тела их имеют четкую графику стрелок с руками вниз и руками вверх - опять же, эти знаки находим среди рун, имеющих кроме "божественных" смысловых нагрузок, еще и календарные. Первые рунические знаки - символы, в которых была закодирована именно картина мироздания во времени: день, год, солнечные и лунные многолетние циклы… По-видимому с их помощью записывались самые древние религиозные повествования, и история письменности разных народов, как полагает Х.Вирт (7), и финикийской, и индийской, и шумерской, и китайской, и египетской, и др. восходит именно к самым древним рунам, а корни таких слов как "бог", "солнце", "лето", "день" едины во многих языках… Да-да, все это уже кажется очень далеким от архитектуры, и эти наши рассуждения - так, этюды на тему "Тамгалы", построенные на наших личных ассоциациях. Мысль о том, что этот комплекс петроглифов связан по крайней мере с календарными наблюдениями и сезонными праздниками не нова и не вызывает сомнения у многих ученых. Искусство петроглифов Тамгалы может быть понято только на стыке многих наук - искусствоведческих, религиоведческих, исторических, астрономии, математики, лингвистики, этнографии и других.. Предполагаем, что и архитектурно-археологическое исследование комплекса памятников Тамгалы, его поселений жилищ и общественных зданий, планировки, культурного ландшафта может дать много информации для интерпретации петроглифов Тамгалы. Но это все зависит от движения небесных светил и находится во власти Времени… Литература: 1.Рогожинский А.Е. "Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы". В сборнике "История и археология Семиречья". Вып.2. Алматы, 2001, стр.10. 2.Сембин М. "Мир мертвых" в фольклоре тюркских народов и его отражение в топонимике". Сб. "История и археология Семиречья". Алматы ,1999, стр. 97 3.Рогожинский А.Е. "Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы". В сборнике "История и археология Семиречья". Вып.2. Алматы, 2001, стр.40. 4.Дугин А. Абсолютная родина. М., 1999, стр. 711 5."Все о Тибете". М., 2001, стр.461. 6.Дугин А. "Абсолютная родина". М.,1999, стр.712. 7."Мифы народов мира". М., 1980. 8.Дагаев М. "Наблюдения звездного неба". М., 1979. Взято с - http://www.kumbez.kz/arh/Arh_05.htm



полная версия страницы