Форум » Древние государства Казахстана » Государство усуней » Ответить

Государство усуней

Jake: Государство усуней Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п. Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились. Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу. Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсун". Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках площадью до 150 кв.м. снабженных оросительными системами. Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Банк Гу сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж заусуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям", жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают полей", но "сеют деревья". Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках. О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения неодинаковы. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.

Ответов - 3

Jake: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. (1957 г.) УСУНИ Первоначальным местом расселения усуней была часть Ганьсу, где они жили вперемежку с юэчжи. При одном из столкновений с юэчжи усуни были разгромлены, и основная масса племени отошла на северо-запад. В I в. до н. э. кочевья усуней располагались между озёрами Балхаш и Иссык - Куль, захватывая и травянистые равнины Семиречья и горные пастбища Тянь - Шаня. В стране усуней было и довольно значительное оседлое земледельческое население, состоявшее из посаженных на землю рабов. Ремёсла — ткацкое, кожевенное, кузнечное, ювелирное — стояли у усуней довольно выооко. Наряду с местными ремесленниками встречались и выходцы из Китая. Ремесло, однако, не было отделено от сельского хозяйства. На границах своей территории усуни вели обмен с соседними странами, в связи с чем в усуньских курганах нередко встречаются предметы из Китая и Ирана. Переселившись в Семиречье, усуни смешались с местным населением. Поэтому в культуре усуней наряду с элементами, принесёнными ими с родины, имелись и такие, которые восходили к древним насельникам Семиречья и долины реки Таласа (к западу от Семиречья) — сакам. Эта преемственность особенно заметна в области материальной культуры. В процессе переселения усуньских племён в Семиречье образовался союз племён, глава которого назывался гунъмо. Большое значение продолжали иметь родовые связи. Несмотря на известные пережитки матриархата и относительно свободное положение женщины, у усуней господствовала патриархальная семья. Разложение первобытно-общинного строя зашло у усуней достаточно далеко. Подобно гуннам усуни во время войн прибегали к массовому захвату рабов. Рабы попадали преимущественно в руки племенной знати, которая, эксплуатируя их труд, всё; более выделялась из общей массы свободных. Среди рядового свободного населения у усуней были и кочевники и земледельцы, знать же вела исключительно кочевой образ жизни. Важнейшим видом богатства был скот. Богатые люди имели от 4 тыс. до 5 тыс. лошадей. Особенно яркий материал об имущественной дифференциации среди усуней даёт содержимое усуньскжх курганов. Одни из них, наиболее многочисленные, представляют собой погребения рядовых свободных, другие—погребения знати. Последние расположены почти исключительно около зимовок. В составе погребального инвентаря курганов этого типа встречаются изделия из золота, бляшки греко-бактрийской работы, китайские лаковые изделия. Одновременно с развитием элементов классового общества происходило укрепление власти вождя союза племён. Известно, что правивший в I в. до н. э. гуньмо Цилими приказал, чтобы никто не смел пасти скот на его пастбищах. Так у усуней начала складываться царская собственность на землю. Усуньский племенной союз представлял собой крупную политическую силу. На рубеже II и I вв. китайцы определяли численность усуней в 630 тыс. человэк, а численность их войска — в 188 800 человек В 115 г. китайский посол Чжан Цянь, уже ранее побывавший на Западе, проник в страну усуней около Иссык-Куля и разослал оттуда разведчиков, которые добрались до Парфии и доставили ему многочисленные сведения о западных странах. Усуни к этому времени освободились из-под власти гуннов в связи с ослаблением последних после потери Восточного Туркестана В конце II в. произошёл обмен посольствами между Китаем и усунями: китайцы пытались склонить усуней к совместной борьбе против гуннов, но те не решились на это и продолжали сохранять союз с гуннами. Усуньский правитель женился на китайской царевне, но объявил её младшей женой, тогда как старшей продолжала оставаться дочь гуннского дзэну. Лишь в 80-х гг. I в. усуни вышли из гуннского союза. Разрыв с гуннами привёл сперва к тяжёлым последствиям для усуней: в 75 г. гунны нанесли им серьёзное поражение, захватили часть их земли и угнали множество пленных. Однако при гуньмо Унгуйми (умер в конце 60-х годов I в. до н.э.) усуньский племенной союз, в свою очередь, предпринял наступление против гуннов. В результате усуни распространили свою власть на часть территории Восточного Туркестана; в зависимости от них, в частности, оказался оазис Яркенд. В середине I в. до н. э. усуньский племенной союз, однако, распался.

Jake: Усуни, кочевые племена центральной и Средней Азии. Около 160 до н. э. У. переселились из Центральной Азии в Семиречье и на Тянь-Шань. Во 2–1 вв. до н. э. У. образовали племенной союз. Занимались кочевым скотоводством (в частности, коневодством); у них были развиты также земледелие и ремёсла. Во главе У. стоял гуньмо, ставка которого находилась в Чигу («Город Красной Долины») на южном берегу озера Иссык-Куль. После 125 до н. э. У. заключили союз с Китаем против хунну. В результате междоусобиц в 51 до н. э. У. разделились на старший (прокитайский) и младший (прохуннский) уделы. В 42 до н. э. хунну разгромили ставку У. Последнее упоминание о них относится к 5 в. н. э. Лит.: Воеводский М. В., Грязнов М. П., Усуньские могильники на территории Киргизской ССР, «Вестник древней истории», 1938, № 3; Бернштам А. Н., К вопросу об усунь//кушан и тохарах, «Советская этнография», 1947, № 3; Зуев Ю. А., К этнической истории усуней, «Тр. института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР», 1960, т. 8.

Jake: УСУНЬ Усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу, от Чан-ань за 8900 ли, кибиток 120 000, душ 630 000, войска 188 800. Сян-да-лу - один, главнокомандующих - два, хэу - три, ду-юй - один, тхай-цзянь - два, тхай-ши - один, ше-чжунтхай-ши - два, ци-цзюнь - один. На восток до местопребывания протектора 1721, на запад до кангюйского места Фанней 5000 ли. Земли ровные и травянистые; страна дождливая и холодная. Горы покрыты хвойным лесом и деревом мань. Земледелием не занимаются, а со скотом перекочевывают, смотря по воде и траве; в обыкновениях сходствуют с хуннами. В сем владении много лошадей; богатые содержат оных от 4 до 5 тыс, голов. Народ суров, алчен, вероломен; вообще склонен к хищничеству. Владение сие почитается наисильнейшим. Прежде оно было под зависимостью хуннов, впоследствии усилилось и не захотело быть под их державою. На востоке смежно с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванию, на юге с разными постоянными владениями... ...Усуньский гуньмо начал опасаться [китайцев] и отправил (в Китай) посланника с лошадьми, причем изъявил желание вступить в родство через женитьбу на китайской царевне. Сын неба спрашивал у своих чинов и, согласясь на их мнение, сказал, чтобы прежде прислали в Китай послов с дарами, а после сего отправить царевну. Усуньский гуньмо прислал тысячу лошадей. В правление Юань-фыня (за 107 лет до н. э.) китайский двор отправил дочь одного князя в качестве царевны в супруги ему, пожаловал ей колесницы, одеяние, царские вещи, чиновников и несколько сот евнухов; в напутствие одарил весьма щедро. Усуньский гуньмо сделал ее второю женою. Хуннский хан также выдал за гуньмо дочь свою, которую гуньмо сделал первою женою. Царевна, по прибытии в его владение, построила для себя дворец. В три месяча единожды имела свидание с гуньмо и давала пир для него; причем приближенных и вельмож его дарила вещами. Гуньмо был стар и не знал китайского языка. Царевна в скуке сочинила следующую песню: Выдали меня родственники В дальную сторону; Отдали в чужое царство За усуньского царя. Живет в бедной хижине. Обтянутой войлоками. Пища его - мясо, Питье его - молоко. Как вспомню об отечестве, Желала б диким гусем быть, Чтоб возвратиться на родину. Сын неба, услышав о сем, почувствовал жалость и через год отправлял к ней посланника с палатками и шелковыми материями. Гуньмо, будучи стар, хотел царевну выдать за своего внука сеньцзэу. Царевна не послушала его и представила о сем двору. Сын неба в ответе советовал ей сообразоваться с обыкновениями того государства, дабы при помощи усуньцев уничтожить хуннов. И так сэньцзэу женился на царевне и по смерти гуньмо вступил на престол. Сэньцзэу есть название чина, а имя ему Цзюнь-сюйми. Гуньмо есть титул государя, а имя, его Лецьзяоми... Сэньцзэу, женившись на царевне, родил от нее дочь Шаофу. По смерти царевны, китайский двор выдал за сэньцзэу другую княжну Цзе-ю в качестве же царевны... По вступлении государя Сюань-ди на престол, царевна и гуньмо прислали посланника с представлением, что хунны опять несколько раз высылали войска для нападения на Усунь, овладели частию земель и увели людей в плен; что присылали посланника с требованием выдать им Царевну и прекратить связь с Китаем; что он, гуньмо, желает двинуть отборные войска с половины государства и выставить 50 000 конницы на своем содержании, чтобы всеми силами ударить на хуннов, только бы Сын неба выслал войско для вспоможения царевне с ним. И так Китай выставил 150 000 конницы. Пять генералов в одно время выступили в поход разными дорогами. Государь послал генерала Чан-хой для охранения усуньского войска. Гуньмо лично выступил в поход с 50 000 конницы и вступил с запада в земли западного Гули-князя. Он взял в плен до 40 000 человек, в котором числе были ханские родственники и множество знатных офицеров; получил в добычу более 700 000 голов лошадей, рогатого скота, овец ослов и верблюдов. Всю сию добычу усуньцы взяли себе. Сие случилось в 3-е лето правления Бень-ши (за 71 год до н, э.). Китайский двор отправил Чан-хой с разными подарками для отличившихся усуньских вельмож. Во 2-е лето правления Юань-кхан (за 64 года до н. э.) усуньский гуньмо через Чан-хой представил китайскому двору, что он, Юань-гуймия, внука дома Хань с женской стороны, желает учинить наследником и еще женить на китайской царевне, чтобы через сие сугубое брачное родство совершенно пресечь связь с хуннами, а для сговорных даров посылает лошадей и лошаков по тысяче голов. Государь отдал сие на рассмотрение чинов. Сяо-ван-чжи настоял, чтобы отказать, потому что усуньское владение слишком удалено, и трудно ручаться за его постоянство. Но государь, похваляя усунь за недавно оказанные великие услуги и затрудняясь пресечь прежние связи с ним, отправил туда посланника, чтобы предварительно принять сговорные дары. Гуньмо с наследником и вельможами своими отправил посольство, слишком из 300 человек состоящее, для принятия в Китае младшей царевны. И так, государь младшую сестру усуньской царевны Цзе-ю признал царевною, дал ей штат из ста слишком человек и поместил во дворце, чтобы училась усуньскому языку. (Иакинф. "Описан. Джунг..." 42-50). Проехав около четырехсот ли по горам, он прибыл к большому озеру, называемому Тсинг-Чи [Иссык-Куль]. Озеро это имеет приблизительно тысячу ли в окружности и тянется узкой полосой с востока на запад. Со всех сторон оно окружено горами; множество рек впадает в него. Вода в озере темно-зеленого цвета и имеет горько-соленый вкус. Поверхность его вод то расстилается спокойно на неизмеримое пространство, то вздымается бурно катящимися валами. В нем водятся драконы, а по временам на поверхность всплывают необыкновенные чудовища. Поэтому-то путешественники, едущие по озеру, молят небо о даровании им благополучного пути. Хотя обитатели озера и весьма многочисленны, никто не осмеливается вылавливать их. Проехав, примерно, 500 ли на северо-запад от озера Тсинг-чи, он достиг города на реке Су-Е [Чу]. Этот город [Токмак] имеет в окружности от шести до семи ли; он является местом встречи купцов, приезжающих из различных королевств. Почва пригодна для развития красного проса, пшеницы винограда; лесная растительность редкая. Так как климат здесь холодный и свирепствует леденящий ветер, жители носят одежду из валяной шерсти. К западу от Су-Е расположено около десятка изолированных городов, находящихся под управлением начальников, друг от друга независимых, но подвластных ту-киу [тюркам]. Страна, занимающая пространство между городом по реке Су-Е и королевством Кио-Шанг-На [Касанна], названа Су-ли; обитатели ее, а также их письменность и язык носят то же наименование. Основные письменные знаки немногочисленны: они сводятся к 32 буквам, комбинация которых постепенно привела к образованию большого числа слов. У обитателей этой страны литература заключается всего лишь в нескольких исторических мемуарах. Знание этих книг, текст которых читается сверху вниз, передается взаимно друг другу; таким образом, литературная образованность переходит непрерывно из поколения в поколение. Жители носят одежды, сшитые из хлопчатобумажной материи, шерсти или кожи, узкие и плотно облегающие тело. Волосы собирают в пучок, выбривая их на темени, иногда же сбривают их совсем. Голову обвязывают шелковой материей. Ростом высоки. Изнежены и трусливы. В их нравах преобладает обман, ложь; большинство из них мошенники и плуты. Жадны они, в общем, чрезвычайно. И стар и мал мечтают лишь о наживе; самые богатые люди пользуются и наибольшим их уважением; но богатые ничем не отличаются от бедняка. Если даже кто-либо обладает несметным богатством, то и тогда он носит ветхую одежду и питается простой пищей. Одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей. Проехав около четырехсот ли на запад от реки Су-Е, он достиг Мынг-Булака. Территория страны Мынг-Булак занимает приблизительно 200 кв. ли. На юге она ограничена снеговыми горами, а с трех других сторон однообразными равнинами. Земля обильно орошена и лесная растительность великолепна. В последнем месяце весны столько цветов, самых разнообразных, что земля представляет собой как бы роскошно вышитый ковер. Здесь имеется великое множество водоемов с быстро текущей водой; отсюда и происходит название местности Мынг - Булак -"Тысяча источников". Хан-ту-киу [тюрок] каждый год приезжает сюда, спасаясь от летней жары. Здесь попадается множество оленей, украшенных маленькими колокольчиками и колечками. Они привыкли к людям и не убегают, увидя их. Хан любит оленей, и ему доставляет удовольствие наблюдать за ними. Он выпустил указ к своим подданным, где сказано, что всякий, кто посмеет убить хотя бы одного оленя, будет предан смерти без пощады. Сделав, от ста сорока до ста пятидесяти ли на запад от Мынг-Булака, он приехал в город Талас, имеющий в окружности от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из разных стран. По своим естественным богатствам и по климату страна эта походит на Су-Е. Проехав около десяти ли на юг, он повстречал город, вблизи которого не было других населенных пунктов. В этом городе проживало 300 семейств, уроженцев Китая. В старину они силою были увезены из Китая ту-киу [тюрками]. Впоследствии эти китайцы, объединившись с большим числом своих соотечественников, отбили город у тюрков и окончательно в нем обосновались. Они быстро восприняли костюм и вкусы ту-киу [тюрков] и сохранили язык и обычаи своего отечества, Выехавши из этого королевства, он проехал, примерно, двести ли на юго-запад и приехал в город Пе-Шуи или "Белые воды". Этот город имеет в окружности 6 или 7 ли. В отношении естественных богатств и климата эта местность в значительной степени превосходит Талас. Проехав около двухсот ли на юго-запад, он прибыл в город Конг-Ю, имеющий 5 или 6 ли в окружности; земли здесь тучные и плодородные: фруктовые сады и леса произрастают великолепно. Отсюда он проехал сорок-пятьдесят ли на юг и приехал в королевство Ну-Чи-Киен. Это королевство имеет около тысячи ли в окружности. Земля в нем плодородна и дает большие жатвы; растительность роскошная; цветов и плодов изобилие. Собирают большое количество винограда, который весьма ценится. В этом королевстве сотня городов, каждый из которых находится под управлением особого начальника. Эти начальники обладают всей полнотой власти и совершенно независимы друг от друга. Но хотя их владения и точно разграничены, все же они объединяются в целом по общим названием Ну-Чи-Киен-Ку. Выехав из этой страны, он проехал двести ли на запад и прибыл в королевство Че-Ши (Чаш) [Ташкент]. (Сюань - Цзянь, I, 1 - 16). Прошлое Казахстана в источниках и материалах СБОРНИК I (V в. до н. э.-XVIII в. н. э.) ПОД РЕДАКЦИЕЙ проф. С. Д. АСФЕНДИЯРОВА и проф. П. А. КУНТЕ АЛМАТЫ "КАЗАХСТАН" 1997



полная версия страницы