Форум » Древние государства Казахстана » Хунну » Ответить

Хунну

Jake: Хунну В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну. В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями. В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Hyp властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение владетеля государства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи в свои восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаныою в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей, Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюй- скими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь канпойского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город. Усиление Чжичжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне. Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями. Три отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на Чаткальском хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем — из Восточного Туркестана, видимо, через перевал Бедель в Иссык-Кульскую котловину, где находилась ставка усуней Чигучен, затем в Чуйскую долину и к Таласу. Войска соединились у стен города Чжичжи. Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены). Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе. По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты. Хозяйство хунну. Главную роль в жизни хунну играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбирались на горные кручи и преодолевали водные преграды. «В восхождении на склоны гор и спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади Серединного царства уступают сюннуским», — писал китайский сановник Чао Ко. Овца была также универсальным животным. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным, или экстенсивным скотоводством. У них существовала оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу... По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование». Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита. Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты патриархально- родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба... на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общественных отношений. В основе этого процесса лежало развитие производства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие иноземные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возросших потребностях верхушки общества. Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной и личной собственности на скот.

Ответов - 11

Jake: Лев Николаевич Гумилев История народа хунну Хунну, кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая (ди). В конце 3 в. до н. э. Х., населявшие в то время Центральную Монголию и степное Забайкалье, разбили дун-ху, а затем вторглись в Китай, заставив императора Лю Бана выплачивать дань. В 1 в. до н. э. среди Х. возникли распри, шанъюй (глава племенного союза Х.) Хуханье признал себя вассалом Китая (51 до н. э.). Ослабление Китая в начале 1 в. н. э. позволило Х. вернуть независимость, но уже в 48 восемь отколовшихся хуннских родов снова попали под власть Китая; они положили начало Южным Х. Северные Х. были разбиты в 87—93 коалицией китайцев, сянби и динлинов. Часть Северных Х. отступила на З., где, смешавшись с аборигенами-уграми, положила начало новому народу, известному в Европе под название гуннов (иногда гуннами называют и Х.). Др. часть Северных Х. осела в Семиречье и Тарбагатае и стала называться юебань; их держава была разрушена телесскими племенами в конце 5 в. Южные Х. в 304 восстали и, освободившись из-под власти китайских правителей, основали империю Лю-Хань (304—318), распавшуюся на Старшее Чжао и Младшее Чжао. Младшее Чжао покорило в 329 Старшее Чжао и весь Северный Китай, но в 350 полководец Жань Минь, усыновленный хуннским царём китаец, захватил власть и приказал перебить Х. в царстве Младшее Чжао. Степные Х., жившие в Ордосе, и другая их ветвь в Ганьсу воссоздали хуннские державы: в Ордосе — Ся (407—432), в Ганьсу — Хэси (397—439); обе завоёваны табгачской империей Тоба Вэй. Остатки Х. на территории Турфана были уничтожены жужанями в 460. Культура Х. имела сходство со скифо-сарматской. Лит.: Материалы по истории Сюнну, предисл., пер. и примеч. В. С. Таскина, в. 1—2, М., 1968—73: Гумилев Л. Н., Хунну, М., 1960; его же, Хунны в Китае, М., 1974: Руденко С. И., Культура хуннов и ноинулинские курганы, М. — Л., 1962. См. также лит. при ст. Гунны. Л. Н. Гумилев.

Jake: Карта Империи Хунну

Jake: Государство хунну и гуннов Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -”высочайшим”, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия - Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань. После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи. Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся “Рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим сенгиром”. Часто сенгиры носили также титул “танкир кут” - “обладающий небесной благодатью”. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, н-> и первосвященником хуннского народа. Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь его представители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовали еще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов. Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это “мудрые князья”, “лули-князья”, “великие полководцы”, “главноуправляющие”, “великие начальники”. Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов Все чины делились на “левых” и “правых”, что означало также “старший” и “младший”. Кроме родовой аристократии существовала также служивая знать - “кутлуга”, которые были “помощниками”, и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управлялись своими князьями, власть которых основывалась на авторитете. С течением времени род сенгира увеличивался и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины - великий цзюйкюй и жичжо-князь. В государстве южных хунну система управления несколько изменилась. Первые два класса чинов остались без изменения и объединялись в “четыре рога”. Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следует “шесть рогов” - жичжо, вынъюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли “начальники”, “управляющие” и шюкюй. Кроме того, в южном хунну установилась новая система престолонаследия, когда престол занимали поочередно братья, а затем их дети. Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну “легки и удобноисполнимы”. Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство - конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники. В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось “Великое переселение народов”. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота, спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов. В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле (Едил). В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство - событие, легшее в основу сюжета “Песнь о Нибелунгах”. В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой. С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка. Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство. В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные “царские” земли. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.


Jake: Военная экспансия гуннов в центральной Азии Заложив основы своего государства, шанъюй Модэ решил обезопасить его границы. В ответ на требования дун-ху о передаче им части земли, он пошел на них походом и наголову разбил не ожидающих нападения дун-ху. В итоге вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. Сразу после этого он напал на юэчжи и прогнал их на запад. Около 205-204г. подчинил себе Ордос. Затем, воспользовавшись гражданской войной в Китае, совершил туда набеги. В 203- 202 годах до н.э. подчинил себе северные племена- хуньюй, кипчаков. Под ударами его конницы пало государство динлинов. После этого он начал постепенную экспансию на юг, в Китай, где только что закончилась гражданская война. Гунны осадили и подчинили себе крепость Маи, зимой 200 года подошли к городу Цзиньян. Император Гаоцзу (Лю Бан) лично повел войска против них, но в результате сильных холодов треть воинов обморозили руки. Модэ притворным отступлением заманил в засаду лучшие части китайского войска и окружил авангард вместе с императором. Семь дней китайское войско сдерживало гуннов. Положение было безнадежным. Но Модэ неожиданно решил отказаться от дальнейшей борьбы, отпустил это войско и повернул в степи. Гаодзу и Модэ заключили договор “мира и родства” по которому Гаодзу отдавал за Модэ свою дочь и обязывался ежегодно посылать подарки. Несмотря на определенные успехи, Модэ не смог продолжить экспансию. Причиной этого стали непрекращающиеся войны с юэчжи. Хунны были вынуждены соблюдать мир с Китаем. Когда один из пограничных князьков-гуннов напал на Китай, шанъюй отослал его на запад и принес извинения Китаю. Вскоре, в 177 году до н.э., ценой мобилизации всех сил, гуннам удалось разбить юэчжей и захватить все княжества Восточного Туркестана и Усунь. Сын Модэ, Лаошань-шанъюй, довершил начатый отцом разгром юэчжей. В 166 г. до н.э. он с 140-тысячной конницей вторгся в Китай, взял несколько городов и, даже, сжег летний дворец императора. Пока Китай готовил ответный удар, гунны ушли восвояси, не потеряв ни одного человека. После этого 4 года подряд гунны грабили Китай, пока, наконец, император Вэнь- Ди решил заключить с гуннами мир. Хунну признавалось государством, равным Китаю, причем Китай должен был ежегодно посылать скрытую дань в виде подарков. Смерть Лаошаня в 161 году не позволила ему решить вопрос о торговле. Его сын Гюньченю после 4 лет пререканий пошел на Китай новым походом. Разграбив пограничные территории, он увел свои войска от удара неприятеля. И так несколько лет подряд. В 156 году в Китае разразился новый династический кризис, связанный с воцарением Цзин-ди. За невмешательство в ход дел гунны в 152 году получили от победившей династии новый договор, разрешающий свободную торговлю. Сверх того, шанъюю была отправлена в жены китайская царевна с большим подарком. Именно 152 год до н.э. считается кульминацией могущества гуннов в центральной Азии. Несколько десятилетий после этого гунны сохраняют свою гегемонию, но затем стратегической инициативой овладевает Китай. Начинается подлинная война Китая с Хунну, продлившаяся не одно столетие. Несмотря на то, что этот вопрос стоит несколько в стороне от нашего исследования, мы возьмем из него пример воинского искусства гуннов. Яньжанское сражение 90 г. н.э. Китай подготовил огромную, прекрасно обученную армию. Главная армия состояла из 70 тысяч всадников и 100 тысяч пехоты. Также по флангам шли еще две 40-тысячные армии. Шанъюй Хулугу для отражения этой угрозы провел полную мобилизацию своей страны. На западе против 40 тыс. воинов он выставил 25 тыс., на востоке против 30 тысяч конников и 10 тысяч пехоты выставил 30 тысяч всадников. А против главной армии – всего 50 тысяч. Восточная часть китайской армии, углубившись в степь, так и не нашла противника и, измотанная беспрерывным маршем, пошла назад. Тут ее и атаковали гунны. В течение нескольких дней непрерывных атак китайцы отступали на юг, и в итоге от китайского войска осталась лишь малая часть, которой удалось дойти до границ Китая под защиту крепостей. Западное войско, устав от преследования гуннов, также повернуло назад, не дожидаясь истощения коней. Против основной китайской армии Хулагу-шанъюй выставил 6 тыс. пеших союзных динлинов. Они на некоторое время сдержали наступление китайцев, но в итоге были разбиты. Китайская армия продолжила наступление и у реки Джигюй встретилась с 20- тысячным отрядом гуннов, потеснила ее. Но эти арьергардные бои дали время шанъюю стянуть все силы. Видя изнурение своего войска, китайский полководец решает начать отступления. Но ночью, во время одной из ночевок китайцев, 50-тысячное войско гуннов под руководством самого шанъюя успевают окружить китайское войско и вырыть на пути у него глубокий ров. После чего утром с тыла произвели нападение. Здесь гунны показали умение использовать свое единственное преимущество перед прекрасно вооруженным и обученным китайским войском – маневренность: удары китайских воинов постоянно попадали в пустоту, тогда как гуннские стрелы всегда находили свои цели. Среди китайцев началась паника, и гунны наголову разбили превосходящее по численности вдвое войско. Вновь восстанавливается гегемония гуннов в центральной Азии. Но ненадолго: держава Хунну постепенно разлагается изнутри и теряет завоеванные территории под ударами новых завоевателей- сяньбийцев, табгачей и жужуаней. Этот процесс занял несколько веков. В нем были и победы и поражения. Список литературы Кляшторный С.Г. Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982, с. 170 Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.: “Восточная литература” РАН, 1997, с. 7-12

ЕрСаин: Noin Ula очень любопытные данные (на русскоязычных сайтах такого нет) http://depts.washington.edu/silkroad/museums/shm/shmnoinula.html The objects shown here were excavated at the Xiongnu burial site of Noin Ula in northern Mongolia in 1924-1925. Since the graves had flooded, organic material in them had been well preserved. The current view is that the graves date from the first century BCE to first century CE. While most of the objects from Noin Ula are today in the collections of the Hermitage Museum, some were transferred to the Mongolian National Museum in Ulaan Baatar. Our display of materials from the latter includes other Xiongnu material.

Antimankurt: В Монголии откопали тайны народа хунну? Вячеслав Локацкий, Правда.Ру, 11 февраля 2010 Раскопки, проведенные на территории Монголии, подарили археологам и генетикам очень ценные находки. Обнаруженные учеными человеческие останки, возможно, помогут пролить свет на происхождение древнего кочевого народа хунну. Существующими на этот счет гипотезами с "Правдой.Ру" поделился ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН Леонид Васильев. Китайскими и монгольскими археологами, которые в течение последних пяти лет проводят раскопки на территории Монголии, обнаружено большое количество захоронений, произведенных здесь более тысячи лет назад - в период правления Уйгурского каганата. Он был основан в 745 году в степи и пришел на смену Тюркскому каганату - племенному союзу тюрок, который просуществовал около 200 лет и распался в 840 году. Согласно историческим источникам, это древнее государство располагалось на всей территории сегодняшней Монголии и северо-восточных районов Китая. Найденные древние захоронения, различные по форме и конструкции, возможно, удалят еще несколько белых пятен в истории страны. Так, недавно директор Института археологии Внутренней Монголии Чэнь Юнчжи сообщил, что совместная археологическая группа сделала очень интересную находку - скелет пожилого мужчины. Останки старика были обнаружены недалеко от склепа Дуурлинг Нарз (Duurlig Nars), где обычно проводились захоронения представителей высоких чинов, одним из которых он возможно и являлся. В его скелете были замечены неясные мутации Y-хромосом (мужских половых хромосом). А исследование структуры ДНК показало, что мужчина, судя повсему, "иноземец" - он, скорее всего, принадлежал к иной этнической группе. Что, возможно, указывает на его принадлежность к Хуннской Империи, господствовавшей на этой территории примерно в 200-100-е годы до нашей эры. Народ хунну представлял собой конфедерации кочевых племен из Центральной Азии с правящим классом иноземного происхождения. Большая часть информации о хунну (или сюнну) исходит из китайских источников. То немногое, что известно об их названии и именах, переведено из древнекитайских рукописей. Останкам, обнаруженным на востоке Монголии неподалеку от северной границы Китая, предположительно две тысячи лет. Судя по анализу ДНК, ученые считают, что это либо потомок европейских кровей, либо выходец из западной Азии. Однако он занимал важное положение в Хуннской Империи, как полагает генетик Киунг-Йонг Ким и его коллеги из Сеульского национального университета (Южная Корея), которые присоединились к исследованиям. Поиски ответов на все загадки истории еще впереди - сотрудничество между китайской и монгольской сторонами в сфере археологии в ближайшие пять-десять лет продолжится. Этот проект, по мнению специалистов, сыграет важную роль в познании культуры древних кочевников Центральной Азии. Какое значение находки монгольских и китайских археологов могут иметь для изучения происхождения кочевых народов, корреспонденту "Правды.Ру" прокомментировал ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН Леонид Васильев: "Самобытность этнического ядра народа хунну является предметом разнообразных гипотез, поскольку в китайских источниках о них сохранилось совсем немного информации, в основном - имена вождей. Предположения ученых относительно их происхождения разделились: каковы корни этих кочевников - монгольские, тюркские или енисейские? Не исключено, что хунну могут быть теми же гуннами - союзом племен, образовавшимся во II-IV веках путем смешения разных племен Великой Евразийской степи, Приволжья и Приуралья. Среди них были предки современных тюркоязычных, угро-финских и славянских народов. Однако эта гипотеза весьма спорная. Изучение древних захоронений, обнаруженных на территории Монголии, анализ ДНК найденных останков, возможно, внесут ясность как в некоторые исторические моменты, так и в вопрос происхождения народов северо-востока Азии в целом".

Arline Edmonds: даже карта есть, спасибо!

Vitaliy: Antimankurt пишет: очень полезная информация. спасибо большое! есть о чем подумать

Leoma Balmer: что это вообще такое?

Mammie Gamblin: и что это такое?

Уваров Аркаша: Если углубится в историю этого древнего кочевого народа, можно узнать много интересного.



полная версия страницы