Форум » Древние государства Казахстана » Огузская конфедерация » Ответить

Огузская конфедерация

Jake: Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале X веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, находившийся на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века огузское государство перестало существовать, часть огузов под давлением кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть к караханидам Мавераннахра и к Сельджукам Хорасана, часть растворилась среди племен Дешт-и Кыпчака.

Ответов - 11

Jake: Огузское государство. В IX-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов. Этимология названия "огуз" неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал "племена", "объединение племен", но затем мог превратиться в этническое имя с собирательным значением. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад - в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Махмуд Кашгари утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Более поздние авторы, в частности Марвази, говорят лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии, бузуков и учуков, входящих соответственно в правое и левое крыло их войска. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином "урук" обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в состав более крупных племенных союзов, назывались "иль" (страна). До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население. Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул "джабгу". Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались "иналами", для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны - "атабеки". Жены правителей носили титул "хатун" и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками - "сюбаши" опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права - "торе", из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов. Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии. В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов. В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака. В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

Асель: в конце 9 и начале 10-х веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство.столицей его являлся город Янгикент на берегу Сырдарьи. тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию.в 7 веке огузские племена,жившие в Западном Жетысу,входили в состав Тюркского каганата.после падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. в начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточённое сопротивление местных племён канлы и печегенов.затем,потерпев поражение от огузов,печегени были вынуждены перекочевать на запад. НУ КАК???

Jake: Асель пишет: НУ КАК??? Спасибо! Нужно еще добавлять источник.

Natalja: как звали основателя государства огузов?его имя история не сохранила?

Jake: Янгикент и Хувара. Столицы древних огузов Средневековый приаральский город Янгикент когда-то являлся столицей огузского государства, он был самым крупным поселением в низовьях Сырдарьи. Карл Байпаков, Дмитрий Воякин, «Tengri», № (2) 2010 г. Сюда по реке приходили суда, груженные зерном и хлебом. Янгикент лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры… Историческая традиция сохранила представление о реке Сырдарье, именуемой античными авторами Яксарт, древнетюркскими — Йинчюугуз, арабскими — Сейхун, как о границе двух миров — Северного Турана и Южного Ирана — скотоводов и земледельцев, города и степи. Здесь и располагался Янгикент. Здесь когда-то и жили огузы (гузы) — древнетюркские племена, сыгравшие важную роль в истории и этногенезе средневекового Казахстана, которые, как свидетельствуют арабоязычные историко-географические письменные источники, в конце IХ–Х веков создали государство. Это был район взаимодействия разных культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей, место сосуществования различных народов, что позволило выдающемуся ученому Сергею Толстову назвать территорию низовьев двух великих среднеазиатских рек Амударьи и Сырдарьи Аральским узлом этногенеза. Сергей Толстов сочетал в себе строгий аналитический ум академического ученого и романтику влюбленного в археологию первооткрывателя. Вот как он описывает свои впечатления при виде открывшихся перед ним развалин одного из древних городов: «Я никогда не забуду того впечатления, когда однажды после тяжелого перехода через пески я вышел на пространство Ангакалинских такыров. У ног наших верблюдов, у подножия пройденных песчаных холмов расстилалась гладкая глиняная равнина, покрытая багряной россыпью античной керамики. А над ней поднимался квадрат серовато- розовых сырцовых стен, покрытых частыми высокими щелями стрельчатых бойниц с прямоугольными башнями по углам и посредине пролетов. Крепость, простоявшая более полутора тысячелетий, казалась покинутой только вчера... Малиновое пламя заката, охватывающее западную половину горизонта, предвещало разразившуюся на следующий день песчаную бурю. И там, на западе, за тяжелой грядой пройденных нами песков в багряное море зари врезались черные силуэты бесчисленных башен, домов, замков. Казалось, это силуэт большого многолюдного города». Остатки столицы огузов сохранились до сих пор. Например, городище Джанкент (Янгикент), которое находится неподалеку от Казалинска. Рядом с ним, вниз по течению Сырдарьи, находилось еще два крупных городища — Куюк-Кескенкала и Куюккала. Раскопки Джанкента выявили планировку цитадели, уличную сеть, дворцовые постройки, фортификацию, керамику огузского типа, алтари, курильницы, датированные XI–XII веками. Как известно из письменных источников, в начале XIII века город Янгикент был взят монгольским отрядом, руководимым ханом Джучи. В отличие от Сыгнака, Ашнаса, Барчкента, жители которых оказали монголам сопротивление и были разрушены, Янгикент был сдан без боя и избежал погромов. Но тем не менее он был перенесен на другое место — 1,5 километра на северо-запад. Сейчас большая часть послемонгольского городища занята современными застройками, поэтому определить его границы по выходам культурного слоя удается с трудом. Перенесенный Янгикент, находясь в узле караванных дорог, был одним из крупных центров улуса Джучи. С поверхности городища археологами были подняты монеты, чеканенные в городах Золотой Орды, а при строительных работах был обнаружен и частично раскопан мавзолей, сооруженный из жженого кирпича. Он был богато декорирован голубыми глазурованными плитами, украшенными арабскими надписями. Датируемый ХIV веком мавзолей когда-то представлял собой незаурядное архитектурное сооружение. Интересные сведения о Янгикенте приводит Ибн Хаукаль, арабский автор Х века, называющий его новым селением. В своем историко-географическом труде он прямо указывает, что новое селение являлось не только столицей, но и зимней ставкой огузского царя. А где же находилась старая столица огузов? Как известно по письменным источникам, недалеко от Янгикента находился город Хувара (Джувара, Хора). Если локализация Янгикента не вызывает сомнений, то вопрос об отождествлении Хувары не решается однозначно. Есть мнение, что этот город соответствует одному из найденных неподалеку от Джанкента (Кызылординская область) городищ уюк-Кескенкала. Раскопки городища только начиная. Пока выявились два слоя: верхний, датированный X–XII веками, и слой VII–IX веков. Верхний слой разрушен — размыт и раздут. Во втором вскрыты помещения больших многокомнатных домов, разделенных улицами. На городище были собраны тюргешские, танские, харезмские, бухархудатские монеты; бляшки, наконечники и пряжки поясных наборов импортного производства, что свидетельствует о международных связях города по Великому Шелковому пути. Здесь же были найдены и различные кружки, богато орнаментированные горшки и чаши. Но самой примечательной находкой стала гемма с женским портретом, датируемая IV–V веками. Ее вырезал искусный мастер: видны мельчайшие детали лица, прически, одежды. По мнению исследователей, на гемме изображена либо реальная женщина, либо женское божество. Надпись в верхней части геммы иранисты перевели так: «Бильбиг — дочь Вахрана». Есть предположение, что гемма принадлежала дочери знатного человека, возможно, царя. Интересно, что с древнеиранского «Бильбиг» переводится как «исповедующая веру». Уже первые исследования городища дали материалы, которые, безусловно, впишут новую страницу в историю Казахстана. http://kazakh.ru/news/articles/?a=1599

kapi: Jake пишет: В XI-X вв. вы понимаете, что гос-во огузов сущ-ло в нашей эре?????)))))

Jake: Спасибо за замечание! Исправлено.

le sha: http://caravan.kz/article/1450

ondash: Вы знаете политическую историю Огузов при правление Шах Малика ? в каком книге иожет быть о нем ? буду благодарен любому информацию!

RozochkaV: Люблю историю. Спасибо за интересные статьи)

Ольга: RozochkaV пишет: Люблю историю. Спасибо за интересные статьи) Да, я тоже историю люблю. Вот здесь еще много, если интересно, почитайте: http://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/oguzskoe-gosudarstvo



полная версия страницы