Форум » Историческая наука » Люби историю - мать твою! » Ответить

Люби историю - мать твою!

Jake: Будем скидывать сюда информацию: - об универе и истфаке, - публикации наших преподов, - о великих историках, - о научных открытиях и многое другое. По заказу Эльмиры.

Ответов - 11

Эльмира: 16 ноября 1812 – Сражение под Красным • 1841 – В Нью-Йорке патентуется пробковый спасательный пояс. • 1869 – Формально открыт Суэцкий канал, на строительство которого ушло десять лет. • 1918 – Венгрия добилась независимости от Австро-Венгерской империи и была провозглашена республикой. • 1933 – Установление дипломатических отношений СССР с США • 1950 – Открытие в Варшаве II Всемирного конгресса сторонников мира. Создание Всемирного Совета Мира • 1964 – Первый Пленум ЦК партии после падения Никиты Хрущёва. Решение об объединении промышленных и сельских партийных организаций и советских органов. • 1965 – В СССР запущена «Венера-3», беспилотный космический корабль, который успешно приземлился на Венере. • 1981 – Выступая на Пленуме ЦК, Леонид Брежнев затронул вопрос составления продовольственной программы. Он сказал, что «нет дела более важного, более благородного, чем удовлетворение самых жизненных нужд народа…» • 1988 – Верховный Совет Эстонской ССР объявляет о суверенитете Эстонии, но не настаивает на независимости. Дни рождения • 42 до н. э. – Тиберий, римский император. • 1673 – Александр Данилович Меншиков, светлейший князь, сподвижник Петра Великого. • 1717 – Жан Лерон Д’Аламбер, один из создателей «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». • 1766 – Родольф Крейцер, французский скрипач, композитор. • 1811 – Джон Брайт, британский политический реформатор. • 1818 – Константин Дмитриевич Кавелин, историк, правовед, социолог и публицист. • 1873 – Александр Васильевич Колчак, адмирал, «верховный правитель» в Гражданскую войну. • 1929 – Генрих Авиэзерович Боровик, публицист. Дни памяти (скончались) • 1272 – Король Генрих III. • 1831 – Карл фон Клаузевиц (Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz) (р. 1780), немецкий генерал и военный теоретик. • 1910 – Михаил Яковлевич Вилье (р. 1838), русский пейзажист. • 1924 – Александр Андреевич Архангельский (р. 1846), русский хоровой дирижер и композитор. • 1934 – Алиса Лидделл (Alice Pleasance Liddell) (р. 1852), девочка, для которой Льюис Кэролл (Lewis Carroll) написал «Алису в стране чудес» и «Алису в Зазеркалье». • 1937 – Густав Густавович Шпет (р. 1879), русский философ. Расстрелян.

Эльмира: Дорогие форумчане! Можем продолжить этот СЛАВНЫЙ раздел вместе!

Jake: Эльмира пишет: • 1673 – Александр Данилович Меншиков, светлейший князь, сподвижник Петра Великого. • 1873 – Александр Васильевич Колчак, адмирал, «верховный правитель» в Гражданскую войну. Никогда их не сопостовлял, не находил точек соприкосновения. Ан нет, оказывается Алексашка ровно (!!!) на двести лет старше другого Александра, оказавшего такое же большое влияние на нашу историю.

Эльмира: 19 ноября 1917 - родилась Индира ГАНДИ, премьер-министр Индии 1941 - погиб Иван Васильевич ПАНФИЛОВ, военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. Как и 316 дивизия, где сложили головы наши деды. Вечная им память.....

Jake: Солодкин Яков Григорьевич Родился в 1951 году в Курске. Выпускник исторического факультета Воронежского государственного университета. Заведующий кафедрой истории России Нижневартовского государственного педагогического института. Профессор, доктор исторических наук. Автор 370 научных трудов, в том числе книг по истории позднего русского летописания и публицистики Смутного Времени, работ по истории юга России и Сибири рубежа XVI – XVII веков. -------------------------------------------------------------------------------- Публикации этого автора пока не размещены на сайте. http://www.tobolsk.org/almanah/autors/1145.html

Jake: А это сайт КГУ им.А.Байтурсынова Похоже, что у Костанайского госпединститута сайта нет вообще!

Jake: Противостояние Казахского и Джунгарского ханств во второй половине ХVII века В.З. Галиев Похоже это Виль Галиев? Отец Владимира? http://www.iie.freenet.kz/indexnews.php?subaction=showfull&id=1190394838&archive=&start_from=&ucat=10&

Староста Курса: Нет Джанибек, вряд-ли это отец нашего Галиева. Галиев старший специализировался на декабристах в Казахстане, я по его книги курсовую писал. Хотя, может и перепрофилировался.

Jake: Ты прав. Если декабристы - то до пенсии декабристы. Врятли перепрофилируется на джунгар))))

Jake: Казахстан готов к изучению истории казахского народа совместно с учеными КНР в рамках госпрограммы «Культурное наследие» и по линии Института Конфуция - К.Токаев УРУМЧИ. 28 января. КАЗИНФОРМ /Кенжебулат Жолдыбай/ -В последний день визита казахстанской парламентской делегации в КНР во главе с председателем Сената Парламента РК Касым-Жомартом Токаевым в городе Урумчи состоялась встреча с учеными, занимающимися сбором архивных материалов об истории казахского народа, передает Казинформ. Ученые проинформировали членов делегации о результатах своих исследований, проводимых в течение нескольких лет по линии Академии общественных наук Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). В частности было подчеркнуто, что им удалось реализовать научные проекты по двум главным направлениям: первое - сбор архивных материалов об истории казахского народа и осуществление перевода данных материалов на казахский язык, второе - изучение непосредственно истории казахского народа и Казахстана, по итогам которых издано несколько книг. В настоящее время ведется работа по изучению истории СУАР, которая включает в себя более 6 млн. иероглифов, что, естественно, потребует большого количества технических и побочных исследований. Это и составление архивных материалов, и проведение дополнительной поисковой работы как в самом Китае, так и за рубежом. В этой связи была выражена просьба об объединении усилий правительств и ученых двух стран. Проводится определенная работа и в области изучения истории казахской литературы, а также истории и культуры казахского языка. Так, в рамках государственного заказа на проведение научно-изыскательных работ в течение 10 лет ведутся исследования по теме «Бүгінгінің жиырма алты тарихы», вышел четырехтомник «Қазақ мәдениетінің айдыны», издана книга «История Казахстана и других Центрально-Азиатских стран». Кроме того, с удовлетворением было отмечено, что труды китайских ученых публикуются и в Казахстане. Достаточно назвать книги Су Би Хая об истории казахского народа, Ныгмета Мынжани «Қазақтың қазақша тарихы», «Тарих қойнауынан», «Қазақтың көне тарихы», «Ежелгі үйсін елі» и многое другое. Особо было подчеркнуто, что ученые Академии общественных наук СУАР взялись за перевод на казахский язык фундаментальной классической литературы Китая. Именно они из древнекитайского языка осуществили ее полный перевод на казахский язык. Следует подчеркнуть это огромное достижение, если учесть, что до сих пор в мире никто даже не приступил к этой работе. В процессе обмена мнениями между учеными и членами казахстанской делегации была подчеркнута важность принятия отдельной специальной программы, что сыграло бы положительную роль не только в проведении совместных научных работ на плановой основе, но и в решении финансовых вопросов. Высказаны пожелания в плане установления более тесных контактов между Академией общественных наук СУАР и казахстанскими институтами: институтом востокознания, археологическим институтом, историко-этнографическим институтом, институтом языка и институтом литературы и искусства. Спикер сената Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность данной встречи, поблагодарил ученых за полезный для казахстанского общества труд, отметил популярность написанных ими книг в Казахстане. Призвал продолжить данную благородную миссию в тесной увязке с исследованиями вместе с тюркской культурой, а также заниматься изучением истории современного Казахстана, активно изучать классическую китайскую литературу. Касым-Жомарт Токаев выразил признательность руководству Китая и правительству СУАР за оказанное казахской диаспоре огромное внимание во всех сферах жизнедеятельности, благодаря чему наши соотечественники в этой стране чувствуют себя свободно, занимают высокие государственные должности, для них созданы все условия для занятий научной и иной творческой деятельностью. Все это стало возможным благодаря мудрой политике, проводимой главами государств Казахстана и Китая Н.Назарбаевым и Ху Цзиньтао. Спикер Сената Парламента РК обратил внимание присутствующих на то, что Президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время дал конкретное поручение по изучению истории казахского народа непосредственно в Китае, в его многовековом архиве в тесном сотрудничестве с китайскими учеными. К.Токаев в этой связи подчеркнул необходимость активизации деятельности в данном направлении и заявил о готовности казахстанской стороны к совместной работе и в рамках государственной программы «Культурное наследие», и по линии Института Конфуция при Евразийском национальном университете имени Н.Гумилева. http://www.zakon.kz

Jake: История умалчивает sim.kz 30.10.2008 В Казахстане последние десятилетия ознаменовались бурным ростом интереса к истории. Это объективный процесс, говорят ученые, вызванный поиском национальной идентичности в условиях формирования суверенного государства, подъемом этнического самосознания. Сложились более чем благоприятные условия для развития исторической науки – исчез диктат марксистской доктрины, нет партийно-го-сударственной цензуры, стали доступными огромные пласты письменных источников. Однако парадоксален тот факт, что в этих условиях историче-ская наука в нашей области не способна удовлетворить растущий спрос. Об этом размышляют костанайские ученые – доктор исторических наук, профессор, директор Костанайского регионального института исторических исследований Аманжол Кузембайулы и кандидат исторических наук, доцент, начальник факультета очного обучения Академии КУИС Министерства юстиции Республики Казахстан Еркин Абиль. Здесь смотр проводил Тимур Аманжол Кузембайулы: – На сегодня специальных исследований по истории Костанайской области мало, упор делается на издание таких работ, как, например, энциклопедия области. Но среди ее авторов очень мало профессиональных ученых, поэтому труд в целом получился компилятивным, в нем много ошибок, неточностей, откровенных ляпов. Практически перестала развиваться археология. На фоне наших соседей в Западном, Центральном и Восточном Казахстане, где в последние годы наблюдается бурный рост этой научной дисциплины, обнаружены и изучены интереснейшие памятники, Костанай выглядит бледновато. После исследования терсекской и маханджарской археологических культур прошло более десяти лет, но никаких громких открытий сделано не было. Еркин Абиль: – Вместе с тем проблем, которые могли бы заинтересовать ученого, в истории региона предостаточно. Каменный век, особенно ранние его этапы, на территории области практически обойден вниманием ученых, ранний железный век изучен очень слабо, средневековые памятники вообще не исследовались. Отсюда и представление о скромном историческом прошлом края, особенно дороссийском, доколониальном. Ни разу в науке не поднимался вопрос о пребывании на территории области калмыков, башкир, каракалпаков, хотя в письменных источниках данная проблема освещена неплохо. Те же калмыки в XVII веке кочевали здесь почти столетие и оставили свой след в топонимике региона. Не изучена средневековая история области, особенно этапы, связанные с пребыванием в составе Золотой орды, Сибирского ханства, Мангытского Юрта – государства, более известного, как Ногайская Орда. Мало кто знает, что на широкой равнине между Костанаем, Аманкарагаем и Владимировкой в 1391 году проводил смотр своих войск эмир Тимур, отправляясь в поход на хана Золотой Орды Тохтамыша. Мало кому известно, что в Аракарагайском бору в начале XVII века находилась ставка сибирских царевичей – сыновей хана Кучума, боровшихся с Москвой за восстановление Сибирского ханства. Таких же интересных эпизодов, связанных с историей Торгайского региона, еще больше. Здесь тоже нет недостатка в письменных свидетельствах, необходимо только желание историков. За диссертацией в Алматы Еркин Абиль: – На мой взгляд, основная причина такого положения состоит в дефиците научных кадров. Педагогический институт и университет готовили, в первую очередь, школьных учителей. Задача подготовки профессиональных исследователей, ученых не ставилась, и, как результат, многие костанайцы сделали научную карьеру за пределами области. В их числе М. Козыбаев, долгое время работавший директором Института истории и этнологии им. Валиханова в Алматы, нынешний директор этого института С. Мажитов, известный антрополог О. Исмагулов и многие другие. В 90-х годах у нас был шанс создать свою научную школу, укрепить позиции исторической науки в регионе, когда на базе государственного университета им. Байтурсынова открылся специализированный совет по защите диссертаций, однако этот шанс бездарно упустили. За все время работы совета в нем были защищены всего две диссертации. И совет закрыли. Теперь нашим молодым исследователям, желающим получить ученую степень, приходится обивать пороги учебных заведений и научных учреждений Алматы, Караганды, Уральска. Как вы понимаете, для скромного кошелька преподавателя вуза или учителя школы транспортные расходы – тяжелая обуза, а посещать учреждение, где предстоит защита, надо не раз и не два, иногда приходится на протяжении двух-трех лет чуть ли не ежемесячно совершать такие поездки. Немудрено, что некоторые талантливые специалисты отказываются от научной карьеры, тем более что от ученой степени дивиденды, прямо скажем, более чем скромные. Аманжол Кузембайулы: – В Костанае историков готовят три вуза. Из них качественную археологическую и этнографическую практики реально могут обеспечить только два, а ведь данные практики – обязательное требование государственного стандарта образования. На некоторых кафедрах всего один историк является кандидатом наук, а это значит, что вуз не может обеспечить качественную подготовку дипломных работ. И это только внешние, формальные признаки. Отдельная тема – квалификация самих преподавателей. Системы повышения квалификации преподавателей вузов не существует, о системе подготовки научных кадров мы уже говорили. Государственной поддержки исторической науки нет. По Государственной программе «Культурное наследие» по нашей области получили финансирование лишь археологические раскопки в Лисаковске и Бестамаке, а это капля в море. Еркин Абиль: – Еще один серьезный вопрос – государственные стандарты образования, по которым готовят историков. В современных учебных программах совсем не уделяется внимание методологии и теории исторического процесса. Теория игнорируется как в школьном образовании, так и в высших учебных заведениях. Ее вопросы не освещаются ни в одном учебнике или учебном пособии по той простой причине, что данная проблематика не входит в учебные программы. Негласный отход от концепций исторического материализма практически не сопровождался разработкой альтернативной методологии исследования. Подавляющее большинство су-ществующих обобщающих работ по истории составляется по хронологи-ческому принципу, содержа-ние их построено по схеме период-событие-факт. В результате у читателя за-крепляется событийный взгляд на исторические процессы, а в связи с альтернативностью точек зрения на зна-чимые события возникает сомнение в объективности процесса исторического позна-ния. Отсюда резкое снижение интереса к проблемам тео-ретико-методологического характера. Так, по данным Института истории и этнологии им. Валиханова, за 1991-2002 годы в Казахстане не защи-щено ни одной кандидатской или докторской диссертации по проблемам ме-тодологии истории. Между тем методология – это то, что превращает историю из рас-сказов о прошлом, из «нового мифа» в настоящую науку. Спор «западников» и «почвенников» продолжается Аманжол Кузембаулы: – Если говорить в целом о развитии исторической науки Казахстана, то можно выделить две основные линии, два магистральных направления: европоцентристское и этноцентристское. Первое направление имеет давние традиции и характеризуется признанием единственного, евро-атлантического, центра современной цивилизации и «догоняющего» характера казахстанского общества на всех этапах его истории. В Костанае часто встречаются публикации, написанные в этом духе, когда развитие казахского общества ставится в зависимость от отношений с Российской империей, а влияние российской, европейской культуры признается безоговорочно положительным, а специфические черты кочевой культуры представлены либо негативными, либо «хорошими», но архаичными и бесперспективными с исторической точки зрения. Вторая линия – этноцентризм. Оно относительно молодо, но уже громко заявило о себе. Основная особенность данного направления в том, что объектом исследования является «свой» этнос, абсолютизируются самобытность национальной истории, вклад этноса в мировую историю. Это направление неоднородно, в нем можно выделить две составляющие. Если одни историки-этноцентристы относительно объективны и рационально оценивают историческое прошлое народа и его вклад в мировой исторический процесс, то другая группа ученых, игнорируя элементарные методы научного исследования, необоснованно широко трактуют историю своего народа, приписывая ему преувеличенную роль. Такая литература широко представлена в любом книжном магазине. То и другое направления беспощадно друг с другом борются. Одни ученые, заявив о борьбе с лженаукой, совершенно незаслуженно и бездоказательно обвинили ряд казахстанских исследователей в научной несостоятельности. Причем при оценке работ цитаты выдергиваются из контекста, учебная литература оценивается по критериям, предъявляемым к научной литературе, игнорируются научные статьи этих авторов. А кое-кто и вовсе использует сомнительный с точки зрения науки тезис – зависимость степени объективности работы от происхождения автора. В частности, в одном из своих выступлений один уважаемый историк из Алматы заявил: «Контингент (ученых – К.А.), к сожалению, пополняется людьми в основном из периферии, многие без хорошего базового образования, у многих базовое сельское образование. Вы сами прекрасно знаете, как преподаются в сельской школе гуманитарные дисциплины, нет общей начитанности, эрудиции. Мышление человека формируется до 25 лет. Если у него нет базового образования, нет знания книг, общей литературы, элементарной эрудиции, то, естественно, как он может дальше осваивать науку, достаточно плодотворно продвигаться?» То есть, априори, совершенно бездоказательно этот человек считает всех выходцев из сельской местности социальными аутсайдерами, маргиналами, не способными к серьезной научной работе. Еркин Абиль: – Еще лет двадцать назад заявления вроде «название «Бельгия» происходит от казахского слова «бельги», или «этноним «кельты» происходит от казахского же слова «кельды» вызывали смех и воспринимались не более чем курьез. За прошедшие годы ситуация изменилась, и подобные утверждения не только вышли из разряда анекдотов, они вошли в книги, стали частью концепций и теорий исторического процесса. Причины этого неоднократно становились объектом изучения, однако феномен псевдонауки и ее популярности до сих пор остается малоизученным. Многие критики псевдонауки в Казахстане и других постсоветских странах воспринимают данное явление как последствие мировоззренческого кризиса, связанного с распадом СССР, и потерей общей «советской» идентичности. Они видят выход в привлечении методик, апробированных в западных странах, призывают к «модернизации» (фактически к вестернизации) науки. Однако нам кажется, что проблема гораздо шире и связана с общим кризисом классической науки, как гуманитарной, так и естественной, причем не только на постсоветском пространстве, но и в мире в целом. Ряд западных ученых и философов вообще говорит о «конце науки». Александра СЕРГАЗИНОВА, Костанай Методология – это то, что превращает историю из рас-сказов о прошлом, из «нового мифа» в настоящую науку.



полная версия страницы