Форум » Религия. Культура. Обычаи. Быт » Казахская юрта » Ответить

Казахская юрта

Jake: Казахстан - земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили вахнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Общеизвестно, о развитости той или иной цивилизации судят прежде всего по уровню культуры. В этом смысле Казахстан является страной богатейшего культурного наследия. Казахский народ волей истории оказался на стыке восточной и западной культур, в результате чего образовался некий синтез, основу которого составляют тюркские корни, но при этом также ощутимо европейское влияние, осуществлявшееся через Россию. Переносное жилище - юрта, седло и стремена для лошади, искусство верхового боя, ковровые узоры и орнаменты серебряных и золотых украшений - оригинальные изобретения кочевых культур. Культура же современного человека основывается на традициях, берущих начало в глубокой древности. В книге "Худуд ал-алам" ("Границы мира") говорится о "юртах, в которых люди живут летом и зимой, кочуют в поисках пастбища и воды". Юрта, являющаяся величайшим изобретением кочевников Евразии, была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем. Выделкой частей деревянного каркаса и войлочного покрытия юрты занимались талантливые мастера и, кроме того, женщины создавали различные предметы быта (войлочные и тканые ковры, специальные хранилища, красивые подушки, оригинальные сундуки и т.д.), без которых немыслим быт кочевников. Одно лишь существование юрты предполагает наличие многих домашних промыслов и ремесел, она концентрирует в себе изделия, выполненные в традиционном художественном стиле. Юрта - традиционное жилище кочевников. Она быстро устанавливается и разбирается, легко перевозится на верблюдах и лошадях, ее войлочное покрытие не пропускает струи дождя. В знойные дни внутри юрты прохладно, зиму же можно пережить, покрыв ее стенки вторым слоем войлока и разогрев очаг внутри нее. Установка юрты начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: "Красота и богатство юрты начинаются с порога". Дверь радует взор резными узорами. К ней с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение. Наряду с конными состязаниями во время межродовых встреч устраивались также соревнования по установке юрт. Такие соревнования проводились в Наурыз и на различных празднествах. По функциональному признаку казахская юрта в горизонтальной плоскости делится на семь частей: 1) почетное место "тор", расположенное в противоположной от двери части юрты, самая отдаленная от двери часть юрты; 2) место хозяина - чуть ближе к входу, слева от почетного места; 3) кухонная часть - ближе к двери от места хозяев; 4) место для молодых членов семьи - справа от почетного места; 5) место для хранения конской сбруи - ближе к входу от места молодых членов семьи, также в правой половине юрты; 6) входная часть, дверь - противоположная почетному месту часть юрты; 7) очаг - в центре юрты. Тор - место для почетных гостей, сакрализованная часть юрты. Обычно здесь располагается "жукаяк", "жук" (постельные принадлежности на декоративной подставке), вывешиваютя ружья, декоративная плетка, домбра и другие сакральные ценности. Навершие юрты - шанырак, является семейной реликвией, символом счастья и мира. Неслучайно именно он стал центральным элементом государственного Герба Казахстана. Для казахов шанырак издревле являлся символом продолжения рода. По семейному праву казахов отец выделял старшим сыновьям, создавшим свой шанырак, некоторую долю своего состояния в самостоятельное пользование, и непременным атрибутом родительского подарка во все времена была юрта. Наследником отцовского шанырака является младший сын - кенже. Он же и занимал привилегерованное положение в семье. Главный шанырак семьи доставался в наследство именно ему, и на него также возлагалась святая обязанность вести заботу о родителях в преклонном возрасте. На сегодня эта старинная традиция сохраняется во всех казахских семьях. Вошедший в дом, даже если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шаныраку - преклонить колено. Сакральная граница дома и внешнего мира - ак босага (священный порог). От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение к вам хозяев. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит вы полны уважения. Поступить наоборот - значит оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности или по небрежности порог намеренно делают высоким, а притолоку двери низкой. Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет: "Да прольется свет на ваш дом!" В центре юрты на треножнике - темир стоит ошак символ благополучия семьи. Именно здесь расположен очаг (дословно: "голова огня") - место, где берет начало огонь. Там, где разжигают огонь, там начинается жизнь, там возникает семья. Здесь готовится пища, здесь приносятся жертвы священному Огню - хозяину очага. Самым почетным местом в юрте был тор, куда приглашают сесть гостя. В прошлом дверь юрты всегда смотрела на восток, поэтому солнце первым входило в дом, и на правах первого гостя прямо восходило на тор юрты. По левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтустик, по правую - южная - онтустик. Так, сидя в юрте, можно было обходиться и без компаса. Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является одной из главных заповедей их жизни. Пришедшего в дом человека встречали как почетного гостя, приглашая пройти на почетное место. Гостя не отпускают без угощения - ауыз тию (отведать еду), что является показателем щедрости и гостеприимства народа. В любое время, независимо от того, сидят ли в доме за трапезой или нет, хозяйки выставляют на дастархан угощение и просят гостя отведать. Отправляясь в поездку, в длительное путешествие, каждый перед отездом должен отведать угощение в доме. Этот обычай сохраняется и сегодня. По традиции левая сторона в доме считалась женской. Ближе к двери располагалась легкая, не загромождающая помещение мебель - асадал кебеже (шкаф и ларь для хранения посуды и продуктов). Здесь же на кереге висели войлочные и тканые сумы различного назначения: коржын (переметная сума с 2-мя отделениями: для вещей и продуктов), сандык (для хранения одежды и белья), аяк кап (для хозяйственной утвари), кесе кап (для перевозки пиал). Также на левой стороне дома стояла тосагаш (кровать), имеющая своеобразную форму с приподнятой нижней и верхней частями кровати. Еще в давние времена было замечено, что именно в этом положении человек лучше расслабляется, отдыхает. Ныне этот факт доказан современной медициной. На мужской половине ближе к порогу развешивали оружие, конскую упряжь, различные талисманы. Правая сторона юрты считалась священной. Существуют приметы, которые с давних времен имеют сакральное значение для казахов. Например, невеста, впервые входя в юрту свекра, должна была пройти на правую сторону. Тело умершего тоже клали на правой стороне юрты. В ежедневной жизни, а особенно по праздникам, мужчины никогда не проходили на женскую сторону и наоборот. Тех, кто впервые посещал юрту в стародавние времена, и того, кто ныне входит в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту, всегда поражало ее убранство: великолепные узорные кошмы и ковры - сырмак, текемет, тускииз, искусно изготовленные талантливыми народными мастерицами. Привлекает внимание разнообразная техника, неповторимые узоры, великолепное многоцветие казахских ковров. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи. Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвало к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой культурой цвета, разнообразием тонов. Большинство изделий домашнего производства и ремесел, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада. Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла. Войлочное производство представляет собой сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежду. В этом процессе - от заготовки шерсти, ее раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и до получения готового войлока - принимали участие все молодые жители аула. Первейшей необходимостью в жизни кочевника было создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), узюк (купола), тундик (кругового навершия юрты). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок , войлочный ковер (текемет) и войлочные панно. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи, войлочные чулки для сапог , ухваты для казана - казан туткыш и другие многочисленные красочные предметы в виде чехлов на сундуки -каршин, для хранения мягких вещей - коржин. Особое место в казахском быту в целом занимали тканые изделия из овечьей шерсти: узорные полосы - баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, ворсовые ковры - тукти килем, переметные сумы - коржын и т.п. В летние и осенние месяцы ткацкий станок, установленный у юрты прямо среди степного разнотравья, создает вокруг себя атмосферу особого праздника. Оживленные движения работающих на них девушек и молодух в пестрых нарядах и женщин постарше в белых одеяниях словно подчинены пррекрасному танцевальному ритму. А в результате этого действа на свет появляются алаша и ковры, которые становятся непременным украшением каждого дома. Созданные для удобства и комфорта человека они в то же время чудесным образом преображают жилище. Преобладающими цветами в коврах, ковровых изделиях и одежде являются мареново-красный, индигово-синий, желтый и небесно-голубой - все они были близки к природным краскам. Каждый цвет и оттенок несет в себе определенное значение. Например, синий - это цвет неба, белый - знак радости, хорошего настроения и счастья, желтый обозначает знание, красный - соответствует огню и солнцу, черный символизирует землю, ее плодородие. Первоначально казахи использовали для окраски шерсти растительные красители, позднее - анилиновые краски, применение которых ухудшило качество ковровых изделий. При украшении ковровых изделий использовались определенные элементы. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде. Плетение циновок - один из древнейших, передаваемых из поколения в поколение видов народного творчества. Существует два вида плетеных циновок - шым ши и жай ши. При изготовлении шым ши очищенные и подсушенные стебли степного тростника (чия), следуя предварительно нанесенному способом выжигания рисунку, посегментно оборачиваются выкрашенной в тот или иной цвет непряденой шерстью. Шым ши дополнял красочное декоративное убранство юрты, был незаменим в интерьере, защищая от пыли летом и холодных ветров в зимнюю стужу. Циновки, изготовленные без нанесения орнамента - жай ши - применялись при валянии войлока; выстилались для сушки творожных изделий (курт, иримшик); использовались как ширма, скрывающая от посторонних глаз кухонную утварь; служили в качестве оград для различного рода клади у дома. Вышивкой украшали различные бытовые предметы, отдельные части одежды. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Вышивка использовалась также при изготовлении следующих изделий: панно, постельного покрывала, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать, полотенце. Вышивкой украшали рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1) биз кесте -тамбурый шов, создаваемый с помощью крючка; 2) шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой; 3)баспа - гладьевый шов с прикрепом и без прикрепа; 4) тыгу - шов в виде непрерывной и прерывной стежки; 5) шалма, шырыш кесте - двухрядовые петельные швы. Тускииз - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Тускииз входил в состав приданого девушки и будущая невеста сама должна была вышить его. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Тускииз имел П-образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образ солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускииз служит еще и реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение. Все богатство и разнообразие мотивов орнаментального искусства Казахстана можно условно разделить на геометрические, зооморфные, космогонические и растительные узоры и орнаменты. Особо распространены рогообразные орнаменты. Наиболее древние зооморфные: бараньи рога, парные рога, один рог. Такие мотивы, как воронья лапа, раздвоенное копыто, птичий клюв, птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся и космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманами, оберегами. В солярных и геометрических мотивах: ромб, амулет, (треугольники), костыль (Т-образные), зигзаг, остроконечный, цепь, в многогранных, меандровидных и сетчато-персекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует круг, четыре стороны света, крестовина, луч солнца, лунный цветок, полумесяц. Узор бараньи рога - один из древнейших. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуально-символическое значение. Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты казахи ценили особо. Ремесленник имел стационарную мастерскую, которая включала в себя печь для распарки жердей, решеток - мор, станок для выпрямления и изгиба деталей юрты - тез, сверлильный станок - уски и другие виды инструментов. Мастер сам заготавливал древесину и производил все детали юрты - кереге (раздвижная секция основания юрты), уык (купольная жердь), шанырак (круговое навершие юрты), сыкырлауык (двухстворчатая дверь с косяком). www.etnography.freenet.kz

Ответов - 7

Jake: Юрта в представлениях, верованиях и обрядах казахов(часть 1) В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации - казахскую юрту. Казахская юрта является своего рода квитэссенцией многовековой культуры казахского народа. С ним была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта, приспособленная к кочевой жизни и очень эффективное средство в процессе кочевания соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: мобильна, легко разбирается и быстро устанавливается на новое место. Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе - юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности. Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, аскрывающая духовно-культурные и научно-философский смысл юрты. К примеру сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны. Расматриваемый объект символики не просто физическое описание юрты, но и передает его смысловое значение. Символ расматривается как знак характеризирующий его особенное значение. Таким образом, символика юрты в традиционном мировозрении казахов определил и мировозренческий опыт повседневного быта. При создании юрты человек употреблял его не только "большому дому"- макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим сушествует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенін басы ( букв. "голова кереге"); для обозначения частей юрты или ее элементов: (букв. "голова кереге"); керегенін козі (глаза кереге); керегенін кулагы (уши и ноги кереге); уыккоз (глаза для уыка); балашык (детеныш-самые короткие стержни в решетках); мандайша ( лоб-верхняя часть косяка двери); уйдін суйегі (кость-остов юрты); кіндік (пуповина-центр помещения юрты) и т.д. В названиях различных узорных лент ; баскур, аякбау, иыкбау, белдеу-понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием бау-узорная лента. Во всем этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира. Юрта с восходом солнца имела символический смысл. Символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство. Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передвался из поколения в поколение. Старшие дети отделяют родителей получали енши (свою долю), в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иеси. Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака - крест в круге -знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни. Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой - между внешим и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: Солнцем, Луной и звездами. Наверное, в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундик) над шаныраком. В этом смысле для молодой усматривался глубокий символический смысл. В представлениях казахов существовала какая-то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости и т.д. Так, если дети не выживали, умирали сразу после рождения, то послед с семью черными камешками заворачивали в белую кошму и подвешивали на шанырак. По окружности купольного круга шанырак подвешиваются разноцветные шерстяные шнуры аякбау с кистями на концах, с преобладением красного цвета, или треугольные подвесы тумарша с пуговицами, которые выполняли функции оберега. Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй (буквально - большой дом), нередко назывался кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносился исследователями с небоводом. По мнению Н.Алимбая смысл понятия шанырак семантически восходит к Тенгри - верховному древних тюрков, космическим восплощением которого является бесконечное и огромное небесное пространство. По правой стороне улкен уй, соотносимой у тюркских народов с югом, в зависимости от генеологической близости к "кара шанырак" и социального статуса в общине распологались юрты других членов рода. Восточная ориентация у тюрков, вероятно, была семантически связана с культом Солнца как главного Небесного Светила, восход которого символизировал обновление Мира и оживление Всего Сущего в гормоничном "освоенном" пространстве. "улкен уй - хранител", "кара шанырак" символизировал собой величие и благополучие рода. Поэтому, ориентированность улкен уй на восточную сторону света имела всеобщую силу всех членов общины. Несложная по технологии изготовления, очень удобная и практичная в пользовании, юрта являет собой социало-культурно и технологически организованную модель вселенной кочевника не только в ее этноэкологическом понимании, но и социо-культурном отношении. Пространство жилища предельно семантизировано: архитектоника юрты моделирует вертикальную трехярусную структуру Вселенной (так назывые верхнии, среднии и нижний миры), а в ее семантически значимых "точках" несегментированной жилой площади - тор - самое почетное место; ошак - центр; сол жак - левая сторона от входа; есик жак - буквально, около двери и т.п. как бы интериозируются основопологающие принципы социальных отношении у кочевников. На уровне внутрижилищного пространства принцип "объединения дуального вечного мира выражался у казахов о подразделении жилого пространства на мужскую (он жак, правую) и женскую (сол жак, левую) части. Разделение на мужскую и женскую половины строго соблюдалось в традиционном быту кочевников. Считалось, что мастер умрет если сделает и юрту и дверь к ней. По видимому, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал "мужского и женского", реализовавшегося в соединении жениха и невесты. Символом мужского начала являлся бакан - деревянный шест с раздвоенным (вильчатым) верхним концом. Сфера практического применения бакана чрезвычайна обширна. При этом явно прслеживается определенная сакрализация действий, связанных с баканом. Бакан использовался в родильной обрядности: он маркирует место родов и опорную конструкцию для роженицы. У казахов бакан устанавливался во время родов в правой части юрты, на некотором удалении от входа. От него к решеткам юрты кереге протягивали конскую уздечку так, чтобы она проходила у роженицы под мышкой. Бакан использовался и в свадебной обрядности. У казахов во время сватовства, ритуальных игр со сватами баканом толкают, "пихают" сватов; им перегораживают невесте вход в юрту жениха. Бакан фигурирует во многих свадебных выкупах казахов, символизировавших плату за переступание, перешагивание чего-либо. На связь бакана с идеей плодородия, размножения, роста, а возможно и жизненой силы, указывает обряд использования казахами конструкции в виде пирамиды из семи баканов для подвешивания шапки, в которую укладывают недоношенного ребенка. Направленность символики на обеспечение плодородия, плодовитости и т .д. выражалась и в своем оформлении интерьера жилища. В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей и т.п. преобладал красный цвет, ассоцировавшийся с идеей оплодотворения, роста,размножения. Но самое главное декор казахской юрты не только символ-демонстрация этнического духа и традиции, он прежде всего призван подчеркнуть соотнесенность "освоенного", предельно семантизированного пространства жилища с природным космосом как его первоосновой. http://www.unesco.kz

Jake: Юрта в представлениях, верованиях и обрядах казахов(часть 2). В центре юрты находится очаг. Это не только топографический центр ее, но и функционально важное, сакральное, священное место. Прочитание очага выражалась в умилостивлении духа огня - хранителя очага. При первом заходе в юрту свекра или свекрови в свадебную юрту (отау) невеста лила растопленное сало в огонь очага. При этом отправитель обряда и присутствующие женщины проговаривали: "От-ана, Май-ана, жарылка" - "Мать-огонь, мать-Умай, блогослови". С почитанием очага, уважительным отношением к нему связаны запреты специально тушить огонь. Для далеких предков казахов угасание огня в очаге означало прекращение жизни семьи. Поэтому одним из самых тяжелых проклятии было: "Ошакта отын сонсін - "Пусть погаснет огонь в твоем очаге". В представлении казахов казан-ошак (очаг) является сиволом продолжения рода, функционирования семьи, поэтому казахская пословица гласит: "катыныннан айырылсан да казан-ошагыннан айырылма" киіз уй - "Хоть с женой разведешся, но некому не давай свой казан-ошак". Место складывания семейных принадлежаностей - дук маркирует самую почетную часть юрты - тор - место, обладающее "наивысшей культурной ценностью". Устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места тор постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связана с представлением о связи ее с понятиями полодородие (плодовитость) - богатство - счастье. На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жук: нельзя взбираться на него, иначе благополучие, счастье уйдет (бак кеин кетед); станешь бедным (кедей боласын); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на него и т.п. Следующий аспект символики юрты - символизация социального (брачного) положения. Существует казахские выражения для обозначения брачного возраста - "Он бесте отау иеси", дословно "в пятнадцать лет -хозяин отец". Слово отау обозначает свадебную юрту. В честь установки свадебной юрты приносили в жертву барана. Женщины, принимавшие участие установке юрты, получали от матери жениха подарки за помощь при поднятии купольного круга (шанырак котерер), за покрытие юрты войлоками (отау жабар) и "выкупа" за осмотр новой юрты (отау коримдик). Чрезвычайно сложна символика смерти, отраженная в юрте. Юрту в которой кто-либо умер, легко было отличить по внешнему виду: ее выделял среди других юрт, прежде всего траурный флаг. Практически вся символика юрты, связанная со смертью, выражала идею принадлежности к миру мертвых, все действия совершлись с противоположным знаком. При оплакивании покойного женщины вставали спиной к очагу, лицом к решеткам юрты (в обычной ситуации это нежелательно, поскольку очаг - семантический центр, наиболее ритуальное место в юрте). В случае смерти человека, отмеченного какими-либо особенно отрицательными качествами, его тело выносили из юрты не через дверь, а протаскивали под отверстием приподнимаемого остова юрты. У казахов этот способ использовали в случае похорон двух или более человек. Одного из них выносили через дверь, а второго приподняв решетчатое основание юрты - жабыктан шыгарады. Этикетные нормы традиционного казахского общества запрещали подъезжать к аулу и юрте на скаку или бегом (ауылга карап шаппа, жугирме) - это также считалось знаком известия о чьей-либо смерти. Входить в юрту следовало друг за другом; одновременное перешагивание порога с кем-либо осуждается, поскольку это разрешается только во время похоронно-поминальных обрядов. Другим проявлением ситуации "смерть" являлось разрушение деревянного остова юрты, особенно дверных косяков. С этим связан запрет в обыденнной ситуации вставать на порог и опираться, прислоняться к дверному косяку, держаться за притолоку и т.п. - "босагага турма жетим боласын",-"не вставай на порог, осиротеешь". В целом выражения, характеризующие целостность, сохранность, устойчивость деревянного остова юрты и ее войлочных покрытий, символизировали у казахов благополучие. Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, роста, благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись категории и морали традиционного общества. Таким образом, древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла. Форма жилища, его части, обращенные во все стороны света; материал, из которого строилось жилище, фактура, цвет, качество компонентов, составляющих юрту, все это связано с понятием - идеологическим зодчим и хранителем семейного благополучия древних казахов. http://www.unesco.kz

Jake: Внутреннее пространство и символика Казахской юрты. Каркас юрты составляют следующие четыре части: Кереге - сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секции решеток (канат), соединенных друг с другом, и образует тем самым круговую стенку юрту; канат представляет собой скрепленные по диагональным осям планки (саганак), что в и позволяет растягивать или же стягивать их. Уык - купольная жердь, в своем множестве образующие крышу юрты. Шанырак - круговое навершие для закрепления в нем верхних концов уыков, являющееся одновременно дымоходом и окном юрты. Есик (сыкырлауык) - двустворяатая дверь. По числу секции (канат), соединенных в кереге, определяется размер юрты: шести-восьми канатная. Большинство казахов жили в шести канатной юрте. Купол юрты, ее крыша, образуется из изогнутых жердей (реек) - уык, размер и количество которых зависит от величины юрты, т.е. чем больше в ней канатов, тем длиннее и массивнее уыки. Размер шанырака зависит от величины юрты, т.е. если в кереге много канатов, то диаметр его больше и массивнее. Дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. Дверь и шанырак украшались резным орнаментом или красочными узорами. Войлочное покрытие бывает из трех видов полотен, различных по своим размерам и формам: туырлык - покрытие основание, узюк - покрытие купола, тундик-покрытие шанырака. Все они делались из чистой шерсти и края получаемых полотен обшивались плетеным шнурком (жиек). Войлочное покрытие богатых, а иногда людей среднего достатка украшались узорной аппликацией, придававшей юрте особую нарядность. Туырлык расшивали по основанию и боковинам, узюк - по основанию, а иногда в виде крупного узора на купольной части, тундик- по всей площади. Внутреннее убранство юрты диктовалось традиционным расположением вещей, мебели и утвари различного назначения. В центре юрте - место очага (ошак), почитаемое казахами как святое место своего жилища. http://www.unesco.kz

Jake: Жилище в V-XII вв. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом. В книге анонимного автора “Худуд-ал-Алем” отмечается, что кимаки “живут в юртах летом и зимой”. Побывавший среди тюрок китайский поэт Бо-Цзюй посвятил ей стихотворное описание. Он описывал обыкновенное жилище кочевника среднего достатка. Ханская юрта поразила воображение придворного византийского императора Менандра Протектора. Он описывал шатер с золотым троном, который был настолько легок, что его могла тащить одна лошадь. Преимущества юрты перед другими видами мобильного жилища (шатры, палатки и т.д.) были отмечены соседями. Так, юрты были широко распространены в армии средневекового Китая, у народов Средней Азии. Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка. Итальянский путешественник Плано Карпини писал: “Иные жилища скоро разбираются и опять складываются и навьючиваются на скотину (юрта), другие же разбирать нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы они не ходили на войну или с места на место, всегда берут их с собой”. В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. Как пишет Иби-Батута, повозки кыпчакской знати обтягивались шелком, сукном. При перекочевке повозки выстраивались в такие длинные ряды, что занимали огромное пространство, представляя причудливую картину движущегося города. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки. На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения. Одним из древнейших видов постоянного жилища был “тошала” или “шоша-ла”, построенный по принципу юрты. Стены его сооружались либо из камня, либо из бревен, восьмиугольным срубом. Коническая крыша делалась из жердей, тальника и покрывалась войлоком, камышом, обмазывалась глиной. Хозяйственные помещения сооружались из плетня в два слоя. Промежуток между ними заполнялся золой для теплоизоляции. Были распространены различные виды землянок и полуземлянок. В районах, где не было леса, стены возводили либо из камня, либо из необожженного саманного кирпича.

Antimankurt: Юрте 3000 лет! Скифы и другие ранние кочевники степей пользовались разборными жилищами, шалашами с остовом из жердей или кибитками. Во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры в "скифском мире" в Центральной Азии и Южной Сибири стал использоваться полусферический шалаш из согнутых в дугу жердей. Это был прототип юрты. Следующим звеном в эволюции жилища стало создание куполообразного шалаша из ивовых прутьев. Верх шалаша скреплял деревянный круг. К середине 1 тысячелетия нашей эры юрту изобрели и распространили древнетюркские племена. Принципиальным отличием юрты от её предшественниц стало кереге. Так называют складные решётчатые стены юрты. Их раздвигают, как меха гармони, и связывают между собой. От числа кереге зависит размер юрты. Бедняки жили в юртах из 6 кереге (шестиканатные), семьи среднего достатка имели восьмиканатные юрты, юрты обеспеченных людей доходили до 12 канатов. Баи могли позволить себе 14-канатные юрты. Самые большие юрты имели площадь по 100-120 квадратных метров. Достаток семьи можно было узнать, не заходя в жилище. Юрты бедняков покрывали серой или чёрной кошмой, а обеспеченные люди могли позволить себе кошму из дорогой шерсти белого барана. Деревянные части юрты делали мастера, которые были почти в каждой крупной общине. Существовали даже целые волости, население которых специализировалось на изготовлении каркасов юрты на продажу. Известно, что кереге и уыки делали из ивы. До обработки дерево подвергали сушке в течение года. Шанырак изготавливали из южносибирской берёзы. Семейной реликвией, признаком продолжения рода у казахов считался шанырак. Его передавали из поколения в поколение и от отца к младшему сыну. Прокопчённый веками шанырак представляет собой силу и покровительство духа предков. Некоторые учёные предполагают, что кроме функции дымохода шанырак выполнял ещё и роль часов. По преломлению лучей света на уыках, идущих из шанырака, тюрки с большой точностью определяли время суток. Двери юрты всегда устанавливали в сторону востока. До принятия ислама племена поклонялись языческим богам - Солнцу, Небу. Считалось, что при выходе из дома человек сразу должен получить энергию Солнца, которая приходит с востока. В центре юрты всегда устанавливали подпорку адалбакан. На нижнюю часть подпорки мужчины вешали оружие, на верхнюю - головные уборы. Адалбакан считался священным, детям запрещалось играть с ним. Обычно деревянный адалбакан сверху донизу покрывали узорами, заказывали его у именитых мастеров. Справа от входа в юрту хранились продукты в кебеже - деревянном сундуке для пищи. У казахов считалось, что еду нельзя оставлять открытой, иначе её испортит нечистая сила, Поэтому шкафы всегда закрывали. Даже сейчас пожилые люди накрывают дастархан тканью. Слева от входа вешали конскую сбрую и коржын - вязаную или войлочную сумку для путешествий.На свод шанырака юрты подвешивали желбау. При их изготовлении обязательно использовался красный цвет. Желбау были необходимы для укрепления юрты и отпугивали, как считали казахи, дурной глаз и нечистую силу. Взято с http://ata-mura.kz

lbfyf: парог казахов

Kuan416: https://youtu.be/4OPVCSCP-8c



полная версия страницы