Форум » Религия. Культура. Обычаи. Быт » Мавзолей Айша-биби » Ответить

Мавзолей Айша-биби

Jake: Мавзолей Айша-биби Мавзолей, постройка которого датируется XII веком, расположен в селе Айша-биби Жамбылской области в 18 км от города Тараза. Является памятником архитектуры республиканского значения. Основание мавзолея — кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племён Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племён. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Быкырганы. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести её гибели. Попутчица Айша-биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи хатун. Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей. В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето. Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7,6 х 7,6 м. Вход располагается с восточной стороны. Углы мавзолея были оформлены трёхчетвёртными колоннами. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1,4 м). Стены мавзолея толщиной 80 см состоят из трёх частей: внутренней — выложенной из жжёного кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены деревянные балки из арчи для прочного соединения стен и колонн. Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с помощью клиньев, расположенных на тыльной стороне. В орнаментации плиток имеется более 60 разновидностей узоров.

Ответов - 1

Jake: Еще раз об Айша-Биби Т.Турекулов, Н.Турекулова Кто знает, где самые роскошные развалины в мире? Конечно же, на юге Казахстана, это руины мавзолея Айша-Биби в поселке Айша-Биби, в недавнем прошлом Головачевка, близ Тараза. С тех пор, как В.А.Каллаур (1) открыл их для науки в конце прошлого века, они непрерывно привлекают внимание ученых, художников, поэтов… Никому пока не известно точно имя той, чей прах покоится здесь, но вне всяких сомнений, она была прекрасна… Легенды называют ее и китайской княжной, возвращавшейся от сестры из Самарканда, и дочерью Исмаил-Аты, умершей по дороге к старцу-жениху Аулие-Ата. Говорят даже, что "она была сестрой Амир-Тимура и дочерью Чинманчина" (Темучина? - Авт.) (2). В легенде о захоронении "госпожи Айша-Биби, отправившейся со служанкой к своему жениху в далекую землю и погибшую в пути" (3) заслуживают внимания параллели, подмеченные Бартольдом в сообщении "о смерти в 1034 году дочери таласского правителя Богра-хана, умершей в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду - наследнику Мас'уда" (4). В связи с этим, интересен и новый взгляд на историю и датировку памятника, приводимый в книге "Искусство Центральной Азии"(5), изданной совсем недавно в Париже в статье французской исследовательницы М.Кервран. Опираясь на исследования исламского искусства, она делает заключение, что растительные и геометрические мотивы, украшающие поверхность мавзолея, не имеют себе эквивалентов во всем исламском мире и их происхождение имеет три источника - исламское искусство 12 века, искусство кочевников, и китайское искусство эпохи Инь, Сон и Янь династий. Автор утверждает, что эти мотивы появились в исламском искусстве в 13 веке после монгольских нашествий, их присутствие в декоре мавзолея говорит о том, что общепринятая его датировка 11 век или 12 не может быть верной. Автор склонен датировать мавзолей 13-14 веками, когда территория, на которой стоит мавзолей, принадлежала потомкам Чагатая, сына Чингис-хана. Она отождествляет имя Айша-Биби с именем Оркина Хатун, которая была успешно женой двух правителей и регентом ханства в 1252 - 1261, пока сын ее не достиг совершеннолетия. Воспитанная в буддийской традиции, Оркина приняла ислам, в котором она воспитывала и обучала своего сына Мубарак-шаха. С последним трудно согласиться казахстанским исследователям истории архитектуры, ведь еще Г.Пугаченковой (6) было отмечено, что использование терракоты в декоре фасадов и интерьеров распространилось по территории Средней Азии в 10-12 веках в период существования здесь государства Караханидов, и «за эти пределы почти не выходила». Кроме того, ориентация памятника входом на восток – главное свидетельство того, что мавзолей относится к самому раннему исламскому периоду и еще продолжает традиции буддийских и манихейских культовых построек. А богатый декор всех фасадов мавзолея еще раз напоминает о доисламской традиции обойти культовую постройку вокруг по ходу солнца прежде, чем войти внутрь. Не говоря уж о типе конструкций, которые изменяются уже к 13 веку. Однако уже то, что подобная точка зрения существует, указывает на очень большой интерес к памятнику, который уже вырвался за пределы постсоветских границ. А его история недостаточно изучена и требует обширных исследований с привлечением к анализу б?льшего количества исторических документов и первоисточников, б?льшего числа памятников на б?льшей территории. В частности, Восточного Туркестана, откуда государство караханидов начало свое распространение на запад и где была его первая, а затем восточная столица. И где древние строительные традиции живы по сегодняшний день. К сожалению, до сегодняшнего момента эта территория выпадает из общего поля зрения наших ученых, как выпадают исторические документы и публикации даже на английском, немецком, французском языках, не говоря уж о китайском, арабском, уйгурском… Эта недостаточная изученность мавзолея Айша-Биби всегда мешала разрешить споры о путях реставрации памятника, утрата оригинала которого составляет 80%. Хотя вот уже около 50 лет мавзолей исследуется регулярно и производятся попытки воссоздать его первоначальный архитектурный облик, и разработано несколько проектов его реставрации… В связи с масштабными обрушениями на мавзолее, нестандартностью отделки его фасадов, отличавшихся друг от друга декором, и отсутствием документальных изображений памятника, фиксирующих конструкции и декор до его разрушения, отсутствием аналогов, полная реставрация мавзолея Айша-Биби в соответствии с методикой и требованиями реставрации памятников не возможна. Никакой анализ без фото или рисунка не поможет восстановить настоящую картину первоначального облика мавзолея. Кроме того, на сегодняшний день нет даже достоверной истории мавзолея. Лишь святые камни фантастической красоты, со следами рук мастеров их творивших и дыханием многих веков, сохранивших их для нас… http://www.kumbez.kz



полная версия страницы