Форум » Религия. Культура. Обычаи. Быт » ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРА XV-XVIII вв. » Ответить

ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРА XV-XVIII вв.

Jake: 1. Хозяйство Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах – крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа жабы. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными поисками или строили для них специальные укрытия. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились сезонные пастбища: зимние – қыстау, весенние – көктеу, осенние – күзеу и летние – жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склепы сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайляу отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней. Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи – кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах, и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы. Зимняя пастьба скота, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота. Эти земли приберегались на самое трудное время. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота – жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия – засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера - «сор», не замерзающие даже в сильные морозы. В особо трудные зимы казахи использовали способ отчистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов – күрек ашу, бревен привязанных арканами к лошадям. Первые дни откочевки на жайляу являлись праздником - наурызнама. Остановка на весенних пастбищах – трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобылиц, проводили кострацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а декабре – кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму – согым. Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки – более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию, распространенному в южных районах Казахстана, регионах Западного Казахстана и Сарыарки, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие – нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи ограждали валами участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Задержанная влага использовалась для полива. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды, а весной распахивали. Переходной формой от нерегулярного к регулярному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной – богет, и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных peк. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения – ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на них ставились плотины, которые образовывали искусственные водохранилища – тоспа или айдын. Помимо обычной самотечной системы орошения, казахи использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. Использовалось также орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды – ручные черпаки атпа, состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им набирали воду и заливали арык, ведущий в поле. Распространенным водоподъемным устройством был шыгыр – деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись ведра. Система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных рек с глубоким руслом. Вода из ведер выливалась в наклонный желоб, соединявшийся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту ставились ярусами два и даже три шыгыра. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. Земледелием занимались не только на юге Казахстана, но и в центральных, северных и восточных регионах, однако оно играло в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры – пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, кукурузу, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы - бидай. Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана были сорта кызыл бидай (красная пшеница с длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта кара сулы – черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); лизелик - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана; тиечи бидай – сорт с трудно обмолачиваемым колосом, лючин бидай – пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку. Просо - тары обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинства. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались ак тары – белое просо, кызыл тары – красное просо и шокай - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса – акбикеш, коныр шолак, конак. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - сулы и ячмень - apпa. Выращивали также рожь - кара бидай, рис – шалы и бахчевые культуры – арбузы и дыни.

Ответов - 2

Jake: Материальная культура Виды жилища. Жилища казахов были приспособлены к полукочевому образу жизни и делились на зимние и летние, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой – в постоянных теплых помещениях: агаш уй, жер уй, каратам, шошала. Юрта – разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из кереге – остова (деревянная решетка), сферического купола – шанырак, радиально расположенных жердей – уык. Размер юрты зависел от количества крыльев – канат (частей кереге). Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв. м. Двенадцати-, пятнадцати-, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. Каждая решетка (кереге) состояла из тридцати шести планок – саганак, изогнутых посередине. Решетки были двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой – тор коз и тонких планок крупной сеткой – жел коз. Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имел форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса снаружи обкладывались циновками из тростника – шымши. Поверх циновок покрывался войлок. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода – узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами – бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как кухни, склады и другие подсобные помещения. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты – отау. Походные юрты предназначались для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер – курке, сделанный из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще применялись в походах юрты жолама уй, состоявшие из трех-четырех решеток – кереге и уыков. Во время кочевок казахи использовали вместительные подвижные жилища на колесах – куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. Напротив входа находилось почетное место юрты – тор для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Справа от входа располагались утварь и посуда, слева – конская сбруя. Справа от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской – шымылдык. В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Наиболее распространенными были трехкомнатные дома - қоржын үй. В казахском обществе господствовала малая индивидуальная семья, взрослые дети выделялись в отдельные хозяйства и проживали отдельно от родителей, поэтому и жилища казахов не отличались значительными размерами. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры – текемет, войлочные ковры с аппликациями – сырмак, тканые ковры – кiлем. Существовало два вида ковров: безворсовые – такыр кiлем и ворсовые – туктi кiлем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались тус киiз. Утварь и посуда хранились в подвесных сумках – аяк кап, войлочных коробках – шабадан, ковровых сумках – коржын, состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки – сандык. Деревянные предметы – подставки – жук аяк, кровати, коробы для продуктов – кебеже, вешалки - адалбакан украшались художественной резьбой. Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью считались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур изготавливали шубы- тон. Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов – кебенек и халат из тонкого белого войлока – каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен – длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат – шапан, изготовленный из шерстяных и шелковых тканей. Зимой казахи носили шубы из меха пушных зверей – ішік. Они различались по материалу – қоян ішік – заячья шуба, түлкі ішік – лисья шуба, жанат ішік – енотовая шуба и т.д. из меха овцы шили шубы – тон, из шерсти – күпі. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – койлек и безрукавки – женсiз камзол. Для изготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные, шелковые ткани и бархат. Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор – калпак из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак калпак», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями – «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили шапки – борiк, круглые по форме, с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымак». Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борiк», вышитые золотом – «алтын борiк», украшенные кораллами – «калмаржан борiк». Летние легкие шапочки из бархата или парчи – такия украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом. Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор – саукеле – высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами, жемчугом, диадемами и подвесками. После рождения первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани – кимешек. Мужская и женская обувь тоже отличалась разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды – «бip така», а также ичиги – «масi» из козлиной юфти и галоши – «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили саптама етiк, бедняки – шокай и шарке. Женская обувь отличалась изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли – кебiс. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги - кестели етiк, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи – кок сауыр, украшенные узором и серебряной инкрустацией. Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка – белдiк. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кice». Пояса юношей не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса, сшитые из шелка и бархата, были широкими и нарядными. Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты бiлезiк покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, ромбических и округлых пластин, скрепленных цепочками. Широко использовались накосные украшения – шашбау в виде пластин, соединенных между собой концами. Центральные пластины украшались филигранью со вставками из полудрагоценных камней. К накосным украшениям относились и подвески – шолпы. Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения: нагрудные – омырауша, онiр жиек, бой тумар, застежки к поясам – iлгек, фигурные бляхи к саукеле – шылтыр, массивные шаровидные пуговицы – торсылдак туйме, булавки – туйреуiш. Они применяли различные технологии: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. Оружие казахов было разнообразным. Из стали делали кривые сабли – кылыш, палаши – селебе, мечи – семсер. Широко использовались шпаги – сапы, кинжалы – канжар, длинные ножи с изогнутым клинком – жеке ауыз, длинные узкие ножи – буйда пышак. Наиболее распространенным оружием были лук – садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья – найза имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры – айбалта. Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех – сауыт, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами. С конца XVII в. стали использовать и ружья. Они были нескольких видов: с фитилем и украшенные серебряной насечкой – бiлтели мылтык, без насечки – кара мылтык, с коротким стволом – самкал. Короткоствольные ружья, стрелявшие на семьсот метров, назывались козы кош. Пища – первейшая жизненная потребность человека. Кроме основного значения, у любого народа она играет и знаковую роль, являясь частью материальной культуры. Казахи употребляли мясные, молочные и растительные продукты. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс – кымыз, из верблюжьего – шубат. Молоко коров, коз и овец обычно использовалось для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко – айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока изготавливали различные продукты – творог – ірімшік, сметану – каймак, масло – сары май. Для длительного хранения масло промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок – карын. Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный творог – курт имел несколько разновидностей. Его употребляли в пищу зимой, растворяя в горячем бульоне. Мучные продукты употреблялись преимущественно в зимнее время. Основной продовольственной культурой было просо, реже – пшеница и рожь. Из проса казахи делали пшено - тары, которое шло на приготовление пшенной похлебки - тары коже, праздничного блюда – жент. Толокно из жареного пшена – талкан ели с молоком, маслом. Пшеницу казахи считали более ценным продуктом, чем просо. Из нее готовили похлебку – бидай коже, талкан и жент. Из муки изготовливали пресные лепешки – таба нан, лапшу – кеспе, обжаренное в сале тесто – бауырсак. Рожь и ячмень употреблялись в пищу реже. Из риса казахи южных районов готовили плов – палау и кашу – ботка. Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина. Из нее готовили различные блюда: подкожный жир верхней части шеи – жал, мясо и жир области крупа – жая, из реберного мяса с под позвоночным жиром – казы. Из прямой кишки делали карта. Колбаса из мяса, других частей туши называлась «шужык». Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо – ет (основное блюдо казахов) подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон – сорпа употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались «куырдак». Повседневной пищей казахов были мясные и молочные супы – көже в южных регионах, кеспе или салма – в северных.

Jake: Духовная культура Поэзия жырау. XV-XVIII вв. – время особенного расцвета казахской литературы, известного как «эпоха жырау». Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау – размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Наиболее известный и почитаемый среди казахов жырау - Казтуган Суюншиулы. Родился он в 20 – 30 – х гг. XV века близ Астрахани, был родоправителем кзахов, проживавших вдоль Ахтубы и Бузана – протоков в дельте Волги. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета – поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560). Родился он в семье богатого скотовладельца на левобережье Жаика, его дед по материнской стороне – знаменитый мангытский бий Муса. С трехлетнего возраста Шалкииз воспитывался в доме своего влиятельного родственника. Он прожил долгую жизнь, активно участвуя в политической жизни кипчакской степи, объездил Крым, Северный Кавказ, Подонье и Поволжье. Его поэзия глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы, из рода алшын, был бием Младшего жуза при Есим хане. Участвуя в войнах с соседними государствами, он обратил на себя внимание храбростью и незаурядными организаторскими способностями. Участвовал в войне с ойратами в 1620 году, однако вскоре поссорился с ханом Есимом и последние годы жизни провел в ссылке, возвратившись на родину только после смерти хана. О жизни и творчестве Маргаска точных данных очень мало. Известно, что он участвовал в походе Есим-хана в Ташкент с целью подавления сепаратистского выступления Турсына. Широко известные стихи «Эй, катаганов хан Турсын» были произнесены поэтом, по преданию, перед входом в его покои. Кожаберген жырау Толыбайулы (1663-1763) родился в местечке Гултобе на территории совр. Жамбылского района Северо-Казахстанской области. С малых лет он воспитывался у дяди по материнской линии правителя Самарканда, знаменитого батыра из рода торткара Жалантоса Сеиткулулы. Там Кожаберген получил хорошее образование в медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, изучил арабский и персидский языки, классическую восточную литературу. С 17 лет Кожаберген принимал участие в походах и сражениях, получил звание батыра, стал приближенным Тауке-хана, выполнял различные дипломатические миссии. В 1688 году в возрасте 25 лет он стал главнокомандующим казахскими войсками и занимал этот пост в течении двадцати двух лет. Все это время ему пришлось возглавлять объединенные силы казахов, каракалпаков, кыргызов, ногайцев и барабинских татар против джунгарской агрессии. В 1710 году 47-летний Кожаберген обратился к Тауке с просьбой об отставке и рекомендовал на место командующего своего ученика батыра Богембая Акашулы. Кожаберген широко известен как жырау, он является автором знаметитого гимна национально-освободительной войны казахов против джунгар «Елім-ай». В дастане «Баба тілі», посвященном происхождению казахов и их языка, Кожаберген критикует тех, кто засоряет казахский язык чужеземными словами. В дастане «Кызылжар» поэт воспевает родной край, где он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Умер Кожаберген на 101 году жизни в родном ауле и был похоронен на родовом кладбище. Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Восточно-Казахстанской области, в местности Журек Жота (территория совр. Абайского района). Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Покоится его прах на территории Ерейментауского района Акмолинской области. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаманулы (1668-1781) – великий казахский поэт и политический деятель. При хане Тауке молодой Бухар уже пользовался огромной популярностью, в зрелом возрасте стал советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Кроме того, он является автором большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. Похоронен Бухар жырау у подножия горы Далабай на границе совр. Карагандинской и Павлодарской областей. Тлеуке Кулекеулы (1748 – 1819) более известный как Шал акын, родился на территории совр. Северо-Казахстанской области. Уже в детстве он стал известным поэтом. За не по-детски мудрые морально-этические произведения в десятилетнем возрасте получил прозвище Шал – старец. Тлеуке является поэтом нового типа, в его стихах редко встречаются характерные для жырау сюжеты и принципы стихосложения. Творчество Шала знаменовало собой завершение эпохи жырау и зарождение нового направления казахской поэзии – поэзии акынов. Котеш (1745 – 1818) родился в Баянауле и стал известен как акын в 17-летнем возрасте. Наиболее известны его стихи – обращение к хану Абылаю и ряд произведений философско-этического характера. Татикара родился на территории совр. Костанайской области. Точное время его жизни не известны. В молодости Татикара участвовал в войнах против джунгар в качестве рядового воина, прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести. Письменная литература. Основные жанры литературных произведений – религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Кысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди», на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его – Мухаммед Хайдар, из племени дулат Старшего жуза. Ему же принадлежит поэма «Жахан-Наме». Известный памятник исторической прозы казахов – «Жами ат-тауарих». Автор книги – Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Произведение посвящено истории казахов XV-XVI вв,. содержит в себе генеалогию, насыщено поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние. В XVI в. Отемис-хаджи написал исторический труд «Чингис-наме», примечательный тем, что в нем отражена устная историческая традиция казахов. Книга была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала ХIХ вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени и послужила основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы. Песни. В XV-XVIII вв. особое место в казахском устном народном творчестве занимали обрядовые песни. Они исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Широко распространенная форма казахского песенного творчества – терме. Это короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Если терме, за редким исключением, не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм. Основными жанрами вокального творчества были трудовые, лирические и обрядовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста. Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии. Сказки и эпос – жанры устного народного творчества. Сказки казахов отражали жизнь народа, его быт, чаяния и стремления. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами – звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Казахский эпос восходит к глубокой древности. На тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV вв. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них, наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации, отражены исторические события. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу шаш», «Макпал кыз». Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п. Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества – все это отражалось в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры. Казахские музыканты играли на различных музыкальных инструментах: домбра, кобыз, шаңқобыз, қылқобыз, шертер, жетіген, уілдек, дабыл, даңғара, сыбызғы, даулпаз, шыңдауыл, астаяқ, қамыс сырнай, мүйіз сырнай, адырна, саз сырнай, керней, үшкірік, тастауық, ұран, желқобыз, бұғышак и др. Непременной принадлежностью каждого акына и певца была домбра – щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос. Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра». Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Благодаря этому до нас дошли замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия «акын», «жырау», «жыршы», «оленши» во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества, подразделялись на жырши (сказители) и олеңші (песенники). Свадебные обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция – салт и обычаи народа – жора-жосын. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале –құдалық салт. Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, и его первое посещение (ұрын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым (қалыңдық ойнау). В XV-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов. Супружеские узы (жұбайлық) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар». Жар-жар – песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, и женская – невестой. Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, были причиной возникновения искренних и волнующих песен-плачей (сынсу, кыз танысу). В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением бет ашар (открывание лица невесты). Его канонический текст состоял из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовили разные обрядовые подарки для матери – сүт акы (за молоко матери), отцу – той мал (свадебные расходы), братьям невесты – тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты – қаде. Беднякам в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести қаргы бау – залог верности сговора, кит – подарки сватающим. Приданое невесты (жасау) обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем со всем его оборудованием. Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа тәңір. У казахов существовала вера в загробную жизнь. Вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича, в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня. По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби женщины царапали себе лицо (бет жырту). Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара салу). Лошадь покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек), покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник, справлялись поминки. Народные празднества. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни – свадьба, рождение ребенка, поминки и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга (сайыс) или вырвать друг у друга тушу козла (көкпар), и др. Для участников игр назначались ценные призы. День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов – импровизаторов (айтыс). Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры көк боpі (серый волк) и қыз боpі (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра – жарыс (конное состязание) и большая облавная охота – аба камарғы. Сложным видом спортивных состязаний был алтын табақ (стрельба в «золотой диск») Меткие стрелки (мерген) получали ценные награды. Наряду с алтын табак, была распространена стрельба в «серебряный диск» – жамбы ату. Религия. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основные центры распространения ислама - Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «танир» (поклонение небу). Вопреки предписаниям ислама, казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов – бут-тенгри. Проявления язычества преследовались мусульманским духовенством. В мировоззрении народных масс в XV-XVII вв. господствовали анимистические представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного (кесір). Сущность анемизма заключалась в одухотворении природных явлений, т.е. представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который якобы управляет им. Казахская мифология запрещала рвать зеленую весеннюю траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня – алас. Считалось, что огонь – покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отқа май кұю). Календарь. В основе казахского народного календаря лежали астрономические представления и знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Большое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ. В XVI-XVIII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители – eceпші, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени. Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Полярная звезда играла важную роль в жизни казахов, т.к. являлась ориентиром в ночное время. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Эти наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Казахи определяли времена года по положению солнца относительно Плеяд. Астрономические месяцы солнечного года они называли жұлдыз, имея в виду 12 зодиакальных созвездий, которые соответствовали 12 лунным фазам. Страны света устанавливали по дневному положению солнца. Юг называли оң тустiк (правая полуденная сторона), север – сол тустiк (левая полуденная сторона), восток – күн шығыс (сторона восхода солнца), запад – күн батыс (сторона захода солнца). Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет, носившими название мүшел. Каждый год назывался именем животного: мышь (тышқан), корова (сиыр), тигр (барс), заяц (қоян), улитка (ұлу), змея (жылан), лошадь (жылқы), овца (қой), обезьяна (мешін), курица (тауық), собака (ит), свинья (доңыз). Начало года соответствовало весеннему равноденствию и начиналось с праздника Наурыз (21 марта). Персидское слово «наурыз» – означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз көже (пшеничной похлебки) – символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов. Неделя состояла из семи дней: сенбі (суббота), жексенбі (воскресенье), дүйсенбі (понедельник), сейсенбі (вторник), сәрсенбі (среда), бейсенбі (четверг), жұма (пятница). Названия дней имеют главным образом персидское происхождение, за исключением арабского термина «жума». Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила и мусульманская культура. Таким образом, в XV-начале XVIII в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.



полная версия страницы