Форум » Краеведение » тарановский район » Ответить

тарановский район

мрбг: кто имеет информацию о селе Валерьяновка Тарановского района, образованном в 1900 году и о бывшей валерьяновской волости, существовавшей до 1925 года? Буду рад любой информациию

Ответов - 49, стр: 1 2 All

Jake: Известно, что 23 октября 1936 г. Ново-Ильинский сельский совет в составе п. Аксуатский, п. Богородский, с. Валерьяновка, с. Козыревка, с. Ново-Ильиновка, был передан в состав Тарановского района из Семиозерного района. 1951 г. образован Валерьяновский сельсовет на базе разукрупнения Ново – Ильиновского сельсовета с центром в поселке Валерьяновский, населенные пункты: Козыревский, Валерьяновский, Кзыл – Жар. Когда данный сельсовет был упразднен сведений у меня нет. Однако 2 января 1963 г. село Валерьяновское в составе Ново-Ильинского сельского совета передано в Тобольский сельский район из упраздненного Тарановского района. А в 1966 году Тобольский район вновь стал Тарановским районом. 15 июля 1994 г. при ликвидации Советов, образован Новоильиновский сельский округ Тарановского района в составе сел Аксуатское, Богородское, Валерьяновка, Козыревка, Мирное, Новоильиновка, Притобольское, Увальное. Которое по ныне и существует. Сведений до 1936 года к сожалению нет. Надо искать. При использовании ссылка на http://history1997.forum24.ru обязательна!

мрбг: спасибо. не ожидал такого скорого ответа, тем приятнее новость. Жаль, что историей малых сёл практически никто не интересуется, в основном исследования начинаются с центральных регионов. Хотелось-бы также побольше выяснить о Валерьяновкой местности, её окрестных деревнях и в период до их основания, вернее заселения российскими переселенцами. Известно, что согласно комиссии Ф.Щербины по исследованию территорий бывшей Тургайской области за 1898 г. Кустанайский уезд был разделён на 10 волостей: Мендыгаринскую, Кинь-Аральскую, Убаганскую,Карабалыкскую, Ара-Карагайскую, Аман-Карагайскую, Дамбарскую, Бестюбинскую, Джетыгаринскую, Кумакскую. К сожалению, не могу с точностью сказать, к какой волости относилась территория, на которой было в 1900 году в урочище Кур-сай основано село Валерьяновка. По некоторым данным, валерьяновская волость основана в 1904 году, в состав которой входило 11 посёлков: Валерьяновский, Карасорский, Степной, Прохоровский, Лысаковский, Аксуатский, Придорожный, Даниловский, Екатериновский, Новоильиновский, Козырёвский.

Jake: мрбг пишет: По некоторым данным, валерьяновская волость основана в 1904 году Это данные которые "деды говорили", т.е. легенда или могут быть какие-либо Факты? Меня это заинтересовало, в связи с интересной интерпретацией названия города Лисаковска. мрбг пишет: в состав которой входило 11 посёлков: Валерьяновский, Карасорский, Степной, Прохоровский, Лысаковский, Аксуатский, Придорожный, Даниловский, Екатериновский, Новоильиновский, Козырёвский. http://lsk.kz пишет: Лисаковск - "малый" город Казахстана с населением около 40 тысяч человек, со своей непростой историей, напрямую связанной с рождением горнорудного предприятия. Город и горно-обогатительный комбинат начали строить на пустом месте в степи и через десять лет, в 1971 году посёлок Лисаковск стал городом. Т.е. оФициально считается, что до 1961 года на месте поселка Лисаковск, ничего не было, и насколько я знаю по "лисаковской городской легенде" название города связано с обилием лисиц при постройке поселка и комбината. Да же на гербе города изображена лисица. Конечно, версии были, что название сего города может быть связано с "Лысак" (- достаточно часто встречаемая славянская фамилия), или же вернее Лысяк (по словарю Даля - это человек или животное с лысиной). Однако по моим сведениям, а они подтверждаются архивными документами, при образовании области в 1936 году, населенного пункта с названием Ли(ы)саковка, Ли(ы)саковск(-ий) в составе передаваемых территорий не было.

мрбг: По архивным данным в валерьяновской волости в 1904 году было заключено 237 браков, родилось 46 душ мужского и 48 женского пола. Всего же населения по волости в 1904 г.: 887 душ мужского и 792-женского пола. Исхожу из того, что волость основана в 1904г. (возможно и в 1903 г., что маловероятно.) Точную дату основания надо искать. Валерьяновская волость прекратила своё существование 21 сентября 1925 года, когда территория её вошла в состав укрупнённой викторовской волости. Что касается Лысаковки (именно так называлась эта деревня и именно так это название встречается в Архивах) существовала не на месте современного города Лисаковск, а несколько дальше, в сторону верхнего Притоболья. Так что Вы правы в том, что город был построен на пустом месте. В 1961 г. поселение это уже не существовало.

Jake: мрбг пишет: По архивным данным в валерьяновской волости в 1904 году было заключено 237 браков, родилось 46 душ мужского и 48 женского пола. Всего же населения по волости в 1904 г.: 887 душ мужского и 792-женского пола. Есть какая-нибудь ссылка или публикация. Это было бы большим подспорьем в изучении истории и других населенных пунктов области. А так получается, что до образования области материалов кот наплакал. мрбг пишет: существовала не на месте современного города Лисаковск, а несколько дальше, в сторону верхнего Притоболья. И все-таки мне кажется, что упомянутая Вами Лысаковка имеет прямое отношение к наименованию города. Потому что кажется странным назвать город в годы "развитого социализма" в честь представителя местной фауны, почему не в очередной Лениновск, Октябрьск или Комсомольский Рудник?

мрбг: Данные цифры по валерьяновской волости можно найти в Актюбинском областном архиве. Приведу краткую хронологию села Валерьяновка: может быть кто-нибудь дополнит. Ведь из каплей данных склавывается история. Не это-ли цель данного форума? 1900г. заселение первыми переселенцами. 1901 территория села Валерьяновка (в те годы: Валериановка) обмежёвана переселенческим управлением. 1902, 27 февраля- заведующий "тургайской временной партией по заготовлению переселенческих участков" высылает в областное правление план нового села Валерьяновка. Согласно плана, село имело: 5500 десятин удобной земли, 623- неудобной, 120-церковно-школьной. 1904- Образованная валерьяновская волость включает в себя 11 переселенческих поселений с общим количеством населения 1679 человек. 1905- Валерьяновка имеет уже 101 двор с населением 736 человек. 1906-1907- крестьянин Валерьяновки Иван Колесников ведёт переписку с писателем Л.Н. Толстым. (копии писем можно найти в литературном музее Н.Кандалина Кустанайского пединститута) 1907- открытие Валерьяновской больницы, обслуживающей 28 близлежащих посёлков с общим количеством населения 18209 человек. Добротное бревенчатое дание больницы было перенесено из Николаевского посёлка Верхнеуральского района Оренбургской области и обошлось в 19026 рублей 94 копейки. (данные 1908 г. из Санкт- Петербургского архива) 1909 г.- открытие почты. Заведующий: Александр Акшенцев. 1912- открытие второй одноклассной школы. До этого существовала и церковно-приходская школа. 1915- постройка и открытие валерьяновского волостного элеватора. 1919, 3 декабря- Валерьяновский волостной ревком выбирает 7 делегатов на первый кустанайский уездный съезд Советов (Данич, Блинов, Крайсвитний, Ратуш, Келлер, Логвинов, Кулак) 1920, 4 января- валерьяновский волостной съезд Советов утверждает делегатов Съезда и их наказы. 1925, 21 сентября- Валерьяновская волость прекращает своё существование и вливается в состав укрупнённой викторовской волости. 1928, февраль- основание сельхозартели "Коминтерн". Поначалу вступило лишь 9 человек. Первый председатель: Андрей Топчий. 1937- разрушение местной церкви с колокольней. 1954- создание укрупнённого колхоза имени Т.Шевченко с центром в Валерьяновке из состава колхозов "Коминтерн" (Валерьяновка), артелей Козырёвки и Кзыл-Жар. В это время открылся и валерьяновский маслозавод. 1959- открытие здания новой семилетней школы. 1961- создание совхоза Новоильиновский из 7 отделений. Валерьяновский колхоз вливается в его состав. (1997- банкрот) Что касается Лисаковска: я и не спорю, что название города связано с бывшим селом Лысаковка. Существовало ведь оно в пределах карьера. Нам нужно выяснить, почему город получил именно это название.

Jake: мрбг пишет: Ведь из каплей данных склавывается история. Абсолютно с Вами согласен.

Jake: Раз топик посвящен Тарановскому району, некоторая полезная инФормация Герб Тарановского района ОФициальный сайт акима Тарановского района

мрбг: Переселенческий посёлок Валерьяновский после своего основания в 1900 году стал быстро приобретать ведущее положение в верхнем Притоболье. Рассматривая историю села нельзя не упомянуть и о переписке его жителя-крестьянина Ивана Васильевича Колесникова с российским писателем Львом Николаевичем Толстым. Профессор Кустанайского пединститута и основатель литературного музея при филологическом факультете Иван Кандалин вплотную занимался исследованием данной темы. Сохранились 9 писем Колесникова Толстому, половина из них написаны в Валерьяновке в 1906-1908 гг. (Подлинники писем хранятся в музее Л.Толстого) Не находя выхода из сложной жизненной ситуации Колесников "изливает" душу писателю, пробует философствовать на свой лад по темам религии и смысла жизни, а также приводит примеры собственной безвыходности. 30 декабря 1907 г. он пишет: "Со своею женою и двумя дочерьми веду жизнь под прессом сильного давления бюрократии и буржуазии, кругом обступлен несчастиями и грубым драконом, буржуином И.П.Архиповым, который 4 декабря 1907 года описал моё имущество, состоящее из 2-х коров, 3-х лошадей и другого движимого имущества. Взял более сорока процентов на рубль. Произвёл опись на 226 рублей." "17 декабря 1907 г. истерзало мельницей руку мне, Ивану Колесникову. Теперь нахожусь с семейством в таком положении, что сообразить невозможно. Ближе 100 вёрст нет врача и никаких врачебных заведений. А погода свирепствует,-везти опасно." Ранее, 27 ноября 1906 г. Колесников пробует себя в качестве мыслителя, пишет письмо о том, как он нашёл путь к религии. (для интересующихся: полное письмо печатается без сокращений в Тарановской районной газете "Маяк" от 29.01.1992 г. стр.2) В 1909 г. И.Колесников арестован за инакомыслие и был помещён в Челябинскую тюрьму, но и оттуда продолжал переписку. Сохранились также два ответных письма Л.Толстого (одно из них подписано "Брат Ваш Лев Толстой.") и воспоминания В.Молочкова о переписке Колесникова с Толстым. В статье "О вехах" Толстой уделяет большое внимание переписке, цитирует и анализирует письма Колесникова. В.А.Молочков, посетивший писателя 1 мая 1909 г. вспоминает, что Толстой находился под большим впечатлением от последнего письма, его удивляло, что простой, безграмотный крестьянин степей очень верно подходит к самой сути причин бедственной жизни населения. "Бьёт в самый центр,- с восторгом говорил Толстой.- Фотографировать надо это письмо." 21 мая 1909 г. Лев Николаевич в "Дневнике" снова вспоминает письмо Колесникова: "Вчера утром был корреспондент "Русского слова". Я рассказал ему и продиктовал "О Вехах"... Письмо мужика уж очень-и законно-хочется сделать известным." Дальнейшая судьба Ивана Колесникова неизвестна. Профессор Кандалин, при встрече со мной в 1991 г, отмечал, что все его усилия направлены на дальнейшее исследование данной темы и судьбы Колесникова в частности.

мрбг: Заранее прошу прощения у администратора данного форума за необычную просьбу ко всем краеведам или историкам. Недавно узнал, что в Алматинском центральном государственном архиве имеются на хранении документы Валерьяновского волостного управителя Кустанайского уезда за 1906-1918 гг. (5 ед.хр. Ф.И-570). Думаю, краеведы поймут моё нетерпение поскорее узнать их содержимое. К сожалению, не имею возможности лично посетить архив, иначе скопировал-бы наверное от любопытства документы полностью. Просьба: возможно найдётся такой человек, который на досуге заглянет в архив и опубликует в данном форуме наиболее интересное. Ведь скромная и довольно скудная информация о малых поселениях верхнего притоболья Костанайской области также заслуживает изучения. Спасибо. И надеюсь...

IvanS: Уважаемый мрбг! Вы пишете что: "Известно, что согласно комиссии Ф.Щербины по исследованию территорий бывшей Тургайской области за 1898 г. Кустанайский уезд был разделён на 10 волостей: Мендыгаринскую, Кинь-Аральскую, Убаганскую,Карабалыкскую, Ара-Карагайскую, Аман-Карагайскую, Дамбарскую, Бестюбинскую, Джетыгаринскую, Кумакскую". В этом перечне нет Валерьяновской волости, в то же время в начале топика Вы говорили что Валерьяновская волость существовала до 1925 года. Значит эта волость образовалась после 1898. У вас нет информации по делениям Кустанайского уезда по волостям между 1898 и 1925 годом? Также если у вас есть по Карабылыкской волости, буду очень признателен. Наибольший интерес представляет с. Славянка, Карабалыкского района

мрбг: Перечисленные казахские волости получили свои названия и примерные границы первоначально для облегчения работы, т.е. исследования уезда. В 1895 году царское правительство направляет в казахские степи экспедицию, возглавляемую известным статистиком и этнографом Ф. Щербиной с целью изучения состояния хозяйственного развития местного кочевого населения. Валерьяновская волость объединила к 1904 году переселенческие посёлки выходцев Малороссии. К сожалению, как и Вы, до сих пор не встретил полного каталога волостей и всех основанных поселений Кустанайского уезда периода 1900-1925 гг. Печально. История наших кустанайских поселений, в отличие от России, ещё до сих пор ждёт своих исследователей. По Вашей теме у меня также нет сведений. Но не будем терять надежды, мир не без добрых людей.

Jake: Легенды Степи

IvanS: Добрый день! Помогите пожалуйста с историей Николаевки Тарановского района. У меня нет никакой информации по этому населенному пункту. Интересно хотя бы узнать это переселенческий населенный или был образован в период освоения целины.

IvanS: Вот что я нашел на сайте прокуратуры Кустанайской области: "Тарановский район в составе Костанайской области образован В 1936 году. С 1914 года до 1964 года с.Тарановское именовалось как село Викторовское."

Jake: IvanS пишет: Помогите пожалуйста с историей Николаевки Тарановского района. У меня нет никакой информации по этому населенному пункту. Интересно хотя бы узнать это переселенческий населенный или был образован в период освоения целины. Асенкритовский с/с в составе сел Асенкритовка, Варваринка, Кызыл-Жар, Николаевка передан в состав Тарановского района из Семиозерного района 23 октября 1936 г. На данный момент село Николаевка существует в составе того же Асенкритовского сельского округа. Другой информации пока нет. Скорее всего село переселенческое.

Jake: IvanS пишет: с.Тарановское именовалось как село Викторовское. А переименовано оно в честь революционного деятеля Лаврентия Тарана Бюст Л.Тарана в Костанае на одноименной улице.

аят: Николаевка Тарановского района была основана в начале 20 века переселенцами с Украины.

IvanS: Кто-нибудь знает есть ли в Николаевке Тарановского района православная церковь?

аят: Церкви в Николаевке нет. Несколько лет назад появилась в Тарановке, находится на улице Калинина (если не переименовали).

Andrej: В Тарановском р-не Кустанайской области есть посёлок Щербиновка, несколько лет назад отмечали 100-летие со дня основания деревни, кто знает, может быть её нарекли в честь того самого Ф. Щербины?

мрбг: Событие 90-летней давности 1919 года в бывшей Валерьяновской волости имело для всего его населения огромное значение- подготовка к первому уездному съезду Советов. Волость занимала в те годы ведущее положение в верхнем Притоболье наряду с Денисовкой. В истории так мало исследованного села, сохранилось, среди прочего поверье, что здесь до 1914 года планировалось строительство города под названием Верхдубинск. Примечательно, что очень многие старожилы упоминали этот факт. Как говорят «дым без огня не бывает». Возможно, некоторые знатоки истории бывшего Кустанайского уезда сталкивались с подобным названием. Была-ли возможна такая идея? На каком основании планировался этот загадочный город Верхдубинск? Но сходу занести эту легенду старожилов в разряд выдуманных абсурдов я не хотел-бы. Большевистская революция в России 1917 года безусловно всколыхнула все её территории. Народная молва и практическая деятельность, т.е. агитация местных революционеров донеслись вскоре и до отдалённой Валерьяновки. Бурно обсуждались в селе новые перемены, люди спорили и дискутировали бывало часами. Надежды на лучшую жизнь были огромными. Безхозяйственные крестьяне одними из первых подключились к общественной и революционной работе. Их окрылял в первую очередь тот факт, что они наконец-то могли принять активное участие в органах местной народной власти, что их мнением на сельских сходках наконец кто-то интересовался, что они могли выбирать, а не безропотно выполнять указания своего хозяина-частника. Морально данный факт был очень важен. Другое дело, как в дальнейшем все благие намерения- власть народа, претворялись в жизнь. Изменения в местном волостном управлении не заставили себя долго ждать. Ещё до самой октябрьской революции 1917 году при валерьяновском волостном руководстве был создан народный временный комитет, регулирующий деятельность волости. Из протокола Валерьяновского временного продовольственного комитета от 30 апреля 1917 года: « Избрали в председатели Валерьяновского волостного продовольственно-гражданского комитета Ивана Харишева, как получившего самое большое число избирательных голосов и товарища ему Федота Емельяновича Перевизника... Казначеем избрали Фёдора Алексеевича Протасова». Окончательная победа Советской власти повлекла за собой и некоторые дальнейшие изменения в административном управлении волостью. 28 декабря 1919 года валерьяновцы выбрали первый волостной Исполнительный Комитет (Волисполком) из состава рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Волость к тому времени соглано новому делению была разделена на шесть сельских Советов: Валерьяновский, Даниловский, Екатериновский, Ново-Ильиновский, Придорожный, Увальный. При новом Волисполкоме созданы комиссии и комитеты, такие как: - Комитет крестьянских обществ взаимопомощи; - Волостная земельная комисия; - Школьный Совет; - Ревизионная комиссия. Вскоре, а точнее с 12 по 18 января 1920 года, состоялся знаменитый организационный 1-й Кустанайский уездный съезд Советов, на котором были представлены делегаты всех уездных волостей. Валерьяновская волость тщательно готовилась к данному, неведомому доселе событию. Всё было ново, всё в первый раз, также как и делегация представителей Валерьяновской волости в Кустанай, состоящая из следующих местных депутатов: Данича, Блинова, И. Крайсвитнего, И.Ратуша, Келлера, С.Логвинова, К.Кулака. 3 декабря 1919 г. на заседании Валерьяновского волостного Ревкома были предварительно обсуждены наказы на предстоящий Кустанайский уездный съезд. Вёл заседание председатель комитета Сав. Ткаченко. Члены Ревкома: Н. Олифир и П. Срыник. Присутствовали представители от: почтового отделения (А. Акшенцев), больницы (И. Горячий), школьного совета (А. Морозов), сельского ревкома (Н. Бакай). Через месяц, 4 января 1920 г. Валерьяновский волостной съезд делегатов сельских Советов (председатель тов. Феоктистов) утвердил разработанные ранее наказы делегатам на 1 уездный съезд: - 1. О сложении с населения волости непосильной наложенной развёрстки хлеба в отдельных посёлках. - 2. Ходатайствовать об открытии в волости приюта для детей, оставшихся после смерти матерей и отцов, находящихся на военной службе, а также стариков и старух, оставшихся без попечения. - 3 .О достройке школьных зданий и учителях. - 4. Об открытии волостной технической мастерской и снабжении её необходимым материалом. - 5. Об открытии в каждом посёлке библиотеки-читальни. - 6. О снабжении больницы медикаментами и необходимым имуществом. - 7. Об устройстве колодцев на безводных участках и прорезке участков до реки Тобол по неудобной земле за неимением водопоев. - 8. О снабжении паровых машин необходимым материалом. Данный документ представляет для нас огромный исторический интерес, ибо он кратко и компактно отражает основные проблемы волости и его населения в первые годы советской власти. Но одно дело- выработать наказы и совсем другое дело в том,- будут ли они учтены вышестоящим съездом и властями и претворены-ли далее в жизнь? Взять, к примеру, первый основной пункт наказов об отмене развёрстки (сбора продовольствия). В данном случае и «невооружённым» глазом можно определить, а вернее задаться вопросом, какие «излишки» продовольственных припасов можно было собрать с, практически в большей массе нищего населения? Но с другой стороны государство вынуждено было каким-то образом помогать голодающему населению городов, Повольжья и других регионов. Тема эта не так уж проста, как на первый взгляд кажется. С сожалением валерьяновцы восприняли новость с уездного съезда о продолжении развёрстки. Задача местных властей состояла теперь в том, чтобы разъяснить населению необходимость данной акции. Понятно также, что львиная доля всех поборов выпадала на местных частников: более или менее зажиточных земледельцев и скотоводов, отвращение к которым благодаря пропаганде большевиков, со стороны бедного населения возрастало. Уже 28 января 1920 г. на очередном съезде делегатов сельских Советов Валерьяновской волости, выполняя решения «сверху», местные депутаты постановили: «...§ 8. О деятельности процентной развёрстки домашних птиц. Принимая во внимание острую нужду больных и детей центра, постановили: 1. Обязать все сельские исполкомы немедленно произвести на местах развёрстку домашних птиц: кур, гусей и уток в размере не менее одной десятой имеющихся у хозяев птиц. 2. Организовать охотничьи артели для ловли дичи- шатрами и зайцев- петлями». Особенно второй пункт данного решения заставляет насторожиться. Думаю, не надо быть предсказателем, чтобы установить, к чему привели подобные массовые, сверху исходящие инициативы по форсированию охоты. Все мы являемся сегодня свидетелями оскудения и без того скромной биосферы казахстанской степи. А инициативы по её спасению, сохранению юлоры и фауны края, разъяснительные работы на данную туму должны были вообще-то исходить от государства. Все мы знаем сегодня, в какой «принудительный» аппарат государство Советов развилось особенно в сталинские времена. Высказаться против идеи или усомниться в правильности решения властей, допустить маленькую ошибку,-значило высказаться против государства. С годами центральные органы пришли к выводу, что в целях централизации власти и экономии денежных средств, необходимо объединить малые сельские органы управления. Таким образом, 21 сентября 1925 года на основании постановления ЦИК Казахской АССР бывшая Валерьяновская волость прекращает свою деятельность и её территория входит в состав укрупнённой Викторовской волости с центром в п. Ново-Ильиновка. Остался лишь небольшой сельский Совет, который позже также был упразднён и влился в укрупнённый Ново-Ильиновский.

мрбг: Заметки к теме "Создание колхоза села Валерьяновского". В истории края любопытными будут любые факты: и положительного, и отрицательного характера. Как в стране в целом, так и в истории Тарновского района есть страницы, ждущие своего исследователя. Одной из таких,- явно неоднозначных страниц является коллективизация сельского хозяйства 30-х годов. Сущность политики коллективизации заключалась в замене частной собственности в сельском хозяйстве на коллективную (колхозную), т.е. обобществлении средств сельскохозяйственного производства. В аудитории дискутирующих на данную тему всегда найдутся два прототивоположных лагеря. Бесспорно, что коллективизация принесла для многих, прежде всего для беcхозяйственных крестьян, работу и возможно надежду на лучшее будущее. Однако работая в архивах Кустанайской области, а также в беседах со старожилами села- свидетелями тех далёких лет, глазами людей другого поколения, зачастую заметна несправедливость властей особенно на начальном этапе, в репрессивных 30-х годах, порой даже бесчеловечность. Львиная доля архивных документов содержит строгие резолюции вышестоящего начальства и сухие отчёты подчинённых. Речь идёт практически всегда о выполнении приказов и распоряжений сверху. Невольно возникает вопрос: а где-же сами люди? Где их добровольный патриотизм, где массовая агитация и убеждения? Интересуется- ли кто-нибудь откровенно их проблемами? Что конкретно сделано для самих тружеников? Или сам человек входит в поле зрения чиновников лишь в докладах? Прошло ещё много лет, пока местные колхозы мало-мальски разбогатели, закупили необходимую технику, построили соответствующие помещения и склады, а также часть средств стали направлять на развитие социальной сферы сёл. Для начала совершим небольшой экскурс в историю страны, обратимся к истокам движения за коллективизацию. Как известно, XV съезд ВКП (б)- партии большевиков- принял в декабре 1927 года в Москве решение о всемерном развёртывании коллективизации сельского хозяйства. Были установлены сроки проведения в жизнь этой кампании. В частности, для северного Казахстана таковым сроком являлась весна 1932 года, когда нужно было уже полностью завершить объединение крестьян в колхозы. Новое дело было подхвачено большинством местных исполнителей-чиновников с энтузиазмом, остальная же часть лишь безропотно выполняла приказ, не представляя практически конечной цели. Началось соревнование между областями, районами, сёлами. Тогдашние руководители, с целью отличиться и досрочно доложить в Москву о завершении коллективизации, установили новые сроки: 1930-1931 годы. По логике рассуждений и областное, а затем и районное руководство, приблизили исполнение этого приказа с одной целью- досрочно победный рапорт. Так вот, уже в феврале 1928 г. была основана сельскохозяйственная артель «Коминтерн» из членов земельного общества Валерьяновского сельсовета. Поначалу в артель вступили 9 валерьяновцев-добровольцев. На первом заседании был избран его первый председатель Топчий Андрей- по происхождению крестьянин- бедняк. Конечно, коллективизация была для крестьян диковинкой. Люди с недоверием относились к этой затее. Естественно, что первыми вошли в артель и те люди, которым практически нечего было терять, т.е. бедняки или сами активисты-агитаторы. Среди них: Муха Калейник, Куриленко Афанасий, Отцейшмак Пётр. Среди инициаторов был и Мокрицкий Сафрон Семёнович, в последствии председатель колхоза, с тремя братьями своей жены, урождённой Кучер Прасковьи, родом, как и её муж из Винницкой области Украины. Её братья Кирилл (родился в 1905 г), Алексей (1907 г.) и Иван (1910 г.) родились уже в самой Валерьяновке. Были и несколько человек, которые практически силой были втянуты в колхоз и способствовали в дальнейшем развалу предприятия. Поэтому первую артель в посёлке можно назвать и артелью, состоящей частично из людей с родственными отношениями и близких друзей, рискнувших испробовать себя в предпринимательском,-колхозном деле, конечно в первую очередь по инициативе местных властей. Это малое примитивное колхозное образование вынуждено было на первых порах полагаться на самого себя и использовать свой собственный инвентарь, ибо и местный сельский Совет не имел больших возможностей существенно помочь новому колхозу. Как часто в жизни бывает, теория и практика не всегда сходятся один к одному. Эйфория первого времени стала быстро затухать, когда колхозники столкнулись с серьёзными проблемами, связанными с финансированием предприятия, организацией рабочего цикла и нерешёнными спорными проблемами. Ведь поделиться мнением и позаимствовать практический опыт колхозного движения, которым во всей стране Советов никто не обладал, колхозники не могли. В данном проекте эти полуграмотные сельские мужики-работяги сами были революционерами-первооткрывателями, опирающимся лишь на расписанную теорию и советы местных «новорожденных» партийных деятелей. 2 марта 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он критиковал ход коллективизации, призывая среди прочего власти на местах «опуститься с небес на Землю» и оптимировать данный процесс. Статья имела среди крестьян эффект бомбы. Начались нервозные споры и дискуссии в стране, сводившиеся в конечном счёте к выжиданию указаний сверху, или как правильно, по-партийному отреагировать, дабы не «наломать дров». От себя лично проявлять какую-либо спешную инициативу в те командные тоталитарные сталинские времена решались не многие. Члены Валерьяновской артели активно обсуждали статью и пытались прийти к единому мнению, но к сожалению, вместо того, чтобы ещё более сплотиться, эти споры подтолкнули в конечном счёте к огромным разногласиям и распаду первой «добровольной» артели. Через несколько лет Валерьяновская артель «Коминтерн» была вновь восстановлена, но уже на более принудительной основе. В отличие от её начальной формы новая артель имела преимущества в обеспечении техникой, поставляемой централизованно и через созданную Викторовскую МТС, целью которой стало обеспечение близлежащих предприятий техникой. Идея объединения крестьян в колхозы была, может быть и неплохой, но вопрос в том, как и какими методами эта новая идея Советской власти претворялась в жизнь. Цифры и факты архивов говорят о том, что именно с началом создания колхозов, а затем МТС (Машинно-Тракторных Станций), Валерьяновка, сравнимое ранее с поселением районного масштаба, несмотря на некоторые успехи, начинает медленно угасать. Мы являемся ныне свидетелями того, во что превратилось село Валерьяновка сегодня. Ответить, почему это произошло, установить одну из многих причин упадка, помогут некоторые документы, явно говорящие нам о применении жёсткой командной системы, не считаясь с мнением самих «подопытных», т.е. крестьян. Выписка из протокола президиума Викторовского (ныне Тарановского) Районного Исполнительного Комитета (РИК) от 20 марта 1930 года: « 1. Подтвердить к обязательному и безоговорочному выполнению приказа- установленные сроки. Одновременно отметить, что сельские Советы к вопросам коллективизации подходят формально... ...Колхоз п. Валерьяновского оторван от бедноты. Беднота не идёт в колхоз мотивируя тем, что в колхозе засилье кулачества, а Сельсовет в этой части ничего не сделал. ...Иждивенческое настроение колхозов не изжито (Даниловка), искусственное создание панического настроения в части продовольствия (Валерьяновка). ...В отношении Валерьяновского сельского Совета: связь с кулачеством, полное отсутствие засыпки семенных фондов и вообще работы по посевной, отсутствие работы по колллективизации бедноты. Поручить следователю срочно проверить работу Сельсовета и правления колхоза и привлечь к ответственности как за срыв посевной. ...Создать институт уполномоченных по статистике в районе. ...Всем сельским Советам предлагается установить точный учёт коллективизации и через каждые 10 дней сообщать РИКу» Невооружённым глазом заметно , что данные решения Райисполкома отражают как в зеркале статью Сталина «Головокружение от успехов». Что же оставалось делать правлению колхоза в такой устрашающей и безвыходной ситуации, где чётко говорится о привлечении следователя для выяснения виновных? Все мы сегодня знаем, к чему привели подобные угрозы государства. Руководству Валерьяновского Сельсовета приходилось выполнять решения любыми способами, в том числе укреплять молодой колхоз за счёт конфискации имущества у населения. К примеру, 14 июня 1932 г. житель Валерьяновки Степан Зеленко пишет жалобное заявление в сельский Совет с просьбой снять данное ему колхозом так называемое твёрдое задание. В те годы твёрдое задание, т.е. своего рода налог, возлагали повсеместно на так называемые зажиточные личные хозяйства, получающие доход от реализации собственной произведённой продукции, т.е. говоря языком большевиков- на спекулянтов. Налог предполагал поборы различного рода и не только в виде сдачи зерна. Зачастую таких людей заставляли покупать и акции государства на определённую денежную сумму. Практиковалось и абсурдное лишение избирательных прав граждан с возложением штрафа. Далее валерьяновец Степан Зеленко пишет, что колхоз 10 июня 1931 года отпустил его на работу в Союзсельстрой, а пока он там трудился, у него изъяли в пользу колхоза две лошади, корову, тёлку, 3 овцы, бричку и некоторое другое имущество. Далее автор заявления пишет: « Я думаю, что моё имущество конфисковано не по закону, т.к. я служил в Красной Армии с 1918 по 1921 год. ...Понемногу стал заводить хозяйство и, как всем известно, я работал на государственном и общественном и недосчётов у меня не было, имущество не растранжиривал, а берёг. Поэтому, как сирота, прошу обсудить моё положение и снять с меня пятно, т.е. твёрдое задание» Вчитаемся повнимательней в слово «пятно» в данном заявлении и попробуем войти в сложившуюся сложную жизненную ситуацию валерьяновца, понять его неудобство перед селянами, его состояние чувствовать себя в своей-же деревне отторгнутым, своего рода «прокажённым». Налагая твёрдые задания на частников, власти таким образом всё в большей степени раздваивали население на бедных колхозников-патриотов с одной стороны и частников-спекулянтов с другой. Напряжение между этими группами возрастало. Слово «спекулянт», означающее вообще-то: торговец, предприниматель, получает оттенок неприязни, ругательного слова, закрепившегося в умах советского народа на долгие годы. Таким образом выработалась некая нездоровая зависть к частным, имеющим успех, предпринимателям, существующая в деревнях порой и по сей день,- уже многие годы после развала СССР. Самопроизвол тех лет подтверждает ещё одно заявление от жительницы соседнего посёлка Козырёвка Дарьи Прокуратовой от 19 июля 1932 г.: «В 1931 году во время проведения скотозаготовок в августе месяце бывшим Валерьяновским Сельсоветом у меня забрато скота для выполнения плана заготовки: 3 головы рогатого скота. Скот загнан был по приказанию председателя Сельсовета на общий двор колхоза, когда стадо шло из степи вечером. В настоящее время я имею семейство из 4-х душ. Муж болен уже 9 месяцев, потеряв трудоспособность на производстве в Магнитогорске... Прошу разобрать моё заявление и возвратить хотя- бы корову, т.к. я считаю, что скот изъят незаконно. Социальное положение считаем малосередняк.» Через месяц Сельсовет рассмотрел данное заявление и его председатель наложил суровую резолюцию: «Возврату, сданный государству скот, не подлежит» Не эти- ли сухие резолюции сеяли недоверие и отталкивали людей от колхозов? Мы,- современное поколение, сразу можем задаться вопросом: На каком- же основании государство,- руководимое народными избранниками, позволяет себе самовольно вмешиваться и изымать без какого- либо согласия человека весь его личный скот? Даже в самой формулировке резолюции председателя Сельсовета, в словах «сданный скот» напрашивается вопрос: а кто же сдал этот скот? Не следовало- бы правильно написать: «изъятый скот». О какой добровольности и массовом патриотизме колхозного движения можно говорить? А что стоят специальные комисии по изъятию так называемых излишков у населения, которые окрестили в народе «метлой». Понятно, что сборы эти направлялись далее для помощи голодающим или в регионы с выпадом урожая. Цели как- бы гуманные. С сегодняшних позиций тяжело оценить практически нищенское состояние государства и его большей части граждан того времени, на переломном этапе развития. Оценки тем процессам пестрят сегодня разнообразием. Переход от одной ситемы в другую всегда сопряжён с неимоверными трудностями и потерями. В какой- то степени и мы пережили подобный период перемен после развала СССР в 90-х годах ХХ века. Но несмотря на вынужденность и необходимость сбора продуктов питания в 30-х годах вышеназванными комиссиями, нельзя не заметить, какими всё- таки порой варварскими поступками, вопиющими от несправедливости и полного беззакония методами эти гуманные цели помощи голодающим претворялись в жизнь. Старожилы села с явной грустью и подавленностью в голосе вспоминают похождения членов комиссии: Чтобы не оставить семью голодной, сельчане были вынуждены закапывать часть припасов в земле, иначе «метла» всё очистит. А как рьяно выполняли свой приказ многие, стремившиеся выслужиться перед начальством члены комиссиии, не считаясь с потерями, думаю не требует особых разъяснений. У большинства людей вырабатывалось равнодушие и апатия ко всему, страх за свою семью перед той непредсказуемой тоталитарной системой. Бывший председатель Тарановского районного отдела здравоохранения Иван Маркович Харин в переписке с Валерьяновским школьным музеем в 1991 году писал: «Свидетели тех лет вспоминают, как дохла обобществлённая скотина от недогляда, голода и морозов в совсем неутеплённых загонах. В то же время создания колхозов, у казахов изъяли верблюдов,- хотели организовать верблюдоводческий совхоз в соседнем Орджоникидзевском (Денисовском) районе. Так вот опять- же от «заботливого» ухода за этими специфическими животными верблюды разбежались по степи. Несколько поймали в Викторовском (Тарановском) колхозе и решили использовать: запрягали с утра до вечера кому не лень, а когда наступили морозы, то эти верблюды не выдержали колхозной жизни- пали.» Печальным фактом истории села является и снос Валерьяновской православной церкви в 30-х годах ХХ в. согласно сталинским директивам. Нам можно только догадываться, как отреагировала большая часть верующего населения на это щепетильное решение. Примечательно, что жители практически не имели возможности официально высказаться против этой затеи, ибо их мнением государство не интересовалось, а снос церкви был окончательно решённым «сверху» делом. Валерьяновцы, порой со слезами на глазах наблюдали за этим варварским актом. Старожилы вспоминают, что сам колокол церкви был довольно крепким орешком для разрушителей: разбить его на части удалось лишь после многих безуспешных попыток. Напомню ещё раз, что во времена колхозов ушел в прошлое воспоминание фруктовый сад и каменное ограждение больницы, ставшие в те времена неотъемлемой частью валерьяновского больничного комплекса. Слова большевистского Интернационала: «мы старый мир разрушим до основания, а затем: мы наш, мы новый мир построим...» были восприняты рьяными исполнителями буквально и стали, к сожалению, печальной реальностью, в которой была быстро выполнена лишь первая часть данного предложения. Бесспорно, что основанные позже такие колхозные предприятия, как маслозавод или скотоводческие базы предоставили валерьяновцам рабочие места, но глобализация, расширение и укрупнение центральных предприятий привели к закрытию и сокращению местных.

Jake: мрбг Спасибо за Ваши посты! А это Ваши статьи?

мрбг: Данные статьи- результат моей скромной исследовательской работы прошлого. В своё время были отпечатаны мои заметки в Тарановской районной газете Маяк. Так что получается-я пионер в исследовании истории моей малой Родины. В статьях использованы материалы из Лисаковского, Кустанайского и Актюбинского архивов, и естественно, воспоминания старожил. Сидя в безрезультатном ожидании каких-либо сообщений читателей по моей тематике, решил изменить тактику,- напечатать то, что имею. Возможно, что на данные статьи кто-нибудь и отреагирует. А если они кому-то помогут,- буду рад.

мрбг: В середине 90-х годов прошлого столетия Валерьяновская школа принимала немалые усилия по спасению и реставрации исторических зданий бывшей Валерьяновской больницы. Развал экономики в стране в тот период, связанный с прекращением деятельности бывшего СССР делал эти планы в тот период практически невозможными. Обращения в различные инстанции не принесли желаемых результатов. Местные краеведы с горечью наблюдали за развалом, а позже и растаскиванием этого замечательного памятника сельской медицины. В период так называемой «борьбы» за сохранение и реставрацию здания, известный местный краевед, в то время директор Рудненского городского краеведческого музея Иван Иванович Дьчков, пытясь помочь Валерьяновской школе и привлечь внимание общественности к данной проблеме, написал в Тарановскую районную газету «Маяк» статью в виде открытого письма. Статья была опубликована 23 декабря 1994 года и приводится далее без изменений и сокращений. И. Дьячков «Памятник степного здравоохранения» Как в капле воды-небо, так и в истории Валерьяновской больницы отразилась вся история притобольских степей 20- го столетия. Добрую славу о них- о плодородии земель, о богатстве рек и озёр, о целебном климате и,- самое главное,- о доброжелательстве их хозяев- казахских скотоводов- разнесли по дымным сёлам и деревням помещичьей России передовые сыновья и дочери- ссыльные борцы за лучшую крeстьянскую долю. И поехали сюда первые безземельные хлеборобы- самые смелые, свободолюбивые, по- братски настроенные разноязычные россияне. По опыту родных мест они поселялись здесь заимками и хуторами по берегам Тобола и крупных озёр. Их имена или прозвища, зачастую становились названиями зарождающихся сёл и служили ориентиром для прибывающих переселенцев. Должно быть, предприимчивый и грамотный мужик Валериан облюбовал для своего поселения широкую пойменную балку у самого впадения в Тобол. Его заимка и положила начало селу Валерьяновка, ставшему вскоре знаменитым среди переселенческих сёл и казахских аулов обширного Притоболья. Как показало первое десятилетие села, его основатель, а с ним и его единомышленники, видно, имели деловые связи с влиятельными земляками или сослуживцами. Это подтверждается тем, что верхнеуральские купцы подарили селу под больницу добротное деревянное здание, что в рязобранном виде перевезли сюда на конных подводах. Как свидетельствует народная память, в 1907 году оно было восстановлено и освящено под своё благородное назначение. Для сравнения заметим, что её уездная сестра- Кустанайская больница с заведующим врачом А.П. Макелинским начала работать с больными в 1913 году. Позже открылась небольшая больничка во главе с фельдшером Петром Алексеевичем Моисеенко и в п. Викторовка (ныне Тарановское). Значит, валерьяновская дольница была первой здравоохранительницей в наших притобольских степях, которая познакомила полукочевых казахов с медицинскими средствами и методами лечения болезней: ведь она оказалась в центре именных аулов Кожай, Кызыл-Жар, Жамбаскуль, Сабанкуль, Темир, Коржанкуль, Тырнакуль, Макпаккуль и многих номерных аулов. Недалеко от неё расположились и переселенческие сёла Новоильиновка, Увальное, Придорожное (ныне снесенное). Имена первых валерьяновских медиков пока не установлены, но слава об их первых исцеляющих делах всё глубже проникала в аулы и посёлки, разрушала их вековечное невежество, религиозные и бытовые предрассудки и по сей день живёт в памяти благодарных потомков. Больница невольно сделала Валерьяновку центром обширного региона. В ней через несколько лет был построен первый глубинный элеватор. В селе разместилась волость, церковь и церковно- приходская школа. Так здесь сформировалась влиятельная группа сельских интеллигентов. Есть в людской памяти сведения, что врач больницы переписывался с Львом Николаевичем Толстым. Ни поэтому- ли житель Валерьяновки крестьянин И.В. Колесников и обратился к нему с таким письмом: « Великий писатель Л.Н.... 2 мая 1909 г. присуждён я на один год в крепость... Давит тоска грудь мою как ни за что пострадавшего. И поэтому прошу Вашего утешения.» (фотокопия письма хранится в литературном музее им. Н.И. Кандалина Кустанайского университета). В десятых годах вокруг Валерьяновки появились новые сёла Козырёвка, Прохоровка, Даниловка, Лысаковка, Карасорка, Степное, Богородское... Но она оставалась ведущим селом вплоть до образования в 1935 году Тобольской машинно-тракторной станции. В её больнице лечились инвалиды и рабочие, участники первой мировой и гражданской войн. Здешние трудовые крестьяне одними из первых объединились в коллективное хозяйство «Коминтерн». В эти годы здесь построили маслозавод, который обслуживал все притобольские колхозы. С образованием МТС в п. Новоильиновка большая часть общественно- экономического влияния перешла сюда, но элеватор, маслозавод и, конечно- же , больница по- прежнему делали Валерьяновку всем нужным и памятным селом. Тем более, что в 1938- 41 годах здесь лечились строители железной дороги Карталы-Акмолинск. В годы Великой Отечественной войны валерьяновская больница была ближайшей «скорой» помощью для фронтовиков-инвалидов и раненных, ывписанных из госпиталей на домашнее долечивание. На врачебных приёмах здесь были выдающиеся земляки: бывший учитель соседней Кызылжарской школы, участник Сталинградской битвы, закончивший войну в Берлине, Герой Советского Союза Сейтхан Нурмухамбетович Темирбаев, председатель Новоильиновского колхоза «Новая жизнь», депутат Верховного Совета Казахской ССР, Герой Социалистического труда Артём Анисимович Петренко, председатель Козырёвского колхоза им. Шевченко, орденоносец Иван Никитович Таран, генерал геологии, открывший железорудные месторождения на правобережье Тобола Андрей Антонович Жиляков... Эта больница была первой лечебницей для горняков Козырёвского железорудного карьера, открытого на противоположном берегу Тобола, для первоцелинников и строителей п. Октябрьского и новых совхозных посёлков. Заведующая больницей тех послевоенных лет врач Анна Евсеевна Бабенко рассказывала, как по- фронтовому работал её медперсонал, буквально сбиваясь с ног от перегрузки, ведь больница была рассчитана только на жителей местных сёл и аулов, а тут одновременно приходилось обслуживать и геологов, и рабочих рудника, и тружеников целинных совхозов. Эта нагрузка стала спадать лишь тогда, когда построили больницу в п. Октябрьском и одна за другой стали открываться больницы на центральных усадьбах совхозов. Со строительством Лисаковского ГОКа и г. Лисаковска недалеко от Валерьяновки, за рекой Тобол, ведущее значение больницы в этих местах перешло к Лисаковской городской больнице. С семидесятых годов старейшая лечебница практически становится лишь памятником истории зарождения степного здравоохранения, которое до сих пор ждёт своего трудолюбивого исследователя. Но для этого надо во что бы то ни стало сохранить его для потомков, ведь валерьяновская больница была первым местом, куда болезни сводили казахов разных родов и переселенцев разных национальностей в одну страдающую семью и делали их братьями по несчастью, которые выздоровев, оставались друзьями на всю жизнь. И эту межнациональную дружбу они развезли по своим аулам и сёлам, где и строили общую, по-своему счастливую трудовую жизнь. И за это ещё стоит реставрировать и сохранить валерьяновский памятник истории нашего края. А опыта в таком деле руководству Тарановской администрации не занимать. Достаточно вспомнить её инициативы и организаторские труды по успешной рестврации и обновлению аула Актюбе- Родины нашего великого земляка Беимбета Майлина. Тем более, что на восстановление Валерьяновской больницы потребуется средств неизмеримо меньше, чем на актюбинские коттеджи. __________________________________________________________ Короткая биография автора. Дьячков Иван Иванович Родился 21 сентября 1921 года в с.Оренбургском Тарановского района. Трудовую деятельность начал преподавателем русского языка и литературы. Участник Великой Отечественной войны. В 1960 году направлен в город Рудный-зав.отделом пропаганды и агитации. В 1962 году избран секретарём парткома Сарбайского рудоуправления. В 1966 году основал Техническое училище №1 по подготовке кадров для комбината. В 1976 году, уйдя на пенсию, создал областной Дом технического творчества учащихся профтехобразования. Основатель историко-краеведческого музея, директором которого он был с 1983 по 1996 год. С 1996 года Дьячков И.И. на общественной работе: краевед, журналист, поэт, лектор, педагог. Награждён орденами «Красной звезды», «Отечественной войны 1 степени», «Знак Почёта», медалями за победу в Великой Отечественной войне, «За доблестный труд» в ознаменованиии 100-летия В.И.Ленина, «За освоение целинных и залежных земель». В 2005 году присвоено звание «Почётный деятель культуры».

мрбг: Переписка Л.Толстого с валерьяновцем И.В.Колесниковым позволяет говорить о том, что влияние писателя на крестьянские массы было поистине безграничным не только в центральной России, но и в окраинных национальных регионах страны, причём воздействие в процессе общения было обоюдным. Известно, что сам писатель- граф Л. Толстой последние годы своей жизни посвятил темам морали человека, интенсивно занимался размышлениями о смысле жизни. Безусловно интересовало его и мнение народа, простых людей из разных уголков царской России. В приводимом ниже сочинении И. Колесникова можно проследить некую параллель к размышлениям Толстого тех лет, что также свидетельствует о том, что их переписка была довольно интенсивной в том плане, что сам Колесников, испытывая огромное уважение к писателю, разделял в полной степени его мнение, хотя думаю, что не имел возможности проштудировать труды писателя, а базировался на отрывочных его работах и цитатах. Данное сочинение Ивана Колесникова приводится без каких- либо изменений. Чем же интересен для нас этот, местами утопичный, трактат селянина? Думаю, что он в какой- то степени отражает неустойчивый и взрывоопасный социальный, политический и экономический период начала ХХ века. Тяжёлые, кризисные времена чаще всего вынуждают человека задуматься о своём положении в обществе, о взаимоотношениях между людьми различных социальных слоёв и конечно же о религии и смысле жизни. Это сочинение может заинтересовать людей различных национальностей и вероисповеданий, т.к. темой любви и сострадания к ближнему красной нитью пронизаны все религии. ____________________________________________________________________________ Великий учитель Лев Николаевич. Посылаю Вам брошюру, мною написанную. Просил бы Вас проверить и если Вы найдёте полезным для выпуска, то пропустите в печать и пришлите сколько будет экземпляров мне для раздачи. Простите за такую нескромность, что я позволяю Вас беспокоить без дела. Ваше учение свивает огромное гнездо в нашем уезде и за что несчетная Вам благодарность, да не изгладится вечно из памяти людей имя Ваше! И. Колесников «Сознание жизни» Я до 46 лет боролся сам с собой, т.е. тело моё со своим духом. Телу нужно богатство и роскошь, а духу нужно бы усмирить свою волнующую «храмину» терпением, любовью к Богу. Дух есть частица Бога, поэтому требуется любви к ближнему и к брату своему, т.к. по телосложению все мы братья, кто бы ни был: иноверец, иноземец ли. Все мы одинаковы по телосложению и духу. Вот я искал от рождения своего счастья разными способами и работал физически много, но получил в награждение ревматизм рук и ног. После этого стал неправдою жить, но люди говорят, что грешно. Я и думаю разбогатеть, тогда успокоются , ведь я православный: пойду попу расскажу свои грехи, а он скажет: Бог тебя простит. Вот я так и делал: оденусь чистенько, приду в церковь и покаюсь в грехах перед попом и иконой и при всех. Стою на коленях и молюсь. Потом иду домой. И вот в одно прекрасное время слышу от толпы людей говор: «Идёт фарисей-то», а другой говорит: «Это не фарисей, а иуда христопродавец». Некоторые говорят: «Этот изверг. Нашим трудом и кровью пользуется». Эти слова меня так тронули, что я долго мечтал. В заключении из этих упрёков нашёл поучительную фразу: «Чем перед попом рассказывать свои мошеннические проделки, да получать в ответ,- «Бог тебя простит»,- лучше не делать того, что людям вред приносит. Невольно мне пришли в голову слова Иисуса: « Злотворящий умрёт, а рука дающего не оскудеет. Люби ближнего своего, как самого себя». Всё это мне вселилось в сердце. Я проклял свой образ жизни. Начинаю делать так: любить всех людей, среди которых жил- русских, мордву, немцев, татар, киргиз, калмыков. Напоить чайком или накормить, взаймы дать. Иногда и без возврата давал. К удивлению моему вижу в людях не тех упрекателей, а друзей своих и мне же помощников. Самый беднейший готов тебе последнее отдать. Если куда-либо придётся поехать,- принимают тебя как родного. Угощают, лошадь напоят и накормят- всё бесплатно. Даже инородцы- киргизы, вовсе для меня незнакомые, уже знают меня: «Ай, Иван, кельды, т.е. приехал, ставь скорей самовар»,- будто я им родня. Радуются мне, разговаривают. Вот это- то братолюбие и открыло мне свет свободы, вижу в людях Бога, т.е. частицу его. Теперь я убеждён: Бог есть везде и во всяком человеке. Но только человек с детства воспитывается фарисейской и черносотенной кровью, делается злодеем для брата своего. Если воспитывать по учению Иисуса Христа: любить Бога всем сердцем твоим и душою твоею и любить ближних своих, т.е. всех людей как самого себя. Он сказал: «Вот вам закон и пророки,- так и поступайте». Время братии опомниться. Этому ведь можно и приучить себя самого. После этого не бедет на Земле врагов и неприятелей, все будут друзьями и брятьями. Тогда для чего нам нужны будут оружие и охрана. Дух наш сольётся воедино и явится на Землю царство божье, т.е. духовное. Дух любви среди нас будет витать. Народное грубое царство исчезнет. Этому быть потому, что дух есть Бог, а тело есть тление, прах. Так лучше же любить дух свой, который ничего не требует: ни славы, ни чести, ни вытяжков перед собою, ни орденов, ни золотой шашки, ни гордости. А тело всё это всякими способами приобретает, золото и серебро копит, ближних своих обижает, не собственными трудами капитал собирает, вкусным блюдом брюхо себе наедает, повелительно распоряжается, видеть уже не хочет своих рабочих, которые его обогащают и свои гроши несут и охраняют их. Но тут уж нет мира и любви. Вдруг во время сих наслаждений дух оставляет безумное тело как жирную свинью,- все его богатства и заслуги остаются и тело обратится в прах. А дух же вечен. Что хорошо сделал для духа, то будет прославлено вечно. Безумец наслаждался один, а тысячи страдали от голода и холода. Сравнивай, что лучше: любовь между людьми или рабство, т.е. подвластность или вера, т.е. религия. Спасает человека, конечно, любовь ближнего, ведь где любовь, там и Бог. В заповедях говорится: « Не сотвори себе кумира, всякого подобия и не преклоняйся им, не служи, и не убей. Не кради, т.е. не воруй. Не произноси имени Бога своего. В суете не божись и не клянись, именем Бога даже не присягай». А у нас это делают, даже заставляют, не боятся гнева Божия. Иисус говорит: «не делайте то, что Богу противно, а приучайтесь, что я велю делать». Братья! Почему мы слова, ведущие к Богу не исполняем, делаем противное ему. Ещё добавлю, познавши человека братом своим. Слова его слушаешь, сказанные для блага народа,- это будет для тебя утешением, потому что устами человека говорит дух, прославивший его. Иисус же возгласил это. Иван Колесников Валерьяновка, Кустанайский уезд 27 ноября 1906 года

anna42: В Тарановскоь р-не есть посёлок Викентьевка есть у вас какая информация.

мрбг: Избранные переселенческие посёлки нынешнего Тарановского района. Название посёлка- Год заселения- Число хозяйств в 1904 г.- Число хозяйств 1907 г. Варваринский 1901- 136- 127 Увальный 1903- 96- 102 Козырёвский 1903- 56- 102 Новоильиновский 1903- 88- 106 Евгеньевский 1903- 60- 103 Викторовский 1903- 150- 177 Журавлёвский 1903- 118- 149 Николаевский 1903- 138- 134 Мариинский 1904- 104- 102 Викентьевский 1904- 98- 105 Павловский 1904- 110- 114 Нелюбинский 1904- 63- 105 Щербиновский 1904- 56- 131 В списке указаны официальные даты заселения посёлков, т.е. дата регистрации села. В реальности-же они начали заселяться немного раньше. Источник: Отчёт по Тургайско-Уральскому переселенческому району за 1907 год.

мрбг: По просьбе краеведов сообщаю адрес сайта Костанайской областной библиотеки имени Толстого. В разделе проекта "Встречи на границах" выставлены Обзоры Тургайской области за 1912, 1914, 1907 гг. и некоторые другие первоисточники. В них-то и можно найти немного информации по переселенческим посёлкам, в том числе и нынешнего Тарановского района. Лично я проштудировал их "взахлёб". Спасибо огромное нашей "Толстовке" за данный проект. Побольше бы подобного материала. www.kstounb.kz/rus/index.php?option=com_hello&view=hello&Itemid=37



полная версия страницы