Форум » Краеведение » тарановский район » Ответить

тарановский район

мрбг: кто имеет информацию о селе Валерьяновка Тарановского района, образованном в 1900 году и о бывшей валерьяновской волости, существовавшей до 1925 года? Буду рад любой информациию

Ответов - 49, стр: 1 2 All

мрбг: Из списка населённых пунктов Каз ССР по переписи 1920 года Кустанайской губернии. Кустанайский уезд. 1. Алексеевская волость, (10 посёлков) 2. Александровская, (6 посёлков) 3. Больше-Чураковская, 10 4. Викторовская, 7 5. Зуевская, 4 6. Затобольская, 4 7. Кошановская, 6 8. Ново-Алевсеевская, 12 9. Озёрная, 7 10. Половниковская, 8 11. Павловская, 11 12. Садчиковская,5 13. Семиозёрная, 9 14. Тимофеевская, 6 15. Челоксайская, 7 Казахские волости: 1. Аман-Карагайская волость, 38 аулов и поселений. 2. Аракарагайская, 16 Боровской уезд: 1. Алёшинская волость, 6 посёлков и кардонов 2. Боровская, 25 3. Воробьёвская, 8 4. Каменно-Белоярская (Надеждинская), 5 5. Степановская, 10 Казахские волости: 1. Кин-Аральская, 5 2. Мендыгаринская, 11 3. Убаганская, 7 Денисовский уезд: 1. Адамовская волость, 14 посёлков. 2. Адаевская,7 3. Антоновская, 16 4. Аниховская, 8 5. Архангельская, 5 6. Асинкритовская, 6 7. Валерьяновская, 12 8. Забеловская, 3 9. Каменецкая, 5 10. Коломенская, 9 11. Котюбокская, 7 12. Ольгинская,7 13. Самойловская, 5 14. Таврическая, 5 15. Шевченковская, 4 Казахские волости: 1. Аккаргинская, 8 аулов 2. Аятская, 8 3. Бестюбинская, 8 4. Джетыгаринская, 5+1 татар. Промысел. 5. Джилкуарская, 4 6. Джитыкульская, 7 7. Кумакская, 12 8. Суюндуковская, 10 Фёдоровский уезд: 1. Банновская волость, 3 посёлка 2. Батмановская, 4 3. Большая (перепись 1920 г. не произведена) 4. Владыкинская, 2 5. Калиновская, 2 6. Коскульская, 9 7. Костычёвская, 2 8. Пешковская, 6 9. Смирновская, 5 10. Станционная (перепись 1920 г. не произведена) 11. Терентьевская (перепись 1920 г. не произведена) 12. Фёдоровская, 4 13. Хворостанская, 9 14. Цабелевская, 1 Казахские волости: 1. Карабалыкская, 8 аулов 2. Саройская, 8 3. Чубартенизская, 11 4. Чубарская, 11 Урицкий уезд: 1. Весёлый подол, 20 посёлков. 2. Карасульская, 29 3. Н.Покровская, 17 4. Севастопольская, 41 5. Урицкая, 30 Казахские волости: 1. Карабинская, 6 аулов. 2. Каратайская, 6 3. Кенжиалинская, 12 4. Кушмурунская, 5 _____________________________________________________________________ Более подробная раскладка по посёлкам современного Тарановского района: Викторовская волость Кустанайского уезда: 1. Викторовский, 247 хозяйств, 1413 душ (далее перед скобкой-число хозяйств, в скобках-количество душ обоего пола) 2. Аятский, 139(743), 3. Воронежский, 91(529) 4. Журавлёвский, 209(1148) 5. Каиндыкольский, 121(581) 6. Оренбургский, 237(1149) 7. Щербаковский, 177(988) Павловская волость Кустанайского уезда: 1. Павловский, 147(863) 2. Барсуковский, 155(811) 3. Благовещенский, 44(316) 4. Викентьевский, 150(809) 5. Евгеньевский, 153(920) 6. Луговский, 165(1057) 7. Мариинский, 130(611) 8. Натальинский, 151(851) 9. Нелюбинский, 163(871) 10. Апановский, 105(705) 11. Сретинский, 72(431) Асинкритовская волость Денисовского уезда: 1. Асинкритовский, 215(1235) 2. Варваринский, 181(961) 3. Дмитриевский, 88(533) 4. Николаевский, 168(930) 5. Славянский, 163(960) 6. Шиптыкульский, 33(175) Валерьяновская волость Денисовского уезда: 1. Валерьяновский, 145(813) 2. Аксуатский, 62(294) 3. Богородский, 107(584) 4. Даниловский, 55(328) 5. Екатеринский, 112(714) 6. Козырёвский, 157(921) 7. Лысаковский, 46(309) 8. Новоильиновский, 124(876) 9. Увальный, 156(1048) 10. Прохоровский, 89(485) 11. Придорожный, 75(440) 12. Степной, 111(617) Источник: Список населённых пунктов Каз. ССР Оренбург, 1923 г. www.kazneb.kz

мрбг: Переселенческие участки Тарановского района. По результатам исследования статистика Ф. Щербины и некоторых других исследований, Тургайское областное руководство создало дополнительную комиссию, которая тщательно изучила в пробном варианте в 1896 году 17 хозяйств Кокчетавского уезда Акмолинской области. Цель комиссии состояла в выяснении необходимой нормы пастбищных и посевных земель, необходимой для вполне нормального существования одного хозяйства (семьи) казахов. В переводе на лошадь, было признано необходимым содержать не менее 24 единиц. На основании этих данных и производился дальнейший передел казахских степей для выделения так называемых свободных, излишних площадей на создание новых переселенческих сельских населённых пунктов. В 1900 году власти запланировали создать 50 новых посёлков для переселенцев Кустанайского уезда преимущественно по реке Аят и в сторону Верхнего Притоболья с количеством населения более 25000 человек. В этом списке значились и участки для будущей Валерьяновки, Степного, Прохоровского, Придорожного, Увального и Козырёвки. Ближе к реке Аят- участки Щербиновский, Варваринский, Викентьевский, Журавлёвский. В июле 1901 года в наши степи был направлен опытный российский ревизор Смирнов, цель которого состояла в проверке правильности и справедливости передела земель на основании жалоб местных казахов. Ревизор Смирнов тщательно готовился в столице России Петербурге к данной поездке. Он изучил также поступившие в росийское министерство Земледелия, так называемые «Записки киргизского народа» от Тургайской области. В этих записках и содержались жалобы или пожелания степняков по поводу передела степей. Следующая цель ревизора- город Оренбург. Здесь он около трёх недель знакомился конкретнее с проектом временной комиссии, которая и определила в своё время границы новых посёлков. В это же время министр внутренних дел России направляет в Кустанайский уезд генерал-майора Пешкова для всестороннего изучения на месте переселенческих вопросов. Сопровождал генерала помощник заведующего экспедицией по исследованию степных областей г. Дмитриев. Именно эти лица,- ревизор Смирнов, генерал Пешков и его помощник Дмитриев проехали в то далёкое лето 1901 года в общей сложности около 600 вёрст. По ходу проверок, отмечал ревизор Смирнов, в степи встретился ему «весьма интеллигентный киргиз Баймухамет Наурузбаев» из Дамбарской волости, ставший ему компетентным помощником и, если необходимо, то и переводчиком. Комиссия охотно прислушивалась к его мнению, ибо он пользовался большим авторитетом среди местных казахов. Кстати, Б.Наурузбаев бывал даже членом депутации и в Пертербурге. Он был согласен с подсчётами комиссии, что для среднего обеспечения казахской семьи из 5-6 лиц ей нужно иметь 15 лошадей (не считая жеребят), 10 голов крупного рогатого скота и 5 овец, т.е. немногим более 25 единиц в переводе на лошадь. Дамбарская казахская волость, занимающая большую часть нынешнего Тарановского района, считалась одной из самых богатых волостей по количеству скота. Да и земледелием здесь занималось до 95 % местных казахов, в основном из рода кипчак,- выходцев Младшего жуза и частично Среднего. В Валерьяновской округе, к примеру, приходилось в среднем до 35,1 голов скота на хозяйство. По самим переселенческим посёлкам имеются разногласия среди краеведов: какую дату считать начальной? Дату проекта, дату появления первых жителей или же дату официальной регистрации и утверждения сёл в соответствующих ведомостях. Моё личное мнение по вышеназванным посёлкам: дата их основания- 1900 год, т.е. год их первого упоминания. Статья составлена на основе работы: "Отчёт ревизора Смирнова по командировке летом 1901 года в Тургайскую область". С-Петербург, 1902 г.

мрбг: В начале XX века на карте Кустанайского уезда Тургайской области появилась деревенька Лисаковка. Через полвека окажется она в зоне карьера по добыче железной руды, останется только название, которое перейдет сначала городскому поселку Лисаковск, а затем и городу. О происхождении названия города Лисаковск На берегу реки Тобол, где сейчас проходят археологические раскопки, стоял аул Омырзака. Аулы стояли вдоль реки до территории современного п. Денисовка. В начале ХХ века пришли землемеры, чтобы отмерить и определить место для будущего переселенческого поселка. Этот посёлок назвали Лысаковка. Есть несколько версий о происхождении этого названия. 1. Его назвали так, потому, что рядом с поселком было озеро. В нем водилась птица лысуха. Первые переселенцы ловили ее для того, чтобы прокормить свою семью. 2. Вторая версия заключается в том, что на этой территории водилось много лисиц. Даже на современном гербе города Лисаковска изображен лис, бегущий по бескрайним степным просторам. Славный лисенок является символом нашего города, и сопровождает нас во всех городских мероприятиях-конкурсах, карнавалах, соревнованиях. 3. Лыс – по-украински высокий холм. Поселок был действительно построен на высоком холме. Современный же город построен чуть ниже, ближе к берегу реки. А на территории переселенческого поселка теперь стоит ЛГОК. 4. Самая вероятная версия. Фамилия землемера, который раздавал вновь прибывшим переселенцам землю, была Лысин или Лысаков. Скорее всего, Лысин, так как эта фамилия до сих пор сохранилась – в городе и прилегающих к нему поселках и сейчас живут люди с такой фамилией. А его фамилия, должно быть, произошла от украинского слова «лыс» - холм. Источник: www.museum.lsk.kz Материалы II Детских региональных краеведческих чтений 2007 Стр. 27 „Достопримечательности города Лисаковска» Валерия Горбачевская, ученица 8 класса, ГУ «Октябрьская школа» Руководитель: Л.В. Горбачевская г.Лисаковск

мрбг: По страницам прошлого... (Из Оренбургских епархиальных ведомостей) Сегодня православные верующие празднуют рождество. По этому поводу хотелось-бы коротко отразить тему о развитии религии среди переселенцев нынешнего Тарановского района в начале 20 века и тему образования. Источником для статьи послужили "Оренбургские епархиальные ведомости" за 1900-1017 гг. Бурное переселенческое движение на территории современного Тарановского района в начале 20 века, когда новые посёлки росли, как «грибы после дождя», вызвало некую растерянность местных властей во всех отношениях. Отдалённые степные посёлки были частично оставлены на произвол судьбы. Инспекторы, контроллёры, начальники и прочий должностной люд редко решались на дальний путь в глухую степь и по этой причине посещали, в основном, поселения, располагавшиеся недалеко от административных центров. До остальных просто «руки не доходили». Однако прекрасно понимали затруднения как русского, так и местного, казахского населения. Ещё при закладке-нарезке посёлков в 1900 году, Переселенческое Управление отводило 120 десятин церковно-школьной земли для каждого населённого пункта (99 десятин в пользование местного причта и 21 десятина-для церковных школ). «Эта отведённая земля наталкивает новосёлов на мысль, что в каждом посёлке должен быть свой причт, мужду тем и сами живут в холоде и голоде: дома саманные или из земляных пластов с земляными полами. Дворовых построек у большинства нет»,- отмечалось в 1909 году в Оренбургских епархиальных новостях. Но из-за отсутствия средств в казне на постройку школ и церквей, местные власти полагались на самих жителей, которые сами строили примитивные саманные церквушки на пожертвования более-менее зажиточных местных предпринимателей. Длительное отсутствие школ и церквей при посёлках породило распространение массы различных сект среди населения, что вызвало серьёзную озабоченность Оренбургской епархии, в ведении которой находились все переселенческие посёлки Верхнего Притоболья. Отмечалось, что особенно Асенкритовка и Викторовка были «засорены» сектами штундо-баптистов, воскресников и субботников. В 1908 г. епископ Оренбургской епархии Иоаким лично объехал Кустанайский уезд с довольно позитивными результатами. Затем и Челябинский епископ Дионисий, ответственный и за дела Кустанайского уезда, лично посетил Асенкритовку, где остановился с ночлегом 9 августа 1910 года, проехав по волости в тот день 15 верст. Дальнейший его путь- 9 верст до Варваринского посёлка 10 августа. Речь в основном шла о возвращении сектантов в лоно православной веры. Рассматривались и вопросы обучения детей грамоте. Зачастую переселенцы неохотно отдавали своих детей-подростков в школы, т.к. в их скромном личном хозяйстве срочно требовались рабочие руки. А некоторые из тех, кто всё-таки посещал школу, имели иные проблемы, на которые неоднократно указывали педагоги и проверяющие : «Деревенские мальчишки часто ходят в школу плохо одетые, нередко в отцовских костюмах и сапогах...» О существовании церковно-приходской школы в Асенкритовском упоминается уже в отчетах за 1902 год. Здесь обучались 104 ученика (70 мальчиков и 34 девочки). Это одна из самых многочисленных одноклассных школ епархии. По инициативе областного миссионарского священника Фёдора Соколова в 1902/03 учебном году были разработаны и утверждены планы на постройку нового школьного здания. К 1904 году учащихся насчитывалось уже 115. Учитель школы А.Ченчик добивался хороших результатов у своих воспитанников. Сам Асенкритовский приход обслуживал 1097 прихожан мужского пола. Активное участие в форме денежного пожертвования для церкви, церковных вещей и икон, принимали местные крестьяне Федот Помазан, Андрей Бесчастный, Семён Шевченко, Никанор Коваленко. В 1903 г. открылась Варваринская школа грамоты, где обучались 60 человек (56 мальчиков и 4 девочки). На постройку саманного здания школы епархия выделила 300 рублей (это полный годовой оклад священника тех лет). В 1902 году открылась Елизаветинская школа грамоты, на постройку саманного здания которой выделили 350 рублей. К школе был пристроен алтарь,- что нередко в те времена. Но совмещение школы и церкви в одном здании быстро показало свою непрактичность и некое недовольство населения, т.к. «частые отпевания усопших, крещение младенцев, венчание браков и пр. отвлекают учащихся от занятий». К тому-же, распространение тифа и цинги, добравшихся до степей Верхнего Притоболья в 1907 году, вынудило самого Российского императора специальным указом запретить установку открытых гробов в церквах с телами умерших от данных болезней. По этой причине, гробы транспортировались в закрытом виде до самой могилы. Тиф и цинга имели место также в Валерьяновской и Павловской волостях. Елизаветинская школа насчитывала в 1902 г. 44 учащихся (29 мальчиков и 15 девочек). Обучение здесь велось на довольно высоком уровне и епархия в 1904 г. с удовлетвореним отметила «выдающиеся успехи как в обучении, так и в благоустройстве». В том же 1904 г. Елизаветинская школа грамоты была представлена для переименования её в церковно-приходскую. Житель села Семён Апрелев неоднократно приносил пожервования в пользу местной церкви. А священник К.Аксёнов-заведующий законоучитель был отмечен епархией за успехи в обучении детей. В 1904 г. впервые упоминается Павловская школа грамоты с учителем, псаломщиком Тимофеем Савиным. Павловский приход обслуживал в 1906 г. 1734 прихожан мужского пола. Попечителями и помощниками при постройке и благоустройстве Павловского Михаило-Архангельского молитвенного дома, ставшего с 1911 года Михаило-Архангельской церковью, были священники прихода Максим Иванов, церковный староста Мокий Швец, Степан Дядык, Евдоким Дводненко. В 1906 году- в отчётах Переселенческого Управления упоминается о существовании Новоильиновской (Дамбарской) волостной казахской школы. В том же, 1906 году здесь построен саманный Михало-Архангельский молитвенный дом для переселенцев. В 1904 г. открылась Викторовская школа грамоты, добившаяся в последующие годы при местном учителе С. Черкасове хороших результатов. В 1905 г. распоряжением епархиального Правительствующего Синода официально открылся Викторовский приход с причтом из священника и псаломщика. Приход обслуживал в тот год 1123 прихожан мужского пола и имел 198 десятин земли. Крестьянин Иосиф Затуливетер пожертвовал для церкви и приобретение колокола 200 рублей,- немалую сумму по тем временам. Члены строительной комиссии по постройке местного храма Фёдор Литвинов, Варфоломей Карпенко, Иаков Головенько были также отмечены архипастырским благословением Оренбургской епархии. В последующие годы среди отличившихся были активный местный псаломщик Иосиф Алпатов, направленный в Викторовку 8 декабря 1907 года, до этого- регент градо Кустанайского соборного хора. Местный староста церкви Терентий Хоронько, исполняющий эту должность до октября 1911 года, начиная с 1903 года, когда местный приход существовал лишь на средства прихожан. Священник Георгий Шашин, переведённый в Викторовку в 1916 году из Кошенсайского посёлка Кустанайского уезда. В 1916 г. крестьянин Акиндин Хоронько пожертвовал 125 рублей на покупку плащаницы для храма. Увальненский приход упоминается впервые в 1906 г. Обслуживал 1056 прихожан мужского пола. Церковь деревянная, что довольно редко для здешних мест. Местные крестьяне Василий Недуев, Стефан Стуров, Игнатий Сенчев (многолетний староста церкви), священник Стефан Шаталов отмечены были благодарностью за их пожертвования. В 1915 году Оренбургская епархия произвела передел своих благочинных округов. Церкви поселений нынешнего Тарановского района вошли в состав 6-го Алексеевского округа. Среди них молитвенные дома и церки посёлков: Асенкритовский, Барсуковский, Валерьяновский, Варваринский, Викторовский, Евгеньевский, Елизаветинский, Журавлёвский, Козырёвский, Луговской, Натальинский, Новоильиновский, Павловский, Покровский, Увальный, Щербиновский. Основная часть переселенцев Верхнего Притоболья- украинцы, придерживавшихся своих прежних традиций, немного отличающихся от традиций русских православных. Освящение новых домов переселенцы просили совершать по особому способу с помазанием стен дома елеем и с зажжением свечей. На территории Кустанайского уезда располагался один единственный свечной склад в городе Кустанай. Да и тот склад пришёл в ветхость: «Кустанайское складское помещение настолько сыро, что истлевает упаковка свеч, пятерики рассыпаются и свечи ломаются»,- с большим сожалением отмечали прихожане. По просьбе верующих Верхнего Притоболья и ходатайству священника Нечаева, в 1915 году открылся свечной склад в Денисовке. А церковную утварь и колокола можно было приобрести в большинстве в Михаило-Архангельском магазине города Оренбурга. Колокол играл среди переселенцев помимо зова для богослужения и важную мистическую роль. «Колокольный звон в представлении нашего простолюдина имеет таинственное значение. Нечистые духи и ведьмы по народному верованию боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше». Наши украинские переселенцы верили, что «первый удар колокола приводит бесов в оцепенение, при втором ударе они в смятении бросаются во все стороны, а при третьем- исчезают. Поэтому-то некоторые из Малороссов, услышав церковный благовест, делают крёстное знамение только при третьем ударе колокола». По этим причинам и было очень важным иметь при церкви свой поселковый колокол. А.Шефер, краевед-исследователь. (при использовании статьи ссылка обязательна)

77759: Моя небольшая лепта в эту тему

77759:

мрбг: Из справочной книжки Тургайской области за 1912 год. Руководящий состав казахской Дамбарской волости: Волостной управитель-Нурмухамед Ясыбаев, кандидат- Дюйсенбай Байканов. Народные судьи: аула № 1: Баймухамед Альмамбетов; № 2: Кокан Даусбаев, кандидат-Бекмагамбет Беркимбаев; № 3: Нурмугамбет Жасыбаев, кандидат-Ахмет Мурзабаев; № 4: Абиш Мустафин, кандидат-Умурзак Тосыбаев; № 5: Бактыбай Токыбаев, кандидат-Иржан Уразбаев; № 6: Атымбай Колчин, кандидат- Жандыр Баявов; № 7: Калий Апиев, кандидата нет; № 8: вакансия, кандидат- Омар Кирналин. (Дамбарская волость составляла большую часть нынешнего Тарановского района и состояла в тот период из восьми административных аулов. См. Карту) В справочнике за 1915 год два посёлка Валерьяновской волости отмечены по их новому и старому названию: Посёлок Лысаковский (бывший Дунгурлюкский); Посёлок Даниловский (бывший Сарабубулакский). До сих пор считалось, что это два переселенческих посёлка. Почему они значатся ещё и под другими названиями удивило меня. Вероятнее всего, что они основаны на территории бывших аулов с указанными названиями. Возможно найдётся читатель, который внесёт ясность.

Аssel: Всем здравствуйте! Надеюсь на вашу помощь, а помощь нужна вот в каких вопросах: 1. История Тарановского района на период с 1980-по 2010 годы (хоть что-нибудь) 2. Переименование улиц Заранее спасибо!

алексей: Здравствуйте.Я ищу информацию о таких населенных пунктах бывшего Викторовского района как Вороневка Воронежское(п Воронежский)Варваринка.Буду благодарен за информацию. Алексей

lidmilla.farenbruch: Почему в списке нет Барсуковки?

мрбг: Не пойму, о чём Вы. В самом верхнем списке в составе Павловской волости указана Барсуковка. А в списках рядом с картой указаны лишь наименования волостей Кустанайского уезда.

aleksej: U menia wopros .jest li w etom spiske dannyje o poselke Woroninskij (Woronezskij)?Menia interesujet god jego osnowanija.

мрбг: В Кустанайском уезде переселенческие посёлки основывались в два этапа. Посёлки первого этапа основывались и заселялись в 1900-05 гг. В 1910 году топографы исследовали часть уезда повторно с целью основания новых поселений и перевода казахского населения к осёдлому образу жизни. Так вот, именно к данному периоду 1911-13 гг. и относится основание посёлка Воронежский, зарегистрированный под номером 305 и входил в состав бывшей Елизаветинской волости. С её разукрупнением, Воронежский вошёл в состав Викторовской волости. Чтобы посмотреть на данном форуме списки посёлков и весь материал по Тарановскому району, кликните сверху на данной странице около слова "Ответов" (на слова "см. все")

Aleksej: Spasibo bolszoje! U menia takoj wopros.Izwesten li god osnowanija Wiktorowskoj, Asinkritowskoj Pawlowskoj wolostej?Mnie udalos najti gody osnowanija poselkow(Walerianowka1900-wolost1904-1925)Wiktorowka1903,wiktorowskaja wolost do 1928g,w 1907-1908 Wiktorowka otnosilas k asinkritowskoj wolosti.Asinkritowka 1901 p Pawlowskij 1904K kakoj wolosti (kakim wolostiam)otnosilas territorija pozdniejszego Wiktorowskogo rajona do 1900 goda?Suszestwujut li spiski naselennyh punktow etoj territorii do 1900 goda?

Aleksej: I jesze wopros .Suszestwowala li do 1900 goda na territorii bywszego Wiktorowskogo rajona derewnia Wlasenkowa ili derewnia s podobnym wozmozno iskazonnym nazwanijem?

Aleksej: I jesze wopros. W kakom godu byla obrazowana i do kakogo goda suszestwowala Ajatskaja wolost?

Кочевник: Ищу информацию о п. Даниловка Тарановского района Кустанайской области. К сожалению, отсутствует какая-либо информация о данном населенном пункте. Видимо, п. Даниловка прекратил свое существование.

мрбг: Даниловка перестала существовать с конца 1960-х годов в связи со строительством Верхнетобольского водохранилища.

ЭЛИСА: ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ АУЛЕ САБАНКУЛЬ?



полная версия страницы