Форум » Краеведение » История Северо-Казахстанской области » Ответить

История Северо-Казахстанской области

Jake: На территории Казахстана человек появился около 1 млн. лет назад, о чем свидетельствуют самые древние находки орудий труда древнего палеолита. В мустьерскую эпоху человек расселяется вплоть до северных отрогов Казахского мелкосопочника и в верхнем палеолите (35 — 40 тыс. лет назад) продвигается до самых северных границ современного Казахстана. В 1940 г. в с.Петерфельд при рытье колодца на глубине 18 метров был обнаружен древесный уголь и бивни мамонта со следами обработки и каменные орудия. Эту находку сложно датировать, но, несомненно, она относится к палеолитической ледниковой эпохе. Природные условия Северо-Казахстанской области с ее ландшафтами, климатом, фауной и флорой обеспечили актив¬ное заселение края уже на рубеже плейстоцена и голоцена. Этому способствовало не только наличие соответствующей гидросети, но и меридианальное направление стока основных рек — Ишима, Тобола, Иртыша. В частности, Ишим, пересекая в меридианальном направлении две области Северного Казахстана, как бы связывает воедино различные орографические районы лесостепи и степи, создавая при этом своеобразный экологический гибрид. Древнейшее население активно использовало благоприятную для проживания широкую долину Ишима. Об этом наглядно свидетельствует археологическая карта памятников каменного века Приишимья. Стоянки, поселения и мастерские каменного века концентрируются, как правило, по определенным микрорайонам, наиболее удобным для обитания древнего человека и ведения производственной и хозяйственной деятельности. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей. Мезолит связан с новой геологической эпохой — голоценом (XII тыс. до н.э.), освоением человеком новых просторов планеты и новыми технологиями обработки камня. С изменением климатических условий, флоры и фауны меняются способы охоты. Возникает необходимость индивидуальных форм, появляется лук со стрелами. На смену отщеповой макролитической традиции обработки камня приходит микролитическая пластинчатая индустрия с вкладышевой техникой. Эпоха мезолита является одним из слабоизученных периодов в первобытной истории Казахстана. Первые мезолитические памятники были открыты в 1960-70 гг. (Х.А. Алпысбаев — в Южном Казахстане; А.Г. Медоев — в Западном Казахстане). Однако по своему характеру и содержащейся в них информации найденные комплексы неравноценны. Хорошо стратифицированные памятники обнаружены в Северном Казахстане (Виноградовка II, VII, XII; Куропаткино I; Тельмана VII, VIII a, IX a, XIV). Если в Северном Казахстане выделяются целые группы памятников мезолита (Явленский, Тельманский и Виноградовский микрорайоны), то в Центральном, Западном, Восточном и Южном Казахстане это — довольно разрозненные и без сохранившегося культурного слоя памятники. Расположение стоянок группами, мощность и степень насыщенности их культурного слоя позволяет выделить три типа поселений: долговременные базовые лагеря с остатками жилищ и разнообразными наборами орудий, кратковременные сезонные стоянки и стойбища одновременного посещения. Хозяйство мезолитических племен Тоболо-Иртышского междуречья не выходило за рамки присваивающего типа. Оно носило комплексный, сложный характер и базировалось на определенных отраслях, поставляющих населению основные продукты питания. Этому во многом способствовала экологическая ситуация расположения мезолитических памятников в двух ландшафтных зонах — степи и лесостепи — и континентальный климат, сменяющийся периодами увлажненности. Результаты изучения фаунистических остатков и орудий труда стоянок данного региона позволяют говорить о первостепенном значении охоты в хозяйстве мезолитического населения. Объектами охоты являлись лось и бык типа зубра или тура, охотничьим метательным оружием служили многочисленные вкладышевые изделия типа копий, дротиков, стрел, оснащенные микропластинками с притупленным краем. Определенную роль в жизни человека стало играть рыболовство. Меняется и социальная структура общества. Человеческие коллективы становятся относительно небольшими и, вероятно, в это время складывается большая семейная община с некими правовыми основами, регулирующими отношения между общинниками и отдельными группами населения, а также разделение охотничьих угодий между коллективами. Кроме того, внутри семейной общины распределение охотничьей добычи и предметов труда и сами семейные отношения должны были быть регламентированы. Неолит в общеисторическом понятии связан с «неолитической революцией». На территории Казахстана и всей лесостепной Евразии признаков «неолитической революции» не зафиксировано. В неолите на территории Северного Казахстана была расположена атбасарская культура. Она сформировалась на базе материальной культуры местных мезолитических племен при некотором влиянии извне. Наиболее яркие памятники периода — Виноградовка II, Тельмана I, X, стоянки у сел Явленка, Карлуга, Боголюбово. Все стоянки атбасарской культуры расположены на берегах древних русел рек Ишим и Чаглинка. К концу неолита появляются видимые изменения в технике обработки камня и хозяйственном укладе населения. На рубеже III и IV тысячелетий до нашей эры в силу климатических, вероятно, и демографических, изменений в Передней Азии и соседних с ней территорий происходит приток нового населения в степную и лесостепную зону со своим укладом и традициями. Смешение культур порождает появление так называемой «ботайской культуры», где основу общества составляла «семья, изменявшаяся от малой (нуклеарной) до нерасчлененной. Среднеарифметическая семья (10 человек) отражала условия жизни, быт и культуру древних социумов, вынужденных осваивать большие территории степей в течение годичного цикла, чтобы обеспечить жизненную стабильность. Несколько семей образовывали семейные экзогамные общины, тесно объединенные экономическими, культурными и родственными связями». По мнению многих исследователей, наличие дуальной организации не противоречит общеисторическим событиям периода становления производящего хозяйства в энеолитическую эпоху. По материалам поселения Ботай удалось установить, что впервые на планете лошадь была одомашнена в лесостепных районах Северного Казахстана. С изобретением бронзолитейного производства, развитием придомного скотоводства и пойменного земледелия в XIX-XVIII вв. до н.э., вероятно, изменяются, в какой-то степени, и общественные отношения. Новая волна миграции с юго-запада принесла с собой новое культурное образование с протогородами (Аркаим на Южном Урале) и укрепленными поселками (Петровка, Новоникольское в Северном Казахстане), где жили хранители секрета бронзолитейного производства, охраняемые воинами-колесничими. Появляются захоронения с боевыми колесницами, что отражает определенную военную иерархию, а значит изменения социальных отношений внутри общества. В родоплеменную организацию вклинивается военная организация, которая, вероятно, стала занимать главенствующее место в обществе, по крайней мере, в пору продвижения племен на территорию Казахстана и Южного Урала и стабилизации жизни на новых территориях. В Северном Казахстане раскопано довольно много памятников, относящихся к этой эпохе. Богатейшие материалы дали раскопки могильников андроновских племен — Алыпкаш и Баганаты. Интересные материалы получены при раскопках поселений Новоникольское I, Петровка II, Явленка I, могильников Бурлук, Семипалатинское, Амангельды. В течение бронзовой эпохи изменения палеоклиматических условий и «локальные» миграции населения приводили к изменению в хозяйственно-бытовой и социальной структуре андроновского общества, расширению территории их обитания. В условиях аридизации климата происходит сокращение экологических ниш, удобных для жизни древних людей, появляются крупные поселения, такие как Новоникольское I и Карлуга II (в Северном Казахстане). При расширении территории плотность населения в целом уменьшается, но оно концентрируется в определенных экологических нишах, удобных для обитания. На завершающем этапе существования андроновской культурно-исторической общности сложилась саргаринская или саргаринско-алексеевская культура на огромной территории степной и лесостепной полосы между рр. Урал и Обь. Названа по комплексу памятников в урочище Саргары на р. Жабай у г. Атбасара Акмолинской области. Датируется (IХ — VII) вв. до н.э. Разнообразие жилых построек и выделение среди них помещений многоугольной формы с жертвенными комплексами, несомненно, говорят о существовании в это врем жреческой верхушки с определенными полномочиями в сфере духовной и, возможно, общественной жизни социумов. Новые страницы истории открыли исследования последних лет на могильниках Баганаты и Байкара в районе Шал акына. Могильник Баганаты раскрывает хронологический срез, начиная с эпохи бронзы и вплоть до монгольского периода. В захоронениях обнаружены останки носителей одной из древнейших цивилизаций андроновцев, от которых ведут свое происхождение племена раннего железного века — саки и сарматы. Могильник Байкара позволил выделить в науке новый тип археологических памятников — храмовый комплекс. В IX-VII вв. до н.э. на просторы Казахстана продвигаются племена с новым экономическим укладом — кочевым скотоводством. На протяжении полутора-двух веков сосуществуют два типа хозяйства, но изменившаяся климатическая ситуация в сторону аридизации способствует завоеванию главенствующего положения подвижным скотоводством с изменившимся составом стада и, соответственно, изменению образа жизни древнего населения. Происходят изменения в общественных отношениях. Складываются предпосылки появления раннетюркских государств на территории Казахстана. На рубеже новой эры население нижнего и среднего Приишимья частично составляли угрофинские племена. Постепенно, под влиянием социально-экономических факторов, угры мигрировали в Зауралье и Поволжье. В первые века н.э. имело место нашествие гуннского племенного союза в степные районы Казахстана. Доля азиатского антропологического компонента после вторжения гуннов среди местных популяций составила ¼ часть от общей массы морфологических особенностей. В лингвистическом отношении, по мнению специалистов, гунны не только заложили основу прототюркского наречия, но и в известной мере успели его внедрить среди аборигенного населения края. Этапу предшествовала сако-усуньская культурно-историческая общность, в которой была заложена этническая и антропологическая основа физических дальних предков казахской народности. Древние индоевропейские племена Казахстана и вся совокупность их хозяйственно-культурных традиций образовали единую предковую основу и предопределили последующее направление развития местных союзов племен. На первый план в качестве естественной постоянной основы всех форм историко-культурного развития Казахстана выступила единая географическая среда. Постоянная однонаправленная трансформация предковых форм на протяжении ряда тысячелетий на территории Казахстана позволила реально сформироваться физическому ядру самостоятельной антропологической общности, а также достичь этнокультурной целостности казахского народа. Общеисторическая обстановка среднего средневековья степного пояса Евразии ознаменовалась созданием ряда этнополитических и государственных образований, в частности, в восточной, центральной и северной частях Казахстана возникли вначале Кимекский, а затем — Кыпчакский каганаты. Именно в тюркское время огромная территория Казахстана в силу своего исторического развития и географического положения на долгие века стала мостом между Востоком и Западом, а ее коренным насельникам суждено было тысячелетиями жить в самом центре миграционных путей Евразии. С этого времени обширная часть территории Великого степного пояса стала Туркестаном, т.е. страной тюрков. Средневековое население Казахстана, с тюркским этнокультурным обликом, миропредставлением, европеоидно-монголоидными чертами, можно отнести к единственно физически близкой непосредственно предшествующей предковой форме казахского народа. В целом, совокупность культурной, лингвистической и антропологической характеристик этнических образований тюркского времени Казахстана послужила естественно-исторической стартовой площадкой для непосредственного формирования и окончательного сложения казахской народности — самостоятельного этнического образования в средневековой исторической географии Евразии. Монгольское завоевание внесло значительные изменения в этническую структуру местного населения. Территория Северо-Западного, Северного и Центрального Казахстана, к западу от Иртыша, Балхаша, Аральского моря, по сведениям ан-Нувейри, вошла в улус Джучи. Под давлением монгольского нашествия часть кыпчаков переместилась в пределы Северного Казахстана и Западной Сибири. Сюда же переместились найманы и киреиты. Это изменило карту размещения этнических групп. В разное время, в Северном Казахстане расселились переместившиеся сюда, помимо найманов и киреитов (киреев), также татары, мангыты, джалаиры, барласы, баарины и другие этнические группы. Наш край является неотъемлемой частью обширного исторического процесса складывания казахской народности. Консолидационные процессы, четко обозначавшиеся в степи уже в 10-12 вв., получили стимул для дальнейшего продвижения лишь спустя столетие, в процессе преодоления негативных последствий монгольского завоевания. Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в 14-15 вв., как и прежде в монгольские улусы, определило образование на территории Казахстана нескольких узлов этнической консолидации в виде трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию. Средний жуз, в частности, занимал районы Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана; в его составе проживали кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Основное содержание этнической истории Казахстана послемонгольского времени заключается в завершении формирования казахской народности, вычленении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками 17-19 вв. Государственное объединение во второй половине 15-16 вв. основных этнических групп казахской народности и этнической территории ускорило процесс завершения ее консолидации. Казахское ханство имело прочную этническую основу — сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена Восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Жетысу. Сложившаяся народность со второй половины 15 в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные тому периоду события, под именем «казахи». Упрочению государства способствовала деятельность ханов Джанибека и Керея, Касыма, Есима и Тауекеля, Тауке и Абылая. В этом благородном деле они опирались на помощь известных биев (Толе, Айтеке, Казыбек), жырау (Бухар, Кожаберген и др.), батыров (Карасай, Агынтай, Баян, Олжабай, Богенбай, Раимбек и др.). Основным занятием населения жузов было кочевое скотоводство — своеобразный хозяйственно-культурный тип (ХКТ), сложившийся еще в древности в степях Евразии. Становление и развитие казахской государственности имело важнейшее значение для консолидации казахской народности, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития, особенно на этапе 15-17 вв. … Начало 18 века выдающийся казахский ученый, уроженец Северного Казахстана Шокан Уалиханов назвал ужасным временем в жизни казахского народа, а 1723-й год — годом великого бедствия. Вторжения джунгар в Казахстан сопровождались гибелью людей, скота, уничтожением зимовок, массовой откочевкой населения на север и запад. Оказавшись в сложной внешнеполитической обстановке, правители казахских ханств видели выход в принятии подданства и протекции Российского государства. Ближайшими последствиями этих политических шагов стало активное вмешательство России в отношения между Джунгарией и Казахстаном с целью защиты ново-подданных. 2 мая 1742 г. Сенат принял указ о мерах по защите казахского населения Среднего жуза и обороне крепостей от джунгар. 26 марта 1752 г. последовал указ о постройке новой линии укреплений «к лучшему защищению сибирской стороны». Начинается строительство Новоишимской (Горькой — по цепи горько-соленых озер) линии, которая кратчайшим маршрутом должна была соединить крепости Омск и Звериноголовскую. Центральным укреплением линии становилась заложенная в июле 1752 г. на правом берегу Ишима крепость св. Петра. К 1755 г. основные работы на линии были завершены. Позднее крепость получила статус города Петропавловск. С историей нашего края связано имя одного из наиболее авторитетных государственных деятелей Центральной Азии 18 века, хана Абылая. Абылай принадлежит к старшей ветви потомков хана Жанибека, основателя Казахского ханства. Вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом султан Абылай принимал в 1740 году российское подданство и постоянно поддерживал связи с российскими властями Петербурга, Оренбурга, Омска, цинским двором. Абылай хан известен как дальновидный и мудрый политик, обладавший выдающимися дипломатическими способностями и талантом государственного деятеля. Благодаря стратегической гибкости и маневренности его внешней политики, такту государственного деятеля, ему удавалось сохранить целостность казахской государственности. Период его правления в роли хана всех трех казахских жузов (1771-1781 гг.) был ознаменован стабилизацией политической обстановки, ростом престижа Казахстана, расширением экономических и культурных связей с народами Евразии. Усадьба хана Абылая располагалась вблизи оз. Боровое; в ее строительстве, по просьбе Абылая, участвовали местные крестьяне. Казахское население перенимало у переселенцев навыки сенокошения, землепашества, рыболовства, ветеринарии и т.п. При сооружении крепости св. Петра Абылай выставил непременное условие — открыть здесь торг для казахов с Россией. Благодаря инициативе хана Абылая, Петропавловск за столетие вырос как крупный пункт меновой и транзитной торговли. В крепости св. Петра намечалась коронация Абылая на ханство. Сюда были доставлены императорские дары хану в виде соболиной шубы, шапки и сабли. Под разными благовидными предлогами Абылай отказался приехать в Петропавловскую крепость для подтверждения легитимности своей власти, опасаясь осложнений отношений России и Казахстана с Китаем. Позднее эти дары были вручены хану без пышных торжеств в его ставке. Со временем, задуманное изначально как военно-оборонительное, Петропавловское укрепление стало политическим, торгово-экономическим и административным центром края. Постепенно здесь, теснясь к реке, вырастали улицы. К концу 18 века в подгорной части было 172 дома и 914 жителей, гостиный двор с 44 купеческими лавками. Вблизи крепости, на горе, сооружен посольский дом, где командование крепости принимало казахских султанов. Интенсивное строительство города на горе началось с 50-х годов 19 века. Своеобразие городской застройки отражено в памятниках зодчества. Таковыми являются каменное здание на горе («Дом Абылая»), Касимовская мечеть в Подгорье, усадьбы купцов Зенкова, Смолина и др., а также деревянные и кирпичные постройки конца 19 — начала 20 века. Типичными постройками эпохи являются здание, в котором ныне расположен музей изобразительных искусств (бывший дом купца Юзефовича), дом купца Янгуразова («Дом невесты») с прилегающей к нему мечетью (действующая ныне мечеть по ул. Жамбыла, отстроена на месте прежней), мельница Муратова, универсальный магазин братьев Овсянниковых и А.Ганшина (ныне — комплекс зданий «Казпочты» по ул. Пушкина) и др. Подгорный собор или Покровский (с 1954 г. — собор святых Петра и Павла) открывает панораму со стороны западного въезда в город. Его постройка была закончена в 1844 г. При храмовых зданиях (мечети, церкви) в прошлом функционировали учебные заведения: мектебы, медресе, церковно-приходские школы, женская прогимназия, приходские женские училища и т.д. К началу 20 века в городе Петропавловске действовали филиалы Русско-торгового промышленного, Сибирского торгового, Общественного, Государственного банков, больница, частная типография, книжный магазин Блюменталя, театр, реальное училище. Социальные объекты строились благодаря благородным традициям меценатства и милосердия местного купечества. Город Петропавловск рос и развивался благодаря транзитным торгово-обменным операциям. Особенно возросли обороты Петропавловской таможни в первой половине 19 века, когда благодаря ее деятельности наладилась транзитная караванная торговля с Монголией, Китаем, Ташкентом, Кокандом, Хивой. На рубеже 19 и 20 веков в городе и окрестностях регулярно проводились базары и ярмарки: Петровская — с 25 июня и Андреевская — с 20 ноября, Игнатьевская — с 18 декабря (длительностью до 30 дней), Таинчикульская. Действовали гостиничный и меновой двор для торговли исключительно продуктами животноводства. Развитию экономической инфраструктуры в крае способствовало открытие в 1894 году станции Петропавловск Транссибирской железной дороги, что значительно расширило возможности товарооборота края. Город стал средоточием стационарной торговли фабрично-заводскими товарами для местного населения. Значительная часть продуктов животноводства (в частности, сливочного масла, кож, кишок, бараньего сала), отправлялась в Москву, Петербург, Ревель, Казань, Либаву, а также в дальнее зарубежье: в Вену, Париж, Бостон, Берлин, Гамбург. Часть товарной продукции (шкуры КРС) была востребована в США, Турции. Особенно процветали оптовая торговля и закуп скота. По трассе «Абылай жолы» («Путь Абылая») из района Борового на Петропавловскую бойню перегонялось ежегодно до миллиона голов крупного и мелкого рогатого скота со всей степи. В 1894 году через город Петропавловск начала строиться линия Сибирской железной дороги, что в последствии сделало город важным транспортным узлом, связывающим запад и восток страны. Развитие железнодорожного транспорта наложило свой отпечаток и на ускорение социальных процессов. В городе стали формироваться первые марксистские кружки, сыгравшие ключевую роль в период революции. События Октябрьского переворота 1917 года в России оказали влияние на ситуацию в Северном Казахстане. 8 ноября 1917 г. Петропавловский Совет распускает Петропавловский коалиционный комитет Временного правительства. Создается Временный революционный комитет. К нему переходит вся власть в городе и уезде. Весной 1918 года край оказался охвачен огнем гражданского противостояния. С осени 1918 года в области развивается партизанское движение. Боевые действия Красной Армии по освобождению Северного Казахстана вошли в историю гражданской войны под названием Петропавловской операции. Она проходила с 20 августа по 3 ноября 1919 года под командованием М.Н.Тухачевского. Политика «военного коммунизма» проводимая большевиками в годы гражданской войны приводит к крестьянским восстаниям, голоду и разрухе. С внедрением рыночных отношений, с 1922 года, в области отмечается рост сельскохозяйственного производства. Эффективным способом оказания помощи крестьянским хозяйствам явилось внедрение кооперации. Рост кооперативного движения в губернии в годы НЭПа заметно сказался на благосостоянии трудящихся. В 1925-26 годах объем торговли достиг 68 млн. рублей, доля кооперации в нем составила 33 млн. рублей. Стали создаваться первые объединения крестьян: коммуны, артели, ТОЗы. Так, в 3 километрах от станции Карагуга (район М.Жумабаева), на территории бывшего частного поместья Кардубаи, была создана первая в Северном Казахстане коммуна «Образец». В числе первых были созданы совхозы «Кондратовский», «Приишимский», «Шаховской». Тоталитарная система, установившаяся в стране, привела к массовым репрессиям и в Северном Казахстане. С 1930 г. началась коллективизация и так называемая «ликвидация кулачества». Из 5367 хозяйств, раскулаченных в Петропавловском округе, 1544 (29 %) оказались хозяйствами середняков и бедняков. В аулах края активно проводилась политика перевода местных жителей на оседлость. Насильственная коллективизация, искусственно созданный голод вызвали массовые откочевки, переселения населения края в соседние регионы и в города. Предпринятая индустриализация страны положительно сказалось на экономическом развитии области. Для предвоенных пятилеток характерно нарастание роли промышленности в крае. Уже в первые пятилетки удалось реконструировать ведущие предприятия края — консервный, хромовый, овчинный и механический заводы. В 1930-32 годах в Петропавловске был построен кирпичный завод. За годы первой пятилетки общая численность рабочих на предприятиях области увеличилась в 18 раз. В 1921 году началось строительство железной дороги Петропавловск-Кокчетав, в 1927 году эта линия была продлена до ст. Курорт Боровое. С февраля 1935 года в Приишимье открылись регулярные почтово-пассажирские рейсы легких самолетов типа «АН». Культурная революция, проводимая советским государством, ознаменовалась репрессиями в отношении национальной интеллигенции, сужению значимости традиционной культуры и внедрением пролетарской культуры большевиков, с соответствующими для нее идеалами и ценностями. В крае началось укрепление основ советской культурной действительности. С 10 октября 1929 года началась регулярная трансляция местных передач Петропавловского радиоузла. С 1920 года возобновил свою работу местный театр драмы. Действовал кинотеатр. В 20-30-е годы в области трудились известные поэты и писатели М.Жумабаев, И.П.Шухов, С.Муканов, Г.Мусрепов, С.Марков, В.Иванов, Г.Тверитин, М.Даулетбаев, Ж.Сыздыков и другие. В 1937 году был открыт Петропавловский учительский институт. В 30-е годы в области функционировали техникумы: мясо-промышленный, железнодорожный, землеустроительный, планово-экономический, ветеринарный, строительный, кооперативный, сельскохозяйственный, лесной и 4 педагогических. В 30-е годы на территории области было построено 30 больниц. В 1932 году в Петропавловске открыт Казахский краевой институт физических методов лечения. Одним из руководителей института был П.А.Нефедов — невропатолог, организатор народного здравоохранения области. Сталинские репрессии 30-40-х годов коснулись и Северного Казахстана. За это время тысячи северо-казахстанцев были репрессированы (в их числе М.Жумабаев, Ж.Тлуелин, А. Рамазанов, М.Аммосов и другие видные деятели). В начале Великой Отечественной войны в область было эвакуировано оборудование 20 промышленных предприятий. В первые дни войны в Петропавловске была сформирована 314-я стрелковая дивизия. Североказахстанцы проводили на фронт около 120 тысяч человек, в трудовую армию — 55 тысяч, из них более 45 тысяч погибли в боях. За годы Великой Отечественной войны 53 североказахстанца удостоены звания Героя Советского Союза, 11 стали полными кавалерами ордена боевой Славы. В Петропавловске был создан военно-промышленный комплекс, построена ТЭЦ-1. Руководство бывшего Союза в 1954 году приняло решение устранить трудности послевоенного восстановления сельского хозяйства за счет освоения целинных и залежных земель. Первый отряд целинников прибыл в Северо-Казахстанскую область 1 марта 1954 года из г.Алма-Аты, второй эшелон — из Москвы. За годы целины было организовано 19 новых совхозов. В 50-60 годы в крае произошли существенные сдвиги в производстве продукции машиностроения и товаров народного потребления. Выпуск мирной продукции возрос в десятки раз: кондитерских изделий по сравнению с 1955 годом — на 90 %, масла животного — на 64 %, мыла — в 4 раза, обуви кожаной — на 23 %. В 1959 году был создан трест газового хозяйства. Началась газификация квартир в областном центре и в сельской местности. Несмотря на некоторый рост жилищного строительства, в Петропавловске на горожанина приходилось всего 3,2 кв. м. жилой площади. Начала возвращать затраты «целина». К 1957 году новые совхозы окупили расходы на их организацию и дали 26 млн. рублей прибыли. Область выдвинулась в число крупных производителей зерна в Казахстане. В 70-80-е годы произошел рост промышленного производства, транспорта, строительной отрасли. В области насчитывалось 92 промышленных предприятия, из которых 14 — союзного подчинения и 38 — республиканского. Продукция машиностроения считалась главенствующей. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства области составлял 46 %. Второе место принадлежало пищевой отрасли — 34,8 %. Остальные объемы приходились на легкую промышленность, энергетику и др. отрасли. Население области составляют представители около ста национальностей. Первые переселенцы: русские крестьяне, казаки появились в Северном Казахстане после возведения Горькой линии, т.е. со второй половины 50-х годов 18 века. Приишимье заселяли потомки осевших в пределах южных округов Тобольской губернии крестьян. В числе первых переселенческих сел — Соколовка, Вагулино, Красный Яр. После проведения реформ второй половины 19 века процесс переселения крестьян из центральных районов России, северных губерний Украины, приобрел новый импульс. Особенно широкий размах переселенчества в Казахстан наблюдался в годы столыпинской аграрной реформы в начале ХХ века. Царское правительство регулировало и поощряло переселение русских, украинских и белорусских крестьян, предоставляя им ссуды на строительство и льготы. Заселение татарами Северного Казахстана связано с общеисторическими событиями XIII-XVI вв. В 17 веке в Казахскую степь среднеазиатские правители засылали татарских мулл для распространения ислама. Строительство Петропавловска и развитие местной торговли привело к переселению в Северный Казахстан купцов и крестьян из числа татар (казанских, тюменских, касимовских). Возникли татарские поселения в границах нынешних М.Жумабаева, Мамлютского, Кызылжарского районов. Многочисленная татарская диаспора обосновалась в городе Петропавловске. Предки нынешних немцев появились на Севере Казахстана еще в 18 веке. В 1908 году недалеко от Петропавловска основан первый немецкий поселок Петерфельд. В 1941 году, после нападения гитлеровской Германии на СССР, немцы, жившие в России, в автономной республике немцев Поволжья, были насильственно переселены в Казахстан, в том числе в Северо-Казахстанскую область. Поляки на территории Северного Казахстана появились в числе ссыльных в первые десятилетия строительства Горькой линии. Последующее переселение поляков связано с коллективизацией и депортацией. Именно с поляков депортированных из Западной Украины начался процесс депортации народов. В 1936 году в Казахстан была выслана большая партия спецпереселенцев — поляков из Житомирской и Хмельницкой областей Украины, а весной 1940 года — из Польши. Депортации в Казахстан также подверглись корейцы, крымские татары, греки, чеченцы и ингуши, балкарцы, другие народности, потомки которых ныне составляют многонациональное население края. Следующий этап миграции представителей народов Союза был связан с освоением целины во второй половине 50-х годов ХХ века. В настоящее время многонациональный состав области сохраняется. Реализация национальной политики государства проводится в рамках таких организаций как областная Ассамблея народов Казахстана и Национально-культурные центры народов. В распоряжении верующих в городах, аулах и селах церкви, мечети, костелы, соборы. Отличительные черты североказахстанцев: их глубокое согласие, единение, духовная близость. Высокий патриотизм народа ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, целины. Это благородное чувство руководит североказахстанцами и ныне. Местное население достойно восприняло переход экономики и всего общественного строя на рыночные отношения, возрождение института частной собственности, многоукладность хозяйства, всемерное развитие демократических основ в жизни общества.  Официальный сайт Северо-Казахстанской области www.sko.kz

Ответов - 3

Jake: История города Петропавловска Петропавловск расположен в юго-западной части Западно-Сибирской низменности, на правом берегу р. Ишим, он возник в 1752 г. как военная крепость Ново-Ишимской оборонительной линии Российского государства на юге Сибири. В 1740 гг. царское правительство одобрило проект создания новой цепи военных укреплений, южнее прежней Ишимской линии, протяжённостью 558 км. — от урочища Зверинная Голова (на р. Тобол) до Омской крепости (на р. Иртыш). 28 февраля Сенат, обсудив внешнеполитическую обстановку, сложившуюся на Западно-Сибирских границах в связи с опустошительными набегами джунгар на кочевых казахов, признал необходимым срочно начать строительство новой Ишимской линии, известной позже под названием Горькой. В июне 1752 г. к урочищу на р. Ишим двинулась экспедиция, состоявшая из драгун Луцкого полка, пеших солдат Нотебургского полка и батальона Вологодского драгунского полка. Почти 2 тысячи людей. У небольшого бора, расположенного против пойменного оз.Бабашево, драгуны переправились на правый берег Ишима. Два крутых оврага, ограничивавших строительную площадку, выходили к Ишиму и вместе с обрывистым берегом широкой (до 47 м) реки создавали естественную преграду неприятелю. Экспедиции предстояло в короткий срок построить крупное укрепление святого Петра и два малых — крепости Полуденную и Лебяжью, а между ними 8 редутов. Учитывая скорое наступление холодов, решили укрепления строить деревянные. Крепость Крепость на Ишиме имела форму правильного шестиугольника площадью около 2-х гектаров. По углам его на равном расстоянии располагались бастионы, соединённые между собой крутинами. Общая длина крепостной ограды составляла более 1,3 км. В бастионах размещались пушки, внутри крепости — казармы, конюшни, офицерские дома, гарнизонная церковь, пороховой погреб и др. помещения. Тяжёлые работы изнуряли солдат и казаков, также плохое питание и ранние холода. Люди болели, многие умирали, участились побеги. Казахское население относилось к строительству положительно, стремясь установить дружеские отношения с русскими. В начале октября выпал снег и работы были остановлены. В укреплении остались кроме офицеров 50 драгун и 40 солдат. В тяжёлых зимних условиях небольшой гарнизон обеспечивал постоянное наблюдение за степью, следил, не подаются ли сигналы бедствия с близлежащих редутов. Сухари и лепёшки да квас были основной пищей драгун и солдат. С Россией крепость связывала цепочка почтовых станций. Весной 1753 г. строительство возобновилось. Необходимость в хлебе и фураже способствовала заселению крестьянами земель вокруг крепости. Солдаты и драгуны тоже имели право строить собственные дома вне крепости. Самым удобным местом для этого было Подгорье. Постепенно здесь, теснясь к реке, вырастали улицы. В целях безопасности предместье было обнесено оградой. Въезд и выезд из него охранялся специальными караулами. В 1759 г. в крепости открылась первая школа для солдатских детей. Как и другие укреплённые пункты в Сибири, крепость св. Петра и Павла усиливалась в военном отношении: увеличивался гарнизон, деревянные стены и бастионы заменяли земляными. Перестроены казармы, сооружён «посольный дом» для приёма представителей Коканда. По указанию Сената для работ использовались колодники, сосланные в Сибирь на каторгу (до 100-300). В 1772 г. при крепости было уже два предместья: нагорная часть и подгорье. Росло купеческое сословие, так как крепость становилась крупным политическим и экономическим центром Приишимья. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. Для сообщения жителей с левобережьем Ишима в 1781 г. на месте паромной переправы был построен мост. В 1784 г. началось строительство мечети. В 19 в. сохраняя своё военно-стратегическое значение, город превратился в центр торгово-экономических связей и духовных контактов казахского и русского народа. Во время войны с Наполеоном горожане и крестьяне дважды отправляли рекрутов и добровольно пожертвовали на защиту Отечества около 30 тыс. руб. 1815 г. построена Покровская церковь. Герб Петропавловска Герб уездного города Петропавловска (Тобольской губернии) утвержден 7 сентября 1842 года (законом №16351): В верхней половине щита герб Тобольский. В нижней «в серебряном поле на горе верблюд, навьюченный двумя тюками наперевес и ведомый за веревку азиатцем». 11 мая 1849 г. вспыхнул пожар истребивший 450 домов. После этого началась новая застройка по утверждённому царём плану. Автором плана был архитектор Черненко, который не учёл особенности почв и рельефа, и Подгорье не раз тонуло в весенние паводки. Переселение крестьян из Европейской России и строительство Сибирской железной дороги способствовало развитию города. Маслоделательное производство Петропавловска поставляло масло в Петербург, Москву, Ригу, Ревель, Одессу, Самару, Владивосток, а также в Англию, Германию и Данию. Крупными были кожевенный завод братьев Зенковых, завод по переработке кишок швейцарца Акколы. По переписи 1897 г. в Петропавловске проживало — 19 688 человек. Основную массу составляли русские, казахов насчитывалось около 1500 чел. Значительную группу составляли татары-переселенцы. Долгое время отличительной чертой города оставался низкий уровень благоустройства, отсутствие канализации, захламлённость улиц, антисанитарное состояние базаров и скотобоен что способствовало распространению болезней. Город имел одну больницу на 10 коек. К 1900 году в городе насчитывалось 13 учебных заведений, в том числе одно пятиклассное, одна прогимназия женская, две церковно-приходские школы, одно приходское училище, две станичные школы, шесть татарских школ. Крупнейшим предприятием города был консервный завод, построенный в 1915 г., на котором работало 100 человек. http://www.petropavl.kz/module/petropavl_1.shtml

ovchirenko2010: История основания улицы Шухова.

Анастасия: Здравствуйте. Очень интересная статья и полезная. Могу ли я плучить иформацию на тему книг которыми вы пользовались при изучении данной темы? В данный момент я пишу магистескую работу свяанную с северным Казахстаном и информация данного рода мне бы очень помогла. Заранее спасибо



полная версия страницы