Форум » Краеведение » Статьи об истории города Костанай и области (продолжение) » Ответить

Статьи об истории города Костанай и области (продолжение)

Jake: Вижу много статей об истории города Костаная и области, но системы нигде не видел. Буду собирать, а там посмотрим. Прошу обсуждать и добавлять по мере возможности

Ответов - 8

Jake: Кустанайская губерния В октябре 1868 года образован Николаевский уезд в составе Тургайской области. Уездное управление размещалось в станице Николаевской, затем с 1869 года в гор. Троицк. В июле-августе 1879 года, с дозволения властей, 300 семей первых русских поселенцев из Самарской, Воронежской, Оренбургской, Саратовской, Вятской и Тульской губ. основали в урочище Кустанай одноименный поселок. Согласно народной легенде, название города происходит от женских имен Кос и Танай. Так звали двух дочерей-близнецов казаха-бедняка, которые не смогли выдержать бремени кочевья и погибли в этих местах. В память о них и назвали урочище Костанай. Сначало в Кустанайском уезде было лишь две волости – Ара-Карагайская и Боровская, затем их число постоянно увеличивалось - к 1894 году административное деление было таким: Ара-Карагайская, Аманкарагайская, Бистюбинская, Джанкуарская, Джетыгаринская, Домбарская, Карабалыкская, Кинь-Аралыкская, Кумакская, Мендыгаринская, Саройская, Суундукская, Убаганская, Чубарская волости. 1 октября 1893 г. поселение Кустанай получило статус города, который стал именоваться Ново-Николаевском. 8 февраля 1895 г. город получил свое прежнее название – Кустанай с переименованием уезда в Кустанайский. В этом же году уездное управление переехало в Кустанай из Троицка. В середине августа 1919 года город и большая часть уезда занята частями РККА. Город и уезд вошли в состав Челябинской губернии. Постановлением Челябинского губисполкома от 16 сентября 1920 г. Кустанайский уезд был передан Казахской АССР. 9 ноября 1920 г. Кустанайский уезд вошел в Оренбургско-Тургайскую губерния. 1 апреля 1921 года обра-зована самостоятельная Кустанайская губерния из волостей старого Кустанайского уез-да и части Орского уезда Оренбургско-Тургайской губернии в составе семи рай-онов - Адамовского (12 волостей), Боровского (10) волостей, Денисовского (15 волостей), Кустанайского (11 волостей), Семиозерного (5 волостей), Федоровского (21 волость) и Всесвятского (9 волостей) района, переданного 27 апреля 1921 г. из Акмолинской губернии (утверждено ВЦИК 8 декабря 1921 г.) . 26 мая 1921 г. из Оренбургско – Тургайской губернии передан Тургайский уезд (15 волостей), 27 ноября 1923 г. он передан в состав Актюбинской губернии (утверждено ЦИК Казахской АССР 26 февраля 1924 г.) . 27 июня 1922 г. Боровской, Всесвятский, Денисовский, Кустанайский и Федоровский районы ликвидированы. Вместо них образовано 5 уездов: Боровской (10 волостей), Всесвятский (11 волостей), Денисовский (15 волостей), Кустанайский (11 волостей), Федоровский (21 волость) (утверждено ЦИК Казахской АССР 5 июля 1923 г.); 15 августа 1922 г. ликвидированы Адамовский и Семиозерный районы (утверждено ЦИК Казахской АССР 13 декабря 1922 г.). 2 ноября 1923 г. Всесвятский уезд переименован в Урицкий. 29 февраля 1924 г. ликвидирован Боровской уезд (утверждено ВЦИК 7 августа 1924 г.) . 26 сентября 1925 года Кустанайская губерния ликвидирована и преобра-зована в один Кустанайский уезд (из 46-ти волостей) с прямым подчинением уезда центральным органам КАССР. В январе 1926 года уезд преобразован в Кустанайский округ, куда входило 26 волостей. В 1928 году Кустанайский округ объединил 15 районов. В 1930 году Кустанайский округ упразднен, окончательно с 1.09.1930, из его территории образовано 15 районов. 29 июля 1936 г. Президиум ВЦИК своим постановлением вновь образовал Кустанайскую область из 11 районов Актюбинской области (были разукрупнены Семиозерный, Кустанайский и Убаганский районы и образованы Тарановский и Урицкий) и Пресногорьковского района Карагандинской области. Уездные начальники: А.Сипайлов, надворный советник (=1872-79=); Кочергин (=07.1908=). Мясищев – пом-к-врид. (=06.1912=). председатели Кустанайского отделения "Алаш-Орды" (1917- Алдияров Абубакир, врач (1879-1930-е гг.) (12.1917- Ответственные секретари угоркома партии: Ответственные секретари губкома партии: Мамыкин (04.1921- Глухов (1921-07.1922 гг.); Жигарев (врио. февр., сент-окт. 1922) Шафет (врио. янв., февр., март-апрель, май-июнь Банк-Либавский (07.1922- Ответственные секретари окружкома/райкома партии: Морозов Иван Никол. (1894-1938), 1-й секр. (04.1927-07.1928 г.); Дисконтов Александр Григ. (1896-1937), 1-й секр. (08.1928-04.1930). Раздобреев Александр Леонтьевич (1898-1941), 1-й секр. (01.1932-01.1933). Макаров (01.1933- Председатели уисполкома (1918-19 гг.) Иваненко Пантелей Маркович (1919) Председатели угорревкома (1919-18.01.1920): Иваненко Пантелей Маркович (начало 1920) Председатели угорисполкома (18.01.1920- Председатели губисполкома Чеботарев Виктор Александрович (12.1921- Тараненко (=03.-07.1922=) Задорожный - зам. пред.-врид. (07.1922) Лобанов (?-09.1922 г.); Глухов (09.1922- Ряхов Михаил Терентьевич (10.1922- Председатели окрисполкома Максут Джанышев (1928-) Председатель облисполкома Байдаков Бахитжан (1898-1938), пред. оргбюро (08.-11.1936, пред. облИК в 11.1936-09.1937) Источник - ЦентрАзия

Jake: И Монастырская, и Соборная, и Ленина Привокзальная площадь Кустаная. Фотография примерно 1920 года Архивист-историк, Наталья ЗДОРОВЕЦ, ng@ng.kz Памятные места - это не только памятники архитектуры, но и площади, и улицы Наиболее раннее упоминание о костанайских площадях в документах относится к Михайловской площади, на которой в 1887 году была построена деревянная Михайло-Архангельская церковь. Центр площади и церкви приходился на пересечение нынешних улиц Победы и Касымканова (Повстанческой). Сама же площадь ограничивалась рамками ул. Советской (Байтурсынова) и Оренбургской (Каирбекова). Сегодня там - нижняя оптовка. Долгое время с Михайловской площадью соседствовал зеленый сквер, который еще помнят пионеры советского времени. Места для храмов, торговли и парадов В 1897 году в самом центре Кустаная, на Соборной площади, был воздвигнут Градо- Николаевский Соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая . Расписывал собор знаменитый палехский мастер-иконописец Павел Корин. По свидетельству горожан, храм стоял на том месте, где сегодня находится фонтан в центральном сквере. Он прослужил 40 лет, пока не разобрали в 1937. А Соборная площадь осталась. Простиралась она от ул. Николаевской (Алтынсарина) до ул. Соборной (Советская, Байтурсынова) с одной стороны, и от ул. Гоголя до Царской (Толстого) - с другой. На плане города Кустаная Тургайской области за 1902 год эта же площадь обозначена как Базарная. На ней квартировали: магазин № 1, торговавший железно- скобяными, бакалейными и галантерейными товарами, и магазин № 2, торговавший мануфактурой, парфюмерией и кондитерскими изделиями. Рядом располагались мучные и мясные лавки. В газете «Красная степь» упоминается парад в честь 1 мая 1923 года на площади Свободы (с оговоркой - бывшая Соборная). Принимал парад начальник гарнизона Бабков. Здесь собрались все воинские части ЧОН, Кустанайский батальон, 69-й пеший дивизион, губернская, уездная и городская милиция; губвоенкомат, управление ГПУ, профорганизации и гражданские учреждения. Собравшиеся торжественным маршем с площади Свободы шли по ул. Толстого к ул. Красного Пахаря (Баймагамбетова), по которой следовали на братские могилы (парк Победы) для отдания чести павшим борцам за советскую власть. В октябре 1947 года та же площадь решением горисполкома называется, как вновь строящаяся к 30-летию Октябрьской революции площадь Победы, для которой уже заготовлены металлические ограждения. Площадь Победы просуществовала до 15 ноября 1967 года, когда по решению горисполкома, в связи с установлением памятника В. И. Ленину на пл. Победы , ей присвоено имя Ленина. А название площадь Победы получила площадь у здания горисполкома по ул. Пушкина. Все мы знаем о местонахождении монумента Покорителям целинных земель. Площадь, на которой он сооружен, почему-то все называют площадью Целинников. На самом деле место между ул. Тарана, 19 августа (Бородина), Пушкина и Павших Борцов решением горисполкома от 3 августа 1983 года носит наименование Комсомольская площадь и, по документам горисполкома, до 2003 года своего названия не меняла. О существовании еще одной площади, Монастырской, можно узнать из документов за 1952 год. Монастырской площадь называлась в бытность существовавшего Иверского женского монастыря, который располагался в районе телевышки. В 50 годы 20 века руководство города решило разбить территорию Монастырской площади на кварталы. Тогда и появились новые улицы: Дорожная, Введенская, Луговая, Ключевая, Пригородная, пер. Зеленый и Дальний. Сегодня новые площади называют весьма упрощенно. Например, площадь у акимата. Где эта улица? Улицы Костаная меняют свои названия столь стремительно, что некоторым эту процедуру довелось претерпеть трижды, а одна менялась наименованиями пять раз. В 1879 году первые улицы получали имена российских губерний, откуда прибывали первые переселенцы: Оренбургская, Самарская, Пензенская, Ташкентская, Троицкая, Томская. Кустанай быстро приобрел обличье города в лице десятка широких прямолинейных улиц с квадратными кварталами. Самая большая улица начиналась от спуска к реке Тобол и тянулась, утопая в пыли и песке, к железнодорожной станции, она так и называлась Большая (сегодня - пр.Аль-Фараби) С приходом к власти большевиков и названия улиц приобрели большей частью политическое настроение. Одной из первых власти переименовали ул. Царскую, дав ей имя Льва Толстого. В августе 1920 года ул. Большая была переименована в Пролетарскую, в 1922 - в Советскую. После смерти вождя пролетариата в 1924 году она стала носить имя Ленина. Во времена застоя улицу Ленина заменили на проспект Ленинский, а в 2000 году появился проспект Аль-Фараби. В честь первого председателя уисполкома Лаврентия Тарана, избранного на съезде Советов в 1918 году, его имя получила улица Барабашевская. Имя генерал-губернатора Тургайской области царской России Ломачевского носила улица, пересекающая основную магистраль города в центре. В 1919 году повстанцы освободили город и Колчак бросил на подавление восстания отборные части генерала Каппеля, которые за три дня ожесточенных боев вновь овладели городом, расстреляв при этом тысячи повстанцев. В начале 1920 года в память об этом событии победившая советская власть переименовала ул. Ломачевского в ул. Повстанческую. Сегодня она носит имя политического деятеля времен Брежнева - Касымканова. Любопытна судьба улицы Садовой - так она называлась в момент установления советской власти в 1919 году. На ней располагались многие государственные учреждения города, такие, как отдел социального обеспечения и отдел труда, находившиеся в доме Давыдова, кожотдел, районный продовольственный штаб, обеспечивающий продовольствием население города. В 1922 году горсовет переименовал ул. Садовую в ул. Октябрьскую. В ноябре 1967 года, в ознаменование годовщины Октябрьской революции, ул. Октябрьская переименована в ул. 50-летия Октября. С июня 2001 года носит имя Дулатова. Нынешняя улица Пушкина ранее называлась ул. Арифова. Оренбургская улица трижды поменяла названия, став ул. Чкалова, затем Дорожной и наконец Каирбекова. Троицкая стала Комсомольской, затем проспектом Свердлова и пр. Абая. Пензенская в годы войны переименована в ул. им. Чехова. В те же годы ул Красного Пахаря, носившая ранее наименование Казанской, переименована в ул. Баймагамбетова - в память о Герое Советского Союза Султане Баймагамбетове. В начале 20 годов 20 столетия местные газеты давали адресный ориентир, указывая не только улицу, но и частные дома бывших именитых купцов, в которых расквартировались многочисленные советские учреждения. Так, Уком партии располагался по ул. Толстого, 31, в доме купца Яхонтова. В доме Рязанцева по ул. Толстого, 66 (за зданием КГУ) находился Торгово-промышленный банк. На углу Барабашевской и Николаевской (Тарана - Алтынсарина), в доме Джасмагамбетова, квартировал сборный пункт мобилизационного отделения. Канцелярия начальника Кустанайской уездной милиции переведена в дом Фаризова по ул. Троицкой и Тургайской (Абая-Павлова). Правление Кустанайского союза кредитных ссудосберегательных товариществ располагалось в доме купца Воронова по ул. Ломачевского (Касымканова, библиотека). На углу ул. Гоголя и Николаевской (Алтынсарина) в доме Шахрина находилось отделение Союза маслодельных артелей. Редакция журнала «Земский вестник» разместилась в доме Кубанцева по ул. Садовой (Дулатова). Время одних политических настроений сменило другие. Появились и новые названия улиц: Советская поменялась на Байтурсынова, 19 Августа - на ул. Бородина, Пл. Революции - на ул. Победы, Московская - на Сьянова. Фото предоставлено облгосархивом

77759: Здесь на карте обозначены границы казахских общин(родового поместья). Имена аксакалов аулов можно вычитать в "Материалах по казахскому(киргизскому) землепользованию". Дерзайте и обрящете!!!

Antimankurt: Из жизни первых поселенцев Кустаная Сбор старшин во время приезда уездного исправника (Семипалатинск), 1907 г. Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк Начало истории города - голод, холод, народные волнения и текучка населения 1882-й год, третий год возводимого нового города Кустаная ознаменовался для новоселов слишком ранней и буранной зимой, которая застала их врасплох. Поселенцы, не подготовленные для борьбы даже с малейшими климатическими невзгодами, потеряли много скота, преимущественно лошадей. Особенными бедствиями угрожали поселянам заносы их жилищ снегом, чему особенно способствовало условие начального заселения города не сплошными рядами домов, а по жеребьевочному порядку раздачи мест, на значительную половину которых еще не явились владельцы. Особенно страдали от снеговых заносов жители домов в удаленных от реки концах города. Обитатели этих полузаселенных кварталов практически не могли общаться с другими поселенцами и были вынуждены отказаться от речной воды и извлекать ее из растопленного снега. Несмотря на эти неприятности, поселяне не выражали особых опасений за свою будущность, а высказывали благодарение богу за редкость возникающих заболеваний между ними. Поселенцы просили николаевского уездного начальника А. Сипайлова о понижении таксы на горелый лес в Аракарагайском бору вследствие малопригодности его на жилые строения - как начинающего, по их уверениям, уже гнить и проточенного червями. Просили также об оказании им правительственного пособия к приобретению не имеющегося у них в запасе хлеба на семена. Уездный начальник отдал распоряжение казахам, зимующим около Кустаная, и самому волостному управителю Аракарагайской волости сотнику Баубекову, имеющим значительные запасы сена, уступить его поселенцам, продавая насколько можно дешевле, дабы дать им возможность приобретения такового по силе средств. Поселенцам, построившимся по жребиям ближе к реке, а также казахам, зимующим близ Кустаная, вменялось пустить к себе на квартиры тех поселенцев, которые построились и жили далеко от воды. Следствием неблагоприятного влияния погоды в течение одного только месяца стало падение 27 голов скота от холода и голода. Среди поселенцев, претерпевающих голод, насчитывалось 11 семейств, в которых числилось 62 человека, существование которых без правительственного пособия в дальнейшем считалось невозможным. До получения пособия помочь поселенцам из собственного запаса, впрочем, тоже скудного, вызвался крестьянин Иван Григорьев. Николаевский уездный начальник своим предписанием приказывал поселенцам будущего города ввиду страшных снежных заносов незамедлительно сбрасывать снег с крыш и потолков, отбрасывать снег от домов и землянок. В случаях отсырения стен и потолков заблаговременно переходить на более безопасные квартиры к другим поселенцам. Каждый домохозяин должен был заботиться не только о себе, но и о всяком другом,то есть призывал всех жителей к взаимной помощи. Отмечая тот факт, что основное население Кустаная являлось земледельческим - это были выходцы из крестьянских губерний Среднего Поволжья и других районов России, к 1886 году жителями Кустаная было освоено свыше 40 тыс. десятин земли вместо проектируемых 13 тыс. десятин. В административном отношении Кустанай долгое время оставался неустроенным. Уездная администрация продолжала находиться в Троицке и руководить оттуда. Озлобленные бесплодными мытарствами переселенцы готовы были порой на любые крайности. К тому же, по разговорам, «земли в Кустанае полное приволье, сей, сколько хочешь, и никаких стеснений от начальства нет», поэтому они «знать никого не хотели» и были уверены в существовании каких-то привилегий, представленных им переселенческим управлением. Однажды толпа переселенцев из-за нужды и отчаяния окружила прибывшего в Кустанай уездного начальника Сипайлова и стала угрожать ему смертью, если он не окажет помощь переселенцам. Начальник прибег к помощи священника, который чудотворной иконой пытался утихомирить возмущенных крестьян. Однако чуда не свершилось, Сипайлов вместе с попом обратился в бегство. Для разрядки положения, создавшегося в новом поселении, власти прислали на постоянное жительство помощника уездного начальника с воинской командой в составе 65 человек. Поселение и окрестности выделили в самостоятельную Кустанайскую волость, просуществовавшую до 1891 года. Вслед за этим военный губернатор Тургайской области приказал прекратить допуск в Кустанай новых поселенцев, а уездному начальнику надлежало «встречать партии переселенцев в местах их группировки - в Троицке и Орле (начальные пункты сбора переселенцев из центральной России - «НГ») - и заявлять им, чтобы они не ездили в Кустанай ввиду отсутствия для них свободных мест». Беспорядки несколько утихли, однако поток переселенцев продолжался и к концу 90-х годов достиг 20 тыс. человек. Урожаи все это время благоприятствовали переселенческому потоку, но затем сменились трехлетним неурожаем (1890-1892 г. г.) С июля 1891 года в Кустанае начался голод - отсутствие железнодорожных и водных путей сделали свое дело. Поселенцы стали покидать новое поселение. Текучесть нельзя объяснить только неурожайными годами, она стала бичом и в последующие. Отличие ее, по сравнению с голодными годами, заключалось в том, что большая часть переселенцев, уходящих из Кустаная, не выбывала за пределы уезда, а расселялась на его территории, передвигаясь на восток и север. Хозяйство кустанайских поселенцев было всецело основано на эксплуатации естественного плодородия целины, взяв от нее все, что она могла дать, без применения удобрений. При таких условиях, вспахав целину в городской черте, поселенцы переходили на постоянное жительство в казахские аулы или на хутора. В 1905 году Тургайская область для переселения была закрыта, а переселенцы все шли толпами и обращались с ходатайством о приписке к крестьянским начальникам Кустанайского уезда в надежде получить право на заселение. Вскоре появились своеобразные паспорта, позволяющие проследить передвижение переселенцев по городам и селениям Российской империи. Один из них - на жительницу Акмолинской области от 16 июня 1916 года - сохранился в областном государственном архиве. Фото из книги «Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры»

Antimankurt: Костанай - благодатная земля Костанай – древнее название. К сожалению, много различных версий о названии города, но нет глубоко изученной исследовательской работы. Поэтому многие, особенно русскоязычная часть населения, иногда название Костанай путает со словом “кусты” или приводит всякие доводы, далекие от истины. Говорят, что на берегу Тобола жил-был некто Танай, у него был шалаш (на казахском языке – кос), и названия города произошло от слов Кос Таная, и.д. Есть и “сказка” о Костан батыре. Костанай в планах губернаторского руководства Оренбургской и Тургайской областей в 1870 году значился как город Урдабай (Ордабай), в 1879 стал поселением Кустанай (Костанай), в 1893 – городом Ново-Николаевском, в 1895 получил прежнее название Кустанай, с 1997 года, согласно казахской транскрипции – Костанай. Название города надо искать в глубине веков. Оно неразрывно связано с историей родной земли. Когда путники двигались по трудным дорогам от Торгая до Урала, пролегавшим в безводных степях, они всегда останавливались в Кайгы. В своей книге «Поющие купола» писатель Акселеу Сейдимбеков отмечал: «Прежде всего, приходит на память имя легендарного правдоискателя Асана-кайгы. Тана, старшая жена Асана-кайгы, покоится на вершине Улытау в восточной части Торгая. Ее могильный памятник любовно зовут в народе «Ак мешит» (Белая мечеть). До сих пор помнят аксакалы легенду о двух сестрах-близнецах – Тана и Танай. В их честь и был создан в свое время топоним Костанай». Ауыл Кайгы находится в Наурзумском районе. Местные жители утверждают, что там в че-тырнадцатом веке жил Асан Кайгы, – что в переводе на русский звучит как Асан печальный. Этот философ степи, мудрец и путешест-венник, объехал на свеем верблюде чуть ли не весь Казахстан. Все искал землю счастья. Остановился в Наурзуме, увидев прекрасное место, богатые пастбища, уда-рил оземь посохом, и забил ключ, потекла речка Кайгы. До сих пор ценят в тех мес-тах воду. Жену Аса-на, как говорит мол-ва, звали Тана. Отсюда и название города Костаная. Это не исторический факт. Но как всякое сказание, и это несет в себе мудрость народа, мечту о лучшей жизни. В нем – связь вре-мен. Легенда передается из поколения в поколение. И до сих пор нарекают дево-чек именем Тана.По данным дореволюционных казахских историков, Асан-кайгы был одним из самых влиятельных сановников хана Золотой орды Улуг-Мухамеда. В последние годы он был советником Улуг Мухамеда, ставшего правителем Казани, и вновь вернулся в Дешти-Кипчак после смерти своего покровителя. Поэт умер глубоким стариком на земле Сары-Арки – в горах Улытау. В легенде о легендарном сыне Асана и Таны Абат батыре речь идет о горах Жыланды и Кызбел. Они находятся на территории нынешнего Наурзумского района Костанайской области. Недалеко отсюда раположена и аул Кайгы. Кайгы – прозвище Асана-печального. Рядом находится местность Абат басы. На казахском языке она означает начало Абата или дословно: голова Абата.Рассказ об Абат батыре был опубликован в книге “Олген казан”(”Умерший котел”), (Алматы: изд “Жалын”, 1985 г, составитель кандидат филологических наук Кобей Сейдаханов).В этой легенде рассказчик доказывает, что Абат никого не боится, никого не ревнует, ни на кого не обижается. Этот сюжет – продолжение философских идей его отца – Асана-кайгы. Асан-Кайгы – Асан-Печальный, Доверив нару путь судьбы, Который год в дороге дальней! И не упомнить, может быть. О, степь кыпчакская, приволье, Какой простор долин и рек! А сердце полнится той болью, Что не изменится в век. Там пики гор твоих высоких, Здесь край в ковыльной седине – На юге, западе, востоке Ни мира нет, ни счастья нет. Твоих детей в полон уводят, Селенья грабят, топчут, жгут – Все сносит, будто в половодье, И сеет смерть, как страшный джут, Теперь ты знаешь изначально – Всю степь прошли твои пути, Асан-Кайгы – Асан-Печальный, Земли счастливой не найти. И где гора Кызбел поднялась, Ударил посохом Асан – Там побежала людям в радость Река сквозь тающий туман… Земля священная, Невзгоды: С какой ни шли бы стороны, Твоя душа – душа народа Хранит преданья старины. Той речки нет давно в помине И как те дни не далеки. В полях пшеничных на равнине Раскинулся аул Кайгы. За кумысом, за дастарханом – Да не скудеет век рука! – Вам здесь расскажут про Асана И землю ту, что он искал. Что сын его – заступник сирых Здесь отдыхает. Вон гора Абат басы. Абат батыра За дымкой видится с утра. А сколько девушек красивых В степях приветливых моих Назвали именем счастливым В честь прародительницы их. Где я все свои годы прожил, Там аксакалы говорят, Что парой дорогих сережек Назвали девочек близнят. И завершая нить рассказа, Напомню, кос: Тана –Танай. Наверно, им он и обязан Своим названьем: Костанай Эта поэтическая версия изложена на русском языке в переводе Евгения Букина.Известный ученый Ануар Дербисалин в книге “Ибрай Алтынсарин” пишет: ” Предки Ибрая Алтынсарина начинают свою ветвь с рода Алтыбас племени кыпчаков. В документах, написанных на русском языке, касающихся Балкожы встречается и название Узун кыпчак. Здесь в обоих вариантах ошибок нет. Узун – начальное звено Алтыбаса. Общая таблица такова: От Кыпчака продолжение потомков – Бултын, Узун, Торы, Колденен и Карабалык. От Узуна Алтыбас, Алтыс. От Алтыбаса Караман, Кармас. От Карамана Тиней. От Тинея Жанболды, Кундыз. От Кундыза Кобек. От Кобека Ажигул. От Ажигула Жанак. От Жанака Тастемир. От Тастемира Жанбиршы. От Жанбиршы Канкожа, Балкожа. От Балгожы Алтынсары, Кошан. От Алтынсары Ибрай. От Кошана Оспан, Омар. (Алматы: изд. “Арда”, 2005 г, 10 стр.) Он в этой книге указывает, что Балкожа родился приблизительно в 80-ые годы ХҮІІІ века, скончался весной 1859 года, когда ему было 70 лет. Балгожа перед смертью оставляет завещание, чтобы его похоронили около зимовья, на правом берегу Тобола, на возвышенной местности. По словам А.Дербисалина, Ибрай до первых дней июля (1859) закончил надмогильное сооружение дедушки. Согласно казахской традиции Ибрая Алтынсарина со всеми почестями похоронили на этом кладбище, которую в народе называли Актам (Белая могила) Эта местность в честь Ибрая названа Инспекторским озером.Журналист Куаныш Орманов в книге “Алтын дала”(Казинпресс, 2006 г, 66 стр.) приводит и такую версию: “Издревле на берегу Тобола жили потомки рода Алтыбас племени Узун Кыпчак. Одним из правителей его был Тиней – третий сын Алтыбаса. У Алтыбаса было пятеро сыновей: Табын,Тиней, Кармыс и Хафизолла. В свою очередь, у этого Тинея были три сына: Сатай, Санай и Кундыз. Кундыз был пра-пра-прадедом Ибрая Алтынсарина (Тиней – Кундыз – Кобек – Тастемир – Жанбыршы – Балкожа – Алтынсары – Ибрай). А старшие сыновья Тинея – Сатай и Санай были известными во всей округе батырами, защищавшими родной край. По преданию, им, братьям, и принадлежала эта земля. В народе с тех пор говорят: земля двух батыров, земля двух братьев – Тинеев. Звучит так: земля кос (т.е. двух по-казахски) Тинеев. Со временем, говорят, кос Тиней превратилось в Костанай. Тоже похоже на правду, так ведь?” Автор не упоминает имена предков Алтынсарина между Кобеком и Тастемиром. Но, бесспорно, что Костанай был поселением кипчаков. Народная писательница Казахстана Мариям Хакимжанова в одной из поездок однажды указала на здание Народного банка, и сказала, что на этом месте раньше было кладбище, где покоятся две девушки-близнецы. Первые переселенцы именно в этом месте застали бабушку, которая оплакивала рано ушедших из жизни своих внучат. Когда ее спросили: “как называется эта местность?”, она плакала горькими слезами, и повторяла слова: “Қос танам-ай!” Через некоторое время рядом с могилой была построена Белая мечеть. Не следует забывать, что казахи своих детей любовно называли жеребенком, ягненком, верблюжонком, и. т.д.Тана – украшение, которое обычно носят девочки на камзолах, чтобы не сглазили ребенка. Нельзя отрицать, что бабушки могут называть своих любимцев и этим словом. Если верить поэтическому чутью, то среди народа больше распространена именно эта версия о двух близнецах-девчатах. Акылбек Шаяхмет

s.q.lapp: Старинная карта Кустаная и прилегающих окрестностей 1890г. Стрельбицкий.http://zalil.ru/30814221

Jake: //Костанайские новости От Костаная до Троицка... и дальше

Jake: // "Наша газета" от 12.01.2011 Истории купеческих особняков



полная версия страницы