Форум » Краеведение » История Актобинской области » Ответить

История Актобинской области

Jake: История Актобинской области http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=12130 Стираются белые пятна № 182 (16330) от 03.10.2007 Виктор ГЕРБЕР, Актобе Ученые на днях презентовали "Историю Актюбинской области" - первый основательный научный труд такого жанра. Многостраничный том хронологически выдержан от древности до современности. Среди авторов - известные актюбинские ученые: доктор исторических наук Гульмира Султангалиева, кандидат этих же наук Арман Бисембаев, а также крупнейший казахстанский специалист по номадизму, автор капитального исследования об Абылкайыр хане Ирина Ерофеева. Одновременно с этим трудом в свет вышла двухтомная "История Западного Казахстана". Оба исследования готовились в течение двух лет и потребовали больших усилий по сбору и обработке материалов. Актюбинские ученые работали в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбурга. Обе книги вышли небольшими тиражами и, как надеется авторский коллектив, будут интересны студентам-историкам и всем, кто интересуется краеведением. Правда, книги обещают сразу же стать раритетом - в свободную продажу ни одна из них не попадет. Весь тираж будет распространен по вузам и библиотекам Казахстана. "История Актюбинской области" и "История Западного Казахстана" были презентованы в числе восьми изданий, подготовленных центром истории, этнографии и археологии. Другие вещи, хотя и носят более специфический характер, однако по своей значимости не уступают двум первым. Допустим, книга российского историка и выпускника Актюбинского педагогического института Виталия Ткачева стала своеобразным обобщением результатов за последние полтора-два десятка лет. Не успела эта книга выйти из печати, как в Актобе от российских археологов стали приходить просьбы выслать ее. Планируется также выпуск сводов памятников историко-культурного наследия по районам области. Уже вышла брошюра по Мартукскому району, до конца года, не исключено, появятся подобные издания по Каргалинскому и Кобдинскому районам. Восемь изданий за полтора года работы актюбинского центра истории, этнографии и археологии - хороший результат. А его рубежной чертой должно стать второе издание исследования Ирины Ерофеевой "Хан Абылкайыр", которое выйдет уже в октябре.

Ответов - 9

Jake: В октябре 1868 г. царское правительство издает "Временное положение об управлении в степных областях". Все казахские земли по нему объявлялись государственной собственностью России. Права коренного населения края ограничивались. Казахов сгоняли с земли, лишали пастбищных угодий, водоемов. Свободолюбивые кочевники не могли мириться с таким положением. Вспыхнули восстания. Отряды повстанцев мешали деятельности колонизационной комиссии, которая была вынуждена возвратиться в Оренбург. Стало ясно, что добровольно казахи своих земель не отдадут. Вновь была сделана ставка на военную силу. Специальным вооруженным отрядам вменялось обязанность сгонять коренных жителей с обжитых земель силой и строить укрепленные поселения. С этой целью в Тургайскую степь из Оренбурга были направлены две казачьи сотни с двумя пушками под командованием подполковника Куторожина. В полученном им предписании значилось: "... действовать беспощадно, вооруженною рукой". К весне 1868 г. волнения степняков были жестоко подавлены. Тем не менее, в начале мая в междуречье рек Илека и Хобды был направлен второй отряд из Оренбурга в составе двух рот пехоты, сотни казаков и 14 артиллерийских орудий. Командовал войсками флигель-адъютант граф Борх. 14 мая 1869 г. отряд прибыл в урочище "Ак-Тобе" (Белый Холм). История строительства города Актобе После прибытия в урочище военного губернатора, солдаты приступили к строительству крепости. 19 мая 1869 г. под грохот артиллерийских орудий было заложено укрепление "Ак-Тобе". Крепость возводилась на двух холмах ("барбетах"). Были сооружены караульные площадки, гауптвахта, оружейное помещение. Позже солдаты построили подвалы для хранения продовольствия и боеприпасов. Для строительства домов использовался саман, подручный природный материал. К белым холмам неуютно притулилось несколько вросших в землю колченогих мазанок с земляными полами. Со всех сторон их хлестали степные суховеи, осыпая мелким колючим песком и желтой пылью. Укрепление росло. На юге востоке крепости первые дома образовали две улицы Крепостную и Гарнизонную. Через несколько лет образовались Александровская (затем была К.Либнехта, ныне улица Шернияза) и Оренбургская ( бывшая Ленина, ныне Айтеки-би) улицы. Молва о плодородных, пригородных для земледелия землях урочища и о том, что местное население им не занимается, быстро распространилась среди крестьян центральных российских губерний. С 1878 года начинают прибывать первые переселенцы- крестьяне Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерний. Встреченные коренным населением вначале с нескрываемым недружелюбием, переселенцы быстро нашли общий язык с казахской беднотой. В 1886 г. прибыла новая партия переселенцев из Астраханской губернии, поселившаяся в предместье, позже названном горожанами " Оторвановкой"... 29 мая 1891 г. военное укрепление Ак-Тобе было официально названо городом и переименовано в г.Актюбинск. Впоследствии он вошёл в состав Тургайской области.

Jake: город Актобе (Актюбинск) расположен на левом берегу реки Илек — левого притока Урала в центральной части подуральского плато, представляющего собой равнину высотой 250—400 м Город возник на месте крепости Актюбе (Белый Холм), основанной в 1869 году. В течение первых трех десятилетий после основания хозяйственная жизнь Актюбинска была тесно связана с кочевым скотоводством казахов. Одновременно происходило оседание населения вокруг селения. Плодородная почва и прекрасное расположение впоследствии привлекут сюда много переселенцев из разных концов Российской Империи. Первый генеральный план застройки укрепления был разработан в 1874 году. Поселение делилось на своеобразные микрорайоны: Курмыш, Татарская слобода, Оторвановка. Первые улицы назывались Гарнизонная, Крепостная, Оренбургская, Илецкая, Георгиевская. В 1891 году гарнизонное укрепление Актюбе преобразовали в уездный город Актюбинск Тургайской области. А в самом начале XX в. через Актюбинск прошла железная дорога Оренбург-Ташкент, которая дала новый толчок к развитию экономики города. 10 марта 1932 года Актюбинск стал центром Актюбинской области. С середины 60-х годов началось строительство жилых микрорайонов и массивов. В 1977 году Актюбинск стал центром Западно-Казахстанской железной дороги. 11 марта 1999 года по Указу Президента Республики Казахстан город Актюбинск стал называться Актобе. Актобе с казахского языка означает Белый Холм (Ак — Белый, тобе — Холм).

Antimankurt: Секретные материалы прошлого века Михаил АЛЕКСАНДРОВИЧ, "Эврика", 18 декабря 2009 г Четыре притока Илека Город Актюбинск был основан в 1869 году и представлял собой маленькое укрепление, именовавшееся Ак-Тюбе. С 1-го октября 1893 года укрепление было преобразовано в город. До Первой Мировой войны Актюбинск был уездным центром и входил в состав бывшей Тургайской области. В губернский центр переименован 8 декабря 1921 года (постановление ВЦИК № 35). Своим развитием город обязан Ташкентской железной дороге, проходящей по всей территории губернии. Не меньшее значение в развитии города сыграла переселенческая кампания в 90-х годах XIX века, выбросившая сотни тысяч семейств переселенцев в Тургайскую область. Город расположен на северо-западной окраине Казахской Республики на реке Илек при устье впадающей в него реки Джаксы-Каргалы. Площадь Актюбинска в пределах городской черты 26.973 десятины (1 десятина = 1,092 гектара), из них под застройкой находятся только 625 десятин. Местность в большей своей части представляет возвышенную плоскость, наполненную невысокими холмами. Эти холмы - не что иное, как продолжение Уральского хребта, именно той его части, которая называется Губерлинскими горами. По территории городских земель протекает река Илек с притоками: Джаксы-Каргала, Тамды, Сазда, Дженишке. Они, как и все степные реки, маловодны и мелки, в летнее время некоторые из них совершенно пересыхают. В непосредственной близости от города проходит Ташкентская железная дорога, которая образует в городе станцию Актюбинск, на территории же городских земель проходит на расстоянии 15-20 верст (1 верста = 1,0668 км). По переписи 1926 года в начале тридцатых годов прошлого века в Актюбинске числилось 20.820 человек. Рост населения по годам характеризуется следующим образом: 1897 г. - 2.817 чел., 1917-1920 г.г. - 11.880 чел., 1923 г. - 14.747 человек. По национальному составу: русских - 90% и казахов - 10%. Что касается промышленности, то крупная была развита мало, имелись лишь следующие предприятия: мельницы, кожзавод, типография и элеватор. Кустарная промышленность была развита тоже слабо, одной из отраслей этой промышленности были сапожное и портняжное дело. Жилищный кризис Общей жилой площади по городу в ту пору числилось: в частновладельческих домах - 96.409 кв.м., в муниципализированных домах - 15.569 кв.метров, из них только 1594,5 кв. метра использовались под жилье, остальные же были заняты учреждениями, школами, больницами и клубами. Удовлетворение жилищной потребности на тот момент было весьма слабое, жилищный коммунальный фонд был мал, а частновладельческие дома все были маломерны и не удовлетворяли потребности даже самого населения. В Советском Союзе в то время была установлена жилищная норма на человека - 8,10 кв.метра, в Актюбинске же на душу приходилось 4,5 кв. метра. Если говорить о благоустройстве города, то можно сказать так: его просто не было. Существующая часть города была распланирована по шахматной системе, с ориентировкой улиц на север-юг и восток-запад. Площадей в городе было пять, на одной из них, в центре города расположен рынок. Садов в городе было три, из которых один (парк Пушкина) являлся центром расположения летних "культурно-просветительных" заведений. Остальные два сада не имели такого большого значения, как первый, вследствие нахождения на окраине города одного и молодости другого. Площадь, занимаемая улицами, площадями и садами, составляла 32,5% от общей площади города. Большинство улиц не имели никаких "улучшений и в дождливое время представляли большое затруднение экипажному и пешему движению, или же покрыты значительным покровом наносного песку". Только около 2 километров улиц имели покрытую гравием проезжую часть, и то нуждающуюся в капитальном ремонте. Площади также не имели искусственных покрытий. Мостовых в прямом смысле этого слова в Актюбинске не было, а были "улучшенные проезды", покрытые слоем гальки. Таких "улучшенных дорог" насчитывалось 2 км с шириной проезжей части в среднем 7 метров, что составляло 3% от общего протяжения проездов, общая длина которых была равна 65 км. Правда, на тот момент эти 2 километра "улучшенных дорог" находились в ужасном состоянии, т.к. не ремонтировались уже 10 лет. Тротуаров для пешеходов в городе не существовало, не было и водостоков, хотя город испытывал в них сильную нужду. Во время весенних и дождевых осенних месяцев вода, не имея естественных уклонов для стока, застаивалась большими лужами, которые затрудняли "не только пешеходное, но и экипажное движение". В связи с этим было намечено "прорытие 10 км. канав". Неудовлетворенные горожане Население города пило воду из открытых колодцев, которые пополнялись за счет грунтовых вод. Вода имела горьковатый привкус, большое содержание солей и к разряду здоровой питьевой воды отнесена быть никак не могла. В 1927 году были разработаны проект и смета, но к началу тридцатых годов водопровод так и не был построен. Причина проста - не было денежных средств. Банк выдавал долгосрочную ссуду в размере 300.000 рублей, а на постройку требовалось 500.000 рублей, остальные 200.000 должны были покрываться из бюджета горсовета. Резервы были найдены, определили минимум работ и решили отказаться от "укладки сети за железной дорогой, уменьшить длину сети в городе, отказаться от постройки водонапорной башни, жилых домов". С электричеством тоже была морока. В городе была электростанция с мощностью двигателя в 29 лошадиных сил и освещала лишь небольшую часть города. Поломки, правда, случались часто. Пригласили инженера саратовского отделения электротреста. Проведя осмотр, он вынес вердикт: выгоднее построить новую, нежели ремонтировать существующую. В то далекое уже от нас время в ведении горкомхоза находилась одна баня с 8-ю номерами и 2 бани с общими отделениями. Пропускная способность была рассчитана на 250 человек при работе в две смены. Обе требовали ремонта и переоборудования. Существовали 2 частных бани, но и этого было недостаточно, степень "удовлетворенности" населения города в банях была всего лишь 50 процентов. Про пожарную охрану в Актюбинске сказано в двух предложениях: "Пожарная охрана города, где имеется очень много деревянных домов, крайне примитивна и не удовлетворяет городских потребностей. Мы предлагаем закупить два пожарных автомобиля стоимостью в 40.000 рублей". Не город, а одно название Вопросы оздоровления городской коммунальной жизни и ее благоустройства были объявлены ЦК партии в июне 1931 года очередной политической задачей. Это было выражено в словах товарища Сталина: "… все это создает такую обстановку работы и быта рабочего класса, которая дает нам возможность вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов". А в далеком Актюбинске при свете коптилки (электростанция вышла из строя), наверняка, партийный работник пишет заключение "Исторического обзора развития города Актюбинска". "Из этого обзора жилищного фонда, который был сделан, ясно, что Актюбинск лишен самых элементарных удобств, что громадное подавляющее большинство строений нельзя назвать домами, это скорее глинобитки, хибарки, но отнюдь не жилые дома городского типа. Нужда жилищная крайне острая, жилая площадь на жителя не достигает и 50% нормы. Между тем город быстро растет, население за последние три года увеличилось на 50%. Он становится экономическим и культурным центром большой и богатой области, промышленность развивается, культурные учреждения расширяются, а стало быть, наступил момент, когда жилищное строительство приобретает сугубо важное значение, причем отсутствие его, несомненно, послужит непреодолимым препятствием дальнейшему росту города, его культурного и экономического развития, что несомненно задержит и рост экономической мощи всей губернии. Этим объясняется, почему в ближайшие пять лет намечены электростанция, водопровод, новая баня, жилстроительство городского типа, мощение улиц и прочее. Необходимо наконец привести город в должный культурный вид и дать возможность населению города получить хоть минимум удобств".


Ivan.kadura: Привет.С Рождеством! Очень интересная информация.А есть ли информация в документах и в каких архивах её можно найти о людях,что переселялись в 1870-1920 годах в Актюбинскую область,примерно знаю,что эти люди были и из Украины и из России.Мой дед Кадура Иван родился там,в Актюбинской обл. в 1912 году,а вот откуда были его родители это очень интересно.Есть такая запись о том,что он родился в (не разборчиво)"с. Сосвятском",интересно было ли такое село в те годы там...Как можно"раскопать" это,может быть в тех новых церквях,что создавались,строились в те годы для переселенцев,в их поселениях,что то и записывалось? И где теперь эти документы,в России или в Казахстане?

Кардинал: Жаке а какой родовой состав волостей Темирского уезда?

Jake: Асет-ага расписал здесь

Antimankurt: Абат Байтак: заговоренные камни Туристический маршрут Актобе – Кобда – Жиренкопа весьма интересен и привлекателен, поскольку проходит по району с богатой древней историей. Вы можете побывать на средневековом некрополе и восхититься прекрасными творениями зодчества XIV–XV веков, пройтись по земле, которую воспевали в эпосах акыны, поклониться могиле Кобланды-батыра, увидеть его прославленный кайрак-тас – каменную глыбу, о которую он точил свой меч перед очередным сражением и, наконец, посетить аул Булак, где родилась Герой Советского Союза Алия Молдагулова. Удобен маршрут и тем, что все эти объекты находятся близ международной трассы. Этим объясняется большое стремление акима Кобдинского района Любови Исмагамбетовой развивать туризм. Как говорит Любовь Кабылгужиевна, сегодня уже прорабатываются предложения о музеефикации некрополя Абат Байтак, с тем, чтобы создать на этом месте соответствующую инфраструктуру для удобства туристов. И это вполне реально. Пример тому – возведенный не так давно по инициативе акима области Елеусина Сагиндикова уникальный мемориальный комплекс на берегу Большой Кобды в поселке Жиренкопа на месте захоронения легендарного батыра Кобланды, и возрождение родного аула Алии, который тоже превращается в музей под открытым небом. Уже сегодня энтузиасты из числа коренных жителей готовы провести вас на некрополь и по другим историческим местам. Буквально влюблен в свою малую родину здешний крае-вед, аксакал Галымжан Байдербес. Правда, сегодня он проживает в Актобе, но долгие годы жил и работал в селении имени Алии, создал там краеведческий музей, собирая по крупицам материалы о славной дочери казахского народа. И по сей день Галымжан Байдербес считает своим долгом знакомить с историей своего края подрастающее поколение. Возглавляемое им общественное объединение «Қос Шынар» уже второй год осуществляет такую миссию – реализует госзаказ по патриотическому воспитанию молодежи. Аксакал возит детей из малообеспеченных семей и детских домов по заповедным местам. – В прошлом году, – говорит Галымжан-ага, – в родном ауле Алии, на мемориальном комплексе Кобланды-батыра, некрополе Абат Байтак побывало более 200 ребят. Видели бы, как они восхищались великолепием древнего памятника. Питомцы Алгинского детского дома, когда я их повез на комплекс Кобланды, были поражены увиденным. Сказали, что будто в сказке побывали. Впрочем, и сам аксакал когда-то не менее был поражен великолепием этого архитектурного памятника. Это случилось в 1979 году. Заболела четырехлетняя дочь. И куда только ни возил он ее на лечение. От частых инъекций у девочки началось обострение – она не могла говорить. Аксакалы аула посоветовали ему повезти ее к святому месту – на Абат Байтак, зарезать там барашка и дать ас. – О мавзолее я тогда услышал впервые,– рассказывает Галымжан-ага. – Запротестовал сначала: что вы, какой Абат Байтак, какой ас! Я же коммунист! Ведь тогда на это был большой запрет. Но страх за жизнь дочери оказался все же сильнее коммунистических воззрений. Рано утром, тайком, на арбе, вместе с женой Фаризой и больной дочерью, они выехали из поселка на святое место. – Вы знаете, у меня просто перехватило дух, когда увидел этот мавзолей, – вспоминает аксакал. – От него как будто исходила какая-то магическая сила. Верьте или не верьте, но после этого дочь пошла на поправку. Сейчас она у меня вон какая вымахала! Лишь тогда Галымжан-ага узнал, что, несмотря на запреты в те времена, местные аксакалы все равно бывали тайком на древних погребениях, читали регулярно молитву, поклонялись предкам своего рода. О магической силе древнего памятника, о здешних захоронениях не перестают говорить в окрестных селах и поныне. Особый интерес к ним и у историков, этнографов, археологов. Для специалистов Абат Байтак – ключ к разгадкам тайн степной Евразии, а для туристов – связующая нить с эпохой средневековья. И это, действительно, так. Здешние места до сих пор таят в себе много неизведанного. Древние курганы-могильники, культовые памятники, кулпытасы – их сотни, и каждый – богатая летопись истории и культуры. Но особо поражает воображение единственный, сохранившийся на территории Западного Казахстана, памятник зодчества XIV–XV веков – Абат Байтак. В районном историко-краеведческом музее о нем собран огромный материал. – Двери нашего музея открыты для всех, – говорит старший сотрудник Камилла Корпешева. – Кто бы ни приезжал в район, обязательно заглядывают сюда, чтобы ознакомиться с экспонатами. Слева от входа внимание любого посетителя сразу привлекает макет мавзолея Абат Байтак. «Как? У вас в районе есть памятник такой древности?» – удивляются многие и тут же просят провезти их к нему. Кобдинский район богат памятниками старины. Недавно музей пополнился еще двумя ценными экспонатами – кувшинами эпохи бронзы. Обнаружены они были в урочище Бегалы в местечке Кызыл-жар. Археологи предполагают, что там находится погребение людей из богатого сословия той эпохи. В этом месте некая организация грузила в машины экскаватором строительный песок. А тут – находка! Работы сразу же были приостановлены. О том, что были потревожены бегалинские древние курганы, сообщили в музей учащиеся местной школы. Теперь кувшины эпохи бронзы выставлены на самом видном месте. Археологи намерены произвести в урочище Бегалы дополнительные раскопки. И не только там, но и в районе курганов близ Абат Байтака. Заслуженный работник культуры Еркин Курманбеков к воссозданию и сохранению памятника древнего зодчества – Абат Байтака – имеет, можно сказать, прямое отношение. Ведь долгое время в постсоветский период мавзолей был заброшен, о нем и не вспоминали. Специалисты посчитали безвозвратно его утерянным, а кто-то и вовсе не относил к ценным историческим памятникам, отмахиваясь: зачем, мол, нам культовое могильное сооружение. Так вот, будучи руководителем областного управления культуры, Еркин Курманбеков одним из первых поднял вопрос о необходимости спасения Аббат Байтака и многих тогда удивил тот факт, что в области до сегодняшнего времени сохранился такой древний памятник. – Это уникальное сооружение периода Золотой Орды, – говорит Еркин-ага. – По архитектурному стилю аналога ему нет во всем Казахстане. Подобные памятники портально-шатрового типа есть, только в Челябинской области России, в Башкортостане. ...Мавзолей виден издалека, за несколько километров, он будто подпирает небо. Неизвестный мастер-архитектор, сооружая его, предусмотрел и эту особенность. Аббат Байтак для заблудившегося путника, словно маяк в безлюдной степи. Исследователи предполагают, что в солнечную ясную погоду величавый его шатровый купол сверкал некогда яркой лазурью. Что это за лучезарный материал, каков его химический состав и как он изготовлен – ученые пытаются разгадать. Сам мавзолей построен из жженого кирпича – местного сырца – крепкого, монолитного. Древние мастера использовали для его изготовления молоко и конский волос. По словам директора Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии, кандидата исторических наук Армана Бисембаева, возможно, в этой местности было когда-то огромное поселение, поскольку обломки подобного жженного кирпича найдены во время раскопок и южнее от Абат Байтака, где расположена целая цепочка курганов. По древней традиции так возводилась сагана – построенные прямоугольные оградки из того же жженого кирпича, которые затем засыпались землей в виде погребального холма. Проступающий из-под насыпей кирпич того же самого размера, что и на Абат Байтаке. Причем часто на них имеются следы пальцевых давлений. – Это своеобразный фирменный знак золотоординских архитекторов, – утверждает Арман. – Мало того, на сырцовых саманных кирпичах тоже были обнаружены какие-то знаки. Скорее всего, мастер расписывался так. Гипотеза ученых о том, что здесь, возможно, было поселение, основывается и на результатах археологических раскопок: в 2006 году на берегу речки Кобда на срезе были найдены помимо жженных кирпичей также остатки выхода золы, костные человеческие останки. С севера от Абай Байтака обнаружены курганы скифо-сакской эпохи. А чуть дальше прослеживается цепочка средневековых захоронений. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу, что Абат Байтак является лишь частью огромного комплекса историко-культурных проявлений, связанных с формированием в Западном Казахстане древних мусульманских традиций, и мавзолей, по сути, и есть их самое прекрасное воплощение. Что характерно, он окружен большим количеством захоронений более позднего периода – XVIII – начала XX веков, с хорошо сохранившимися стелами высочайшего камнерезного искусства. Словом, это огромный музей под открытым небом и, оказываясь здесь, ты будто прикасаешься к великим тайнам далекого прошлого. Как полагают ученые, высота мавзолея достигала когда-то 16 метров, основа у него четырехгранная: 8 х 8, что характерно для стиля средневековья. Кто был мастером строительства, так и осталось тайной за семью печатями. Нет никаких данных – ни письменных, ни устных. Мы стоим у подножия мавзолея и, прежде чем войти внутрь, просим местного муллу прочитать молитву. Купол сооружения сразу бросается в глаза: округленный типа барабана, на нем выведены 11 граней в виде ложных окон – больше для изящества. Если смотреть издалека, они выглядят как орнамент и создают красоту архитектуры. Выше барабана идет купольная часть, похожая на шатер. Поэтому мавзолей относят к шатровому виду. Передняя его часть очень высокая, четырехгранная и сегодня получила название «портальная». Ее восстановили при реставрационных работах в 2004–2006 годах в рамках Государственной программы «Культурное наследие». Было выделено для этого 32,5 миллиона тенге. Ученые перед этим провели большую изыскательскую работу, чтобы установить: был ли портал у памятника или нет? Для этого обратились к историческим документам. Кстати, первое описание памятников археологии района было связано с исследованиями российских ученых территории Оренбуржья и прилегающих регионов Западного Казахстана в середине XVIII века. Петр Рычков дал тогда подробную характеристику природно-географических условий региона. Созданная во второй половине XIX века Оренбургская ученая архивная комиссия объединила в своих рядах представителей передовой мысли того времени и много сделала для изучения памятников края. Результаты работ энтузиастов и краеведов публиковались в специальном издании «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии». В 1910 году французский исследователь Иосиф Кастанье провел самостоятельные раскопки на территории Западного Казахстана и опубликовал обобщающую работу «Древности Киргизской степи и Оренбургского края», в которую вошли многие древние памятники культуры. Он один из первых собрал материалы по знаменитому мавзолею Абат Байтак, сделал даже некоторые графические рисунки. В советский период исследования в регионе начались в 20-е годы, но тогда они носили эпизодический характер. Коренное изменение ситуации произойдет в 70-х, когда был сформирован Западно-Казахстанский отряд в составе археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, проводивший исследования совместно с сотрудниками Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Позднее Аббат Байтак, можно сказать, был открыт заново. Дополнительным аргументом того, что сооружение относится к XIV–XV векам, послужило и предание о том, что мавзолей построен над могилой Абата – сына известного философа Асана Кайгы. Как гласит легенда, Абат трагически погиб здесь, в урочище Бескопа, когда по поручению отца искал привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей – желмая и разбился. И мавзолей в кратчайшие сроки построен всем населением степи. Отсюда и вторая часть названия – байтак, что означает широкий. Основной вариант предания, как пишут исследователи, рассказан жителем поселка Талдысай Кобдинского района Шайким-аксакалом в 1980 году. В основной погребальной камере мавзолея были обнаружены пять надмогильных сооружений типа сагана. Как пишет актюбинский ученый, кандидат исторических наук Рахым Бекназаров, «в центральной могиле был прослежен неполный скелет человека зрелого возраста. На дне ямы среди древесного тлена расчищены железные детали (пластины, скобы, уголки) от крепления гроба. Среди этих вещей обнаружена железная булава с ребристой головкой и круглой втулкой для рукояти. Ее общая высота 9,5 сантиметра, диаметр втулки 2,6 см». Что же это могло быть? Посох? Скипетр? Жезл? Ясно только, что предмет из центральной могилы мавзолея положен не случайно и является одним из символов власти, почета погребенного, сделал вывод ученый. Того же мнения придерживается и Еркин Курманбеков, полагаясь на данные исследований. «Здесь похоронен видный человек, – говорит он, стоя у могильного холма и окидывая взором внутреннее убранство мавзолея. – Такого масштаба сооружение строилось только представителями ханского сословия, выходцами из рода торе. И то, что он, по устным преданиям, был воздвигнут над могилой Абата – нельзя исключить». Еркин-ага вспомнил и отдельные отрывки из легенды о том, что род Абата кочевал по территории Западного Казахстана вдоль рек – Едиля, Жиренкопы, Сырдарьи до Каспия. «Есть эпос под названием «Қрымнын қырық батыры», – рассказывает он. – Так вот в нем говорится, что Абат-батыр – выдающаяся личность, оратор, бий, прославленный человек. У народа пользовался большим уважением. И не было ему равных по мудрости, богатству среди 40 крымских батыров. Кстати, часть этого эпоса сегодня хранится в Академии наук Казахстана». Интерпретируя слово «байтак», Еркин Курманбеков связал его с местонахождением здесь в давние времена большого поселения. «На этом месте за два года до образования Золотой Орды был город, – говорит он. – Здесь проходил караванный путь. Сами посудите, если в этих местах не было жизни, откуда могли появиться древние захоронения, более 200 с лишним кулпытасов». По предположениям исследователей, здесь был город Байтак. Два года назад во время раскопок курганов археологи наткнулись на отдельные предметы быта, уникальные изделия, украшения. Все эти находки сегодня бережно хранятся в областном музее. Любовь Исмагамбетова взяла в руки один из обломков жженого кирпича и приложила к уху: «Если постучать, у каждого из них – неповторимый звук. Вот послушайте». Стучу и прислушиваюсь. Действительно, звуки разные, необычные. «Очень тонкая работа! – восхищается Любовь Кабылгужиевна.– В 90-е годы как-то реставраторы попытались восстановить разрушенную часть мавзолея обычным заводским красным кирпичом, так он долго не выдержал – разрушился». Зато позже это учли. Специалисты исследовали состав кирпича, построили в Кобде две печи для обжига, использовали местное сырье, постарались соблюсти всю технологию мастеров средневековья – после обжига выдерживали материал в течение 22 дней. На сооружение портала разрушенной купольной части ушло не менее 30 тысяч штук жженого кирпича. В октябре 2006 года мавзолей приобрел как бы свой первозданный вид, каким его, видимо, увидел впервые французский ученый Иосиф Кастанье. Любовь Исмагамбетова обратила наше внимание и на акустику внутри мавзолея. Для ее исследования в свое время приезжал заслуженный деятель культуры РК, музыкант, ведущий телевизионной передачи «Қазақтың салт дәстүрі» Юрий Аравин. Впрочем, не только для исследования, но и чтобы снять фильм-заставку о знаменитом памятнике древности. Из Алматы вместе с ним прибыла съемочная группа. Чтобы запечатлеть звучание кобыза и домбры пригласили местных музыкантов Жетеса Жамекова и Жайлау Асылханова. Операторы работали на некрополе до позднего вечера и сняли купол мавзолея на фоне заката. Сама аура, обстановка, музыка, исполняемая на народных инструментах, внутри мавзолея вызывали впечатления незабываемые. Звуки кобыза и домбры то опускались, то взлетали ввысь под купол и очаровали всех слушателей. «Такое чувство, – говорит Любовь Исмагамбетова, – будто переносишься в седую древность и перед глазами предстают события того времени». Недалеко от мавзолея Абат Байтак расположилось еще одно сооружение – точная его копия, но меньших размеров и построенная из сырого материала, не из жженого кирпича, а из самана. Поэтому строение под воздействием климатических условий наполовину обвалилось, разрушилось. Построено оно было чуть позже и названо в народе «Қыз-аулие». В нем во время раскопок были найдены женские украшения, девичьи костные останки. «В этом сооружении тоже есть какая-то святая сила», – говорят знающие люди. Возле него чаще всего можно увидеть женщин в жаулыках, которые, подойдя, обязательно дотрагиваются до его стен руками. С северной стороны от памятников древней культуры сформировался большой некрополь XVIII – начала XX века со стелами-кулпытасами. Ни один камень не повторяет другой. По словам Еркина Курманбекова, единственный их автор, который известен, это Мыктыбай-тасшы. Его имя выведено на некоторых памятниках. Такие кулпытасы устанавливали не каждому смертному. Доставляли камни, по мнению исследователей, верблюжьим караваном из Мангистау. Они легко поддавались обработке и в руках мастеров превращались в настоящее произведение камнерезного искусства. В основном на кулпытасах – арабская письменность, обозначено происхождение, род покойного. Для этого выведена на камне тамга. По ней ученые определили, что здесь покоятся влиятельные люди из рода табын, шекты, кете, ожрай и других. На некоторых кулпытасах мастера использовали геометрические и растительные формы. Видимо, это зависело от фантазии камнереза. Верхние части стел уникальны – на них изображения предметов быта. Если вырезано ружье, можно предположить, что в этой могиле покоится мужчина, который занимался охотой, если украшение, растительный орнамент – женщина. В западной части некрополя есть еще один кулпытас, который не похож на другие. Это деревянная стела, которая от удара молнии затвердела и окаменела. Ее так и называют – «окаменевшее дерево». Геометрические квадраты, растительные узоры, изображения животных, тамга и многое другое – все это четко и аккуратно выведено, не повторяя друг друга, на каждом кулпытасе. На отдельных стелах верхняя часть в форме человеческой головы, ниже – туловища. «Они несут в себе много информации и требуют более глубокого изучения, – говорит Еркин Курманбеков. – Это богатая летопись культуры наших предков. И уже сегодня необходимо сделать все, чтобы сохранить эти памятники старины, поскольку время берет свое – часть кулпытасов уже разрушается, некоторые засыпаны землей. Они – живая память истории и необходимы нам и нашим потомкам, Ведь сюда, если завтра открыть туристический маршрут, несомненно, хлынет поток ценителей древности». А он хлынет. Интерес к памятникам древности большой. Важно теперь наладить хорошее экскурсионное обслуживание. Вместе с акиматом Кобдинского района такую работу областной историко-краеведческий музей уже начал проводить. Его сотрудники тоже выставили у себя макет мавзолея Абат Байтак, других памятников культуры и гости, проявившие интерес к ним, посещали некрополь, другие исторические места. Так что экскурсионный маршрут Актобе – Кобда – Жиренкопа потихоньку набирает обороты. Так, за комплексом Кобланды батыра специально закрепили научного работника, опытного экскурсовода. Жиренкопа располагается на казахстанско-российской границе, и потому сюда часто наведываются ценители памятников древней культуры из соседнего государства. Для туризма маршрут очень удобный во всех отношениях, так как помимо многих памятников древней культуры здесь много природных заповедных мест. Интересную мысль высказал о перспективе развития туризма, в частности, на некрополе Абат Байтак и директор центра археологии и этнографии Арман Бисембаев. По его мнению, сегодня лучшим вариантом было бы превратить некрополь в научно-исследовательский центр в виде комплексного музея под открытым небом. В то же время для привлечения туристов раскопать один из курганов железного века, чтобы восстановить его подземные структуры, как это сделали российские археологи в Челябинской области. «У нас это тоже возможно, – говорит Арман.– Все зависит от проекта и средств». В управлении по охране памятников и древней архитектуры к таким проектам также проявляют интерес. ...Мы уезжали с некрополя ближе к полудню. Погода стояла солнечная, словно давая возможность нам дольше любоваться красотой и изяществом древних памятников культуры. Абат Байтак вновь поразил своим великолепием, как бы слившись своим куполом с голубизной неба. Жубаныш БАЙГУРИНОВ фото автора Актюбинская область http://www.kazpravda.kz/c/1297976174/2011-02-18

Jake: Султангалиева Г. С. История Актюбинского уезда (1869-1917) История Актюбинской области, Актобе, 2007

Laci Pappan: Крутейшее казино, которое я когда-либо встречала в интернете. Обожаю этот сервис --> www.vulcanvegas-slots.com/. Крутая атмосфера, качественный сервис и возможность постоянного заработка. Всем советую!!!



полная версия страницы