Форум » Краеведение » История Тараза и Жамбылской области » Ответить

История Тараза и Жамбылской области

Jake: История Тараза История возникновения Тараза, однако, скупо освещена источниками, и поэтому развитие города лишь с трудом и неполно проглядывается сквозь дымку прошедших столетий. Памятники письменности и археологические находки характеризуют Тараз уже не первоначального, а более позднего периода его развития. Однако скудость исторических сведений, неточность описаний, слабость тогдашней географии привели к тому, что до 1936 года невозможно было установить местонахождение древнего Тараза. Новейшие археологические данные значительно расширили представление о Таразе. Этот город, известный в письменных источниках под разными названиями, сохранил в своих культурных слоях историю народов, проживавших здесь в течение почти двух тысяч лет. Таким образом, возникновение оседлого поселения на месте этого города произошло, видимо, еще в начале нашей эры. Условно принято считать годом основания Тараза 568 год, к которому относится первое письменное упоминание о городе в греческих источниках истории трансконтинентальном пути. Способствовали этому сравнительно мягкий климат, плодородные почвы, богатые пастбища окрестностей, что привлекало сюда многих мирных животноводов и земледельцев. Развернувшаяся между Персией и Византией борьба за контроль над важнейшим торговым путем вынуждала обе стороны искать союзников в целях получения людских резервов. В связи с этим Византия и отправила послов к западно-тюркскому кагану Дизабулу, под властью которого находился Тараз. Китайский паломник - буддийский монах Сюан Цзян, проезжавший через Тараз в 630 году, сообщает, что “прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли (ли - китайская мера длины, равная 576 м в окружности". Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку... ” Сходство материала раскопок из городища Тараза с материалом близлежащих курганных могильников гуннских и усуньско-кангюйских племенных объединений свидетельствуют о привнесении тюрко-язычных монголоидных черт и элементов в оседлую культуру местного, в основном, европеидного населения. По выражению А.Н. Берштама, “это была эпоха совпадения процессов антропо- и этногенеза, положившая начало”. В 751 году в районе реки Талас (выше современного города Тараза) китайские войска, в составе которых были и войска кара-тюргешей, впервые столкнулись с арабами и были разбиты ими на голову. Несмотря на победу, арабы ушли обратно. Северо-восточную часть города занимала укрепленная цитадель-резиденция местных правителей. Здесь находился дворец - “арк”, или “кухендиз”, где проживали властитель города или его наместник, высшее духовенство и личная охрана. Здесь же находился монетный двор. С юга с цитадели примыкал шахристан (медина) с мечетью, базарами и кварталами привилегированных ремесленников, к каковым относились оружейники, ювелиры, медники, портные, ткачи, сапожники и другие. Здесь же проживали купцы, духовенство, войско. Цитадель и шахристан занимали площадь современного Центрального колхозного рынка (Зеленого базара) Тараза. Наибольшего расцвета древний Тараз достиг в XI-XII веках при Караханидах, с завоеванием края которыми (в 999 году) династия Саманидов прекращает свое существование. Вместо более или менее централизованного Семанидского государства Средняя Азия разбивается на ряд уделов, центром одного из которых становится Тараз. Город имел подземную водопроводную сеть из гончарных труб, мощеные улицы и тротуары, канализационный коллектор. Большой интерес представляла городская баня, сложенная из жженого кирпича в виде многокупольного здания. Предместья города-рабады сильно расширились, включив в свои пределы не только ряд замков землевладельцев-феодалов, но и некоторые, начавшие приходить в упадок города, расположенные вокруг Тараза, как, например, Нижний Бархстан (территория нынешнего свеклосовхоза), Джикиль (теперь Дунгановка) и другие. Письменных сведений о завоевании Тараза монголами нет, но, по-видимому, город оказал монголам значительное сопротивление, почему и был разрушен ими до основания, о чем свидетельствует остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Город, видимо, был переименован монголами в Яны (Новый), поскольку при дальнейшем упоминании его как европейские, так и арабские источники пишут: “...город Яны, называвшийся до завоевания Таразом”. Славный город при монголах теряет свое прежнее значение и самостоятельность, о чем говорят и археологические находки. Расцвет оседлой культуры в Таразе и округе сменился противоположным процессом-упадком. Беспрерывные междоусобные войны в Среднем Азии, препятствовавшие торговле с отдаленными странами, и открытие морского пути из стран Западной Европы в Индию привели к прекращению торговли по древнему “шелковому пути” и запустению городов, лежавших на этом пути. В последний раз Тараз упоминается в 1913 году в связи с походом к нему казахского хана Касыма. При казахских ханах на месте древнего города Тараза существовало, по- видимому, лишь небольшое селение, жители которого занимались ремеслом, земледелием и скотоводством. В 1723 году Таласская долина, как и большая часть южных областей Казахстана, была завоевана джунгарами, которые и владели ею почти до 1775 года. В 1856 году город был переименован в Аулие-ата. Это название он получил в честь Карахана - основателя династии Караханидов. Проповедники ислама, используя легенду о воздвигнутом в XII веке мавзолее Карахана, на месте срытого уникального памятника строят новый мавзолей с минератами, который не имел ничего общего со старым. За этим новым мавзолеем было сохранено древнее название “Аулие-ата”, которое получил и город. К этому времени город вновь стал значительным торгово-ремесленным центром. Ежегодно здесь проходила крупная весенняя ярмарка. Изделия ремесленников и продукция земледелия обменивались на предметы животноводства казахов-кочевников.

Ответов - 4

Jake: ТАРАЗ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД ВОЗНИК в VI веке на Великом Шелковом пути. Назывался он Талас. Китайский палом-ник - буддийский монах Сюань Цзян, проезжавший через этот город, со-общал, что "прибыл в город Та-лосе, имеющий 8 или 9 ли (ли - китай-ская мера длины, равная 576 м) в окружности. В нем живут купцы из разных стран. Земля и климат такие же, как в Суйе...". К сожалению, в письменных источниках того време-ни конкретно не поясняется, что пред-ставлял собой Талас, но о нем гово-рится, как о довольно большом го-роде. Исследования доказывают, что в Та-ласе, как и в других городах Южного Казахстана, тюрки являлись основным населением, включая в свою сре-ду также согдийцев, арабов, персов, сирийцев. В результате межплемен-ной борьбы в начале VIII века тюргеши распались на две ветви - черных и желтых. Черные (кара-тюргеши), владели районом долины реки Талас. В сере-дине VIII века Талас становится их столицей. В 751 году в районе реки Талас китайские войска, в составе которых были и войска кэра-тюргешей, впервые столкнулась с арабами и были разбиты ими. Несмотря на победу, арабы ушли обратно. В 766 году кара-тюргеши, раздираемые внут-ренней междоусобицей, были разби-ты усилившимся к этому времени тюр-кским племенем - карлуками (харлу-хами), пришедшими с северо-запада. И город Талас с того времени в мусульманских источниках называется Тараз. Постепенно город развивает-ся, представляя собой уже значитель-ный и богатый город-государство. В 893 году большая часть Сред-ней Азии, в том числе и долина реки Талас, была завоевана арабами. С приходом арабов к концу X века Та-раз приобретает характерные черты среднеазиатского города, планиров-ка которого ярко отражала неравен-ство различных слоев населения. Се-веро-восточную часть города зани-мала укрепленная цитадель - рези-денция местных правителей. Здесь находился дворец - "арк" или "кухе диз", где проживали властитель города, высшее духовенство и личная охрана. Здесь же находился монетный двор. С юга к цитадели примыкал шахристан с мечетью, базарами и кварталами привилегированных ремесленников: ювелиры, портные, ткачи, оружейники, сапожники и другие. Здесь же проживали купцы, духовенство, войско. Цитадель и шахристан занимали площадь современного Центрального рынка. За шахристаном находились рабады - предместья горе да, где размещалась основная масс ремесленников и городская беднота. Здесь же были разбиты сады и огороды. Весь этот комплекс был обнесен глинобитной стеной с вратами и башнями. Наибольшего расцвета древний Тараз достиг в Х1-ХП веках при караханидах, завоевавших этот край в 99! году. Значение и мощь города был настолько велики, что он самостоя-тельно выступил в военный поход против Самарканда и временно завоевал его. В период в городе и его окрестностях были со-зданы уникальные памятники, в том чис-ле и мавзолеи Айша-Биби и Карахан. Го-род имел подземную водо-проводную сеть из гон-чарных труб, мощные улицы и тротуары. Большой ин-терес пред-ставляла го-родская баня, сложенная из жженого кирпича в виде многокупольного здания. Предместья города - рабады сильно расширились, включив в свои пределы не только ряд замков земледельцев-феодалов, но и некоторые, начавшиеся приходить в упадок, города, расположенные вокруг Тараза, как, напри-мер, Нижний Барсхан (территория ны-нешнего свеклосовхоза), Джикиль (Дунгановка) и другие. Не одним рынком был славен Та-раз. Европейские купцы лишь мечта-ли о таком размахе торговли. Этот город, чеканивший свою золотую, серебряную и медную монеты, был не только крупным перевалочным пун-ктом международной торговли. На протяжении многих веков он оста-вался одним из важнейших центров цветной металлургии. С течением времени под влиянием междоусобных войн государство караханидов сильно ослабло и в конце XII века оно, в том числе и город Тараз, было завоевано кара-китаями. В 1210 году кара-китаи были раз-громлены хорезмшахом Мухаммедом. Но и он не долго владел городом, ибо уже в 1220 году почти вся Сред-няя Азия и территория Казахстана были завоеваны монголами. Письменных сведений о завоева-нии Тараза монголами нет, но, по-видимому, город оказал значитель-ное сопротивление и был разрушен до основания. Славный город Тараз при монголах был переименован в Яны (Новый), поскольку при даль-нейшем упоминании его как в евро-пейских, так и в арабских источниках писали: "Город Яны, называвшийся до завоевания Таразом..." Он теряет свое прежнее значение и самостоя-тельность, о чем. говорят и археологические находки. Беспрерывные междусобные войны в Средней Азии привели к прекращению торговли по древнему Шелковому пути и запусте-нию городов, лежавших на этом пути. В последний раз Тараз упоминается в 1513 году в связи с походом к невековья, бывший ранее столицей, превратился вначале в простое посе-ление, затем сошел со сцены и был забыт, как и его древнее название.

Jake: Каменные изваяния обретают приют НА ТЕРРИТОРИИ Жамбылской области сохранилось боль-шое количество археологичес-ких памятников, оставшихся от раз-личных племен и народов, прожи-вавших на древнем караванном пути или, как его называли, Великом Шел-ковом пути, соединявшем крупней-шие государства древности. Среди них особую группу представляют мо-нументальные скульптуры - камен-ные изваяния кочевой степи, дати-руемые VI-IX веками нашей эры. За последние годы сотрудниками Жамбылского областного историко-краеведческого музея собрано бо-лее 60 изделий из камня средневе-ковых мастеров. Эта коллекция по праву может считаться жемчужиной музея, его гордостью. Первые находки каменных извая-ний на территории нашего края были сделаны еще в конце XIX века крупным ученым В.Б.Бартольдом и членом "Туркестанского кружка лю-бителей археологии" В.А.Каллауром, который работал начальником Аулие-Атинского уезда 18 лет и занимал-ся изучением истории местного края. Что же представляют собой древнетюркские каменные изваяния, раз-бросанные когда-то в степях наше-го края? Ученые по разному объясня-ют их смысл и значение. Одни счи-тают, что эти древние памятники -изображения побежденных или уби-тых тюрками врагов, вторые - изоб-ражения самих тюрков, а третьи -поминальные сооружения. До сего времени среди ученых нет единого мнения по этому поводу. Среди каменных изваяний в кол-лекции Жамбылского областного историко-краеведческого музея боль-ше всех встречаются нагрудные ук-рашения, предметы вооружения, чаши, кубки и сосуды цилиндричес-кой формы. Имеются также фигуры с птицей в руке, свидетельствующие о том, что с древней-ших времен здесь занима-лись охотой с беркутом. К коллекции каменных из-ваяний Жамбылского обла-стного историко-краеведчес-кого музея проявил боль-шой интерес премьер-ми-нистр Республики Казахстан И.Тасмагамбетов во время посеще-ния музея. Он предложил выстро-ить для уникальной коллекции му-зей, равных которому не будет во всем Казахстане. С радостью сооб-щаем, что его пожелание и предло-жение осуществляется. ПРИБЛИЖАЕТСЯ знаменатель-ная дата - 2000-летие древ-него Тараза. В Жамбылском об-ластном историко-краеведческом музее полным ходом идут ремонтные и реэкспозиционные работы всех залов, охватывающих историю края древнейших времен до сегодняшних дней. Эти работы возглавляет президент ЗАО "ЗАМАНТУ" Ш.Кожаханов, имеющий большой опыт по оформлению музеев Казахстана, настоящее время по его проекту завершается строительство необычно и уникального музея - музея каменных изваяний аналогов которое нет не только в Казахстане, но и странах СНГ. Необычна конструкция музея - полукруглое сооружение символизирующее и курган, на котором ставились каменные изваяния, и юрту - древнейшее жилище кочевников, и полусферу - связь времен и поколений. Художественно-оформительские работы проводятся художником ЗАО "ЗАМАНТ" Б.Казангановым, живописные - художником-живописцем С.Пожарским. С их помощью каменные изваян! предстают перед нами в своем естественном месторасположении оживают, рассказывая об истории древних племен и народов. Собранная коллекция каменных изваяний будет размещена в двух направлениях и двумя ярусами, нижнем зале разместятся в основном изваяния периода Тюркского каганата VI-VIII вв. Показ их будет максимально приближен к естественным, природным условиям: где как они стояли возле кургана или ограды в степи, с каменными и зем-ляными оградами. Каменные извая-ния тюркского периода, по утверж-дению академика А. Маргулана, изображали "ораторов, поэтов, скотово-дов, музыкантов, шаманов и других знатных людей". В коллекции каменных изваяний имеются оккультные скульптуры древ-них тюрков. По письменным источ-никам известно, что древние кочев-ники поклонялись, в основном, ду-хам предков, почитая Верховное бо-жество Тенгри, богиню Земли Умай-ана. В центре зала будет размещено два каменных изваяния с головным убором в виде трехрогих корон. По мнению ученых, эти короны имеют культовое значение и олицетворяют образ жреца - шамана. В другой экспозиции достойное место займет уникальный камень овальной формы высотой 195 см и шириной 31 см. В верхней его час-ти изображение человеческих фи-гур, в нижней - узоры. Глядя на этот камень, найденный в районе им.Т.Рыскулова близ аула "Орнек", невольно задумываешься: не попытка ли это наших предков изобразить четыре стороны света, или же это отражение древних обычаев неве-домой нам веры. В верхнем зале разместится экс-позиция каменных изваяний Карлукского периода, датируемая УШ-Х1 вв. В основном, они устанавливались. Здесь отсутствуют атрибу-ты тюркских каменных из-ваяний, четко изображено только лицо. Древние ма-стера-каменотесы для их изготовления применяли удлиненные камни, кото-рые обтесывали до про-порций, близких к фигуре человека. Путем отбивки, подтесывания и резьбы изображались мужчины, и, реже, женщины. Эти памят-ники доставлены из уро-чища Дальний Жайсан Курдайского района. В новой экспозиции найдут отраже-ние и различные предме-ты из камня, которые ис-пользовались нашими предками в быту: камен-ное корыто, найденное в ущелье Шыбынды близ городища "Орнек" в районе им.Т.Рыскулова, каменная плита - национальная игра "Тогуз-кумалак" и др. Важное место в экспозиции но-вого музея будет посвящено древнетюркской письменности. Перед по-сетителями предстанет каменное из-ваяние, найденное близ городища Тюмекент, с надписью на поясе "На-род похоронил". Другой, не менее интересный экспонат - каменный ва-лун с надписью, найденный в вер-ховьях Таласа. В переводе на рус-ский язык надпись означает: "Тыся-чу гнедых (коней) преследуй и на-стигни" и многие другие. На цвет-ных фотографиях будут отражены каменные изваяния других регионов: горного Алтая, Монголии и Цент-рального Казахстана. Это позволит проследить развитие и распростра-нение каменных изваяний в Евра-зии. Безусловно, этот новый му-зей - драгоценный подарок нашему городу в честь его 2000-летия. Он будет служить ма-териалом не только для изучения истории кочевников средневековой эпохи, но и позволит судить о вы-соком уровне развития монументаль-ного искусства нашего народа.

77759: Аулие - Атинский уезд 1. Учактинская ошакты (тасжурек, аталык, коныр), шапрашты (шыбыл) 2. Аргынская аргыны:каракесек(чубыртпалы, бошан, майкы), басентеин 3. Аккултукская дулат (шымыр) 4. Уюковская ысты (ойык) 26. Кенкольская дулат, жалайыр, сол(кущи)-киргизский род 27. Кумарыкская жалайыр(кушук), сыргели 28. Чонгурская дулат(сыйкым), торе, 29. Каракольская дулат, сол(кущи)-киргизский род 30. Толкановская дулат, солты-киргизский род 31. Джаилевская дулат, солты-киргизский род


Jake: Не плохо бы указать время и источник.



полная версия страницы