Форум » Краеведение » Верный - Алма-Ата - Алматы » Ответить

Верный - Алма-Ата - Алматы

Jake: Как был основан город Верный Вера Королева В живописной долине, орошаемой семью реками: Или, Каратал, Биен, Аксу, Баскан, Лепса и Сарканд (Аягуз), у подошвы горных хребтов Заилийского Алатау немногим более 150-и лет назад храбрыми русскими воинами на месте селения, называемого Алматы (что означает яблочное) на реке Алматинке было начато строение укрепления Верное, которое положило начало основанию города Верного – нынешнему Алматы. Краю же, в котором расположился будущий город, было дано название Семиречье, что по-казахски звучит Жетысу. Событие это явилось еще одной замечательной страницей русской истории, и определило на многие десятилетия судьбу степного края и населявшего его казахского или, как называли его в то время, киргиз-кайскцкого [1] народа. Основанию города Верного предшествовало движение русских экспедиций в Среднюю Азию, начавшиеся еще при царствовании императора Петра I и длительный период вхождения трех киргиз-кайсацких орд в Российское подданство (как назвали в последствии этот процесс – присоединение Казахстана к России). Для расширения владений России и установления торговых сношений с ханствами и народами Средней Азии, Петр Великий после переговоров с находившимся в Петербурге Хивинским посланцем Ходжа Нефесом, послал в 1717 году в Хивинские владения отряд из 3000 тысяч человек с артиллерией под начальством Кабардинского князя Бековича-Черкасского. Отряд этот, выступив из Гурьева с целью проникнуть со стороны Каспийского моря в сердце Средней Азии по реке Аму-Дарье, достиг Кунградского бекства Хивинского ханства, и здесь дважды подвергался нападению хивинцев. Но оба эти нападения с большим для них уроном были русскими отбиты. Тогда Шир-Газы, хан Хивейский, видя свои неудачи силой уничтожить русский отряд, решил прибегнуть к своей природной азиатской тактике-хитрости. Он убедил Бековича, что нападения на отряд сделаны без его ведома, уверил его в своем доброжелательстве к России и обещал исполнить все желания Петра I. Затем сам приехал к Бековичу, вошел к нему в дружбу и пригласил со всем отрядом в Хиву. Бекович поверил Хану и даже согласился разделить свой отряд на части, будто бы для большего удобства передвижения. Этой оплошностью и воспользовался Шир-Газы. Он велел атаковать каждую часть превосходными силами и отряд Бековича был почти уничтожен. Сам князь Бекович обезглавлен перед шатром Шир-Газы, а ставшиеся в живых были обращены в рабство. Прошло сто лет, в течении которых хивинцы молчали и не причиняли пограничному русскому народу особого вреда. В этот же период – в начале XVIII века – начался процесс вхождения трех киргиз-кайсацких орд в Российское подданство. Тогда хан Малой орды Абулхаир в целях обеспечения благополучия своего народа, пошел навстречу завоевательным стремлениям русского правительства. Это решение хана Абулхаира было вызвано теми обстоятельствами, что внутри орды среди киргизских родов начались взаимные несогласия и междоусобия, чем не замедлили воспользоваться соседние народы. На киргизов обрушились с разных сторон: с запада – Волжские калмыки, с севера – башкиры, а с востока – джунгары, руководимые Галдан Цыреном, наводившие страх и трепет на своих соседей. Тогда через своих посланцев Абулхаир стал просить покровительства России для Малой орды. Но не сразу вольные и свободолюбивые степ

Ответов - 13

Jake: В Северной части Семиречья находились две кокандские крепости – Токмак и Пишпек. Для того, чтобы прекратить кокандское влияние на киргизские племена, Царское правительство решило овладеть Чуйской долиной. Был разработан подробный план военной экспедиции, целью которой являлось нанесение удара по Токмаку и Пишпеку – этим главным опорным пунктам кокандцев на пути к Верному. Для успешного выполнения этого плана было основано новое укрепление Кастек. Подготовка экспедиции задерживалась – не хватало ни солдат, ни оружия. Лишь в июле 1860 года эта экспедиция под командованием полковника Циммермана выступила в поход. Но кокандцы решили предупредить события и 8 июля кокандские войска напали на Кастекское и Илийские укрепления. Стоящие там гарнизоны отразили эти нападения. В тот же день Циммерман подошел к Кастеку и с марша атаковал кокандцев, расположившихся лагерем в нескольких километрах от Кастека, на реке Джерень-Айгыр. К вечеру пятитысячный кокандский отряд был разбит и отступил на левый берег реки Чу. В августе отряд Циммермана подошел к Токмаку. Кокндцы не оказали почти никакого сопротивления и 28 августа крепость была взята русскими войсками. Во взятии ее против кокандских войск участвовал отряд киргизов во главе с султаном Тезеком. 30 августа отряд Циммермана подошел к Пишпеку. После четырехдневной осады русские овладели и этой крепостью, после чего возвратились в Верный. Но кокандское ханство не хотело примириться с потерей своих крепостей. К осени 1860 года в Ташкенте была сформирована многотысячная армия, снабженная английским оружием. Командовал ею хан Канаат. К началу октября кокандские войска пришли на Курдай, затем направились на реку Джерень-Айгыр и стали лагерем близ Кастека. В Коканде была подготовлена другая армия под командованием хана Алимбека. План кокандцев состоял в следующем: армия Канаата должна была отвлечь русские войска к Кастеку, а войска Алимбека в это время должны пойти штурмом на Верный. Кокандские войска в одиннадцать раз превосходили численностью русские войска (2200 против 2000 человек). Верный и примыкающие к нему населенные пункты были укреплены слабо. Для Верного создалась серьезная угроза. На всех дорогах, окружавших укрепление, бродили небольшие отряды кокандцев, перехватывающие почту и нападавшие на переселенцев. Связь Верного с войсками начальника Алатавского округа Герасима Алексеевича Колпаковского, вышедшими на встречу кокандцам, была прервана. Основываясь на данных разведки о расположении кокандских войск, Колпаковский расположил основные силы в Кастеке. Он не разгадал замыслов противника, полагая, что именно в районе Кастека последуют основные бои. Лишь после того, как 19 и 20 октября завязались сильные бои в Узун-Агаче, Колпаковский передвинул значительную часть войск, находившуюся в Кастеке и у Саурукова кургана к Узун-Агачу, где на рассвете 21 октября 1860 года завязался решающий бой, длившийся 8 часов. В бою под Узун-Агачем отряд Колпаковского одержал решительную победу над кокандскими войсками. Потери кокандцев составили убитыми 400 человек и 600 человек ранеными. Потери русских – 2 человека убитыми и 32 ране

Jake: За сто лет до основания Верного Из устных и письменных источников, дошедших до нашего времени, оказывается, что Верный мог быть основан и не на берегу Малой Алматинки! Самому Перемышльскому понравилось место несколько севернее нынешнего города Есика… Василий Шупейкин, "Вечерний Алматы", 13 марта 2008 Вернуться к теме или, правильнее сказать, моменту основания нашего города нас попросили читатели из самого западного города России Калининграда... Цитируем: "Более 10 лет прошло с той поры, как мы покинули родной город Алматы. Живем нынче на исторической земле предков наших – в России. Но любовь к стране, в которой родились и прожили долгие годы, не становится слабее. Наоборот, с годами это чувство только обостряется. С удовольствием находим в Интернете любимую "Вечерку". Читаем все – ведь это рассказ о нашем городе. О том, каким он был и каким становится. Видимо, прав был Александр Сергеевич Пушкин, сказавший: "Разлука для любви, как ветер для костра". Часто вспоминаем, что, где и как было в Алматы при нас. Читаем на сайте исторические очерки и спорим – с автором, друг с другом. В частности, я засомневался по поводу утверждения, что с основанием города Верного началось присоединение Казахстана к России. Мне же кажется, что этот акт произошел несколько раньше. По крайней мере, лет на пятьдесят. Или я ошибаюсь? С уважением к любимой газете бывший алматинец Валерий Решетников". Из двух зол… Что ж, уважаемые нынешние россияне, бывшие наши земляки, постараемся ответить, опираясь на исторические даты и факты. О том, правильно или не очень поступили наши с вами предки, совершив акт присоединения, судить не будем, ибо все одно – история не знает сослагательного наклонения. С позиций современного видения можно лишь утверждать, что присоединение Казахстана к Российской империи было отнюдь не добровольным, а скорее вынужденным. И выбор тот свершался казахами по русской пословице, в которой из двух зол выбирают меньшее. Так поступил еще в 1731 году хан Младшего жуза Абулхаир, принесший присягу императрице Анне Иоанновне верой и правдой служить Российской империи, почитая себя и своих подданных, подданными ее императорского величества. В 1734 году такую же присягу приносит правитель Среднего жуза хан Семеке. Со Старшим жузом все обстояло гораздо сложнее, так как долгое время казахские роды, издревле живущие на его территориях, а это Семиречье в первую очередь, находились под гнетом Кокандского ханства. Если идти еще дальше и глубже, можно смело утверждать, что родоплеменная знать Старшего жуза и не стремилась попасть под крыло России. Здесь более чем в других белых юртах кипела мысль о едином казахском ханстве. О свободе и независимости велись речи ханами, султанами и батырами. О чем думали и молчали дехкане, нам доподлинно неизвестно, смеем лишь предположить, что бедному кочевнику-казаху, как и русскому землепашцу, хрен не казался слаще редьки ни при каких правителях, режимах и укладах. Однако даже самые нищие зачастую бывают самыми стойкими патриотами своей земли. И потому в общем и целом народу не хотелось делиться своей землей ни с русским царем, ни с кокандским ханом, ни с английскими сэрами, имевшими в Казахстане свой интерес, ни тем паче с дикими ордами джунгар, время от времени, опустошавшими казахские степи и горы. Старший жуз сопротивлялся дольше века Только в 1846 году, более чем через столетие, после Младшего жуза Старший, скрепя сердце, не найдя выхода и другой защиты от кокандцев и джунгар, согласился на "добровольное присоединение" к России. Стоит более подробно рассказать и об исторической необходимости строительства крепости, ставшей впоследствии нашим городом, чтобы у наших зарубежных земляков не возник еще один спор на тему, почему он строился именно в этом месте, а не на севере страны, поближе к империи. В книге "Город Верный" Сулеймен Джусупбеков рассказывает о времени, предшествующем присоединению Старшего жуза к России и основанию военного укрепления на берегах реки Малой Алматинки: "Желание овладеть землями Старшего жуза было у России всегда. Сделать это ей в большей мере, чем сами казахи, мешали кокандцы и начавшаяся английская экспансия. В конце сороковых годов XIX века русские власти начали широкое продвижение воинских отрядов от Омска и Оренбурга в глубь Казахстана. На реках Иргиз, Тургай и Сырдарья были заложены военные укрепления. В Семиречье их не пускала кокандская крепость Таучубек, возведенная на реке Каскелен в 350 верстах от Копала. Влияние ханства можно было подорвать, лишь изгнав кокандцев из крепости. Это произошло в мае 1851 года, а через два года перед русскими войсками не устояла кокандская крепость Акмечеть. Однако после этого на фронте от Пишпека до Туркестана началась затяжная борьба. Феодалы яростно цеплялись за территории своего бывшего господства и не желали сдаваться без боя. Более того, они не оставляли попыток вновь овладеть заилийской долиной. Военная стратегия и тактика подсказывали русским военачальникам необходимость дислокации на путях вероятного движения неприятеля военного укрепления с боевым гарнизоном. В этих условиях приставу Большой орды майору Перемышльскому было приказано отыскать за рекой Или удобное для крепости место. Что он и сделал к весне 1854 года. На Алматинку их привело провидение О том, как и почему именно в том, а не в ином месте Перемышльский со товарищи вбили первый колышек и произвели разметку территории под строительство гарнизона, как огораживалось место частоколом, а затем насыпался крепостной вал и возводились первые домостроения, мы писали не раз. К осени крепость была готова, и это главное. Из устных и письменных источников, дошедших до нашего времени, оказывается, что Верный мог быть основан и не на берегу Малой Алматинки! Самому Перемышльскому понравилось место несколько севернее нынешнего города Есика. Здесь его команде пришлось перезимовать. В тот год, то есть с 1853-го на 1854-й, зима была лютой, и это обстоятельство сыграло не в пользу выбранного места. Пошли искать далее. Спустились к реке Или, где дислоцировался воинский пикет. Здесь встретились с подкреплением в виде роты пехоты и сотни казаков. С этим отрядом к Перемышльскому прибыл военный инженер Александровский, в задачу которого входило начать строительство укрепления. Он уже провел подготовительные работы по возведению фортификаций на берегу реки в местечке Караузек. И быть бы нашему городу речным портом, если бы солдатики не заболели. Причем в эпидемическом характере. И вновь командиры решили, что и это место гиблое. Провидение указало им путь на берега Алматинки… Видимо, древняя обжитость этого места притягивала сама по себе. Но есть и другая, почти фантастическая версия истории города Алматы – Алмату. О ней надо говорить не вскользь, так что отложим для другого раза. Первоначальная численность строителей и одновременно военнослужащих крепости составляла 470 человек. Для местных, не особенно многолюдных аулов это было колоссальным толчком к предпринимательским действиям – резко возросло потребление продуктов питания, а, следовательно, оживились торговля и натуральный обмен. Между людьми завязывались дружеские и, случалось, более близкие отношения. Некоторые казахи были привлечены к строительным работам. Но не принудительно, а на основе повременной оплаты труда. Естественно, это были представители беднейших слоев аульного населения. Имея столетний опыт колонизации, российские власти требовали от офицерства дипломатии в отношении с коренным населением, которое не раз показывало свой нрав, сев на коней и взяв в руки сабли. Безусловно, самодуров среди пришлых начальников было предостаточно. Но судя по отзывам местного населения, там, где бывал и проживал пристав Большой орды Перемышльский, конфликтов не возникало. В архивах хранятся документы, свидетельствующие о его дипломатических способностях, умении найти общий язык с казахами и блестящем исполнении заданий. (Продолжение следует)

Jake: АЛМАТЫ — 1000 лет. Замечательный сайт с полезной информацией и фотографиями


Jake: Свято-Николаевской церкви - 100 лет Василий Шупейкин, "Вечерний Алматы", 11 декабря "Этот собор слышал молитвенные вздохи исповедников XX века. Этот собор принимал, впервые в истории бытия православных христиан во всем среднеазиатском регионе, ангела и предстоятеля церкви нашей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. В этот собор и мы, грешные и поганые, приходили с ропотом, с обидой и тоже молилися, и прося милости для себя. Как же нам надо входить под эти святые своды, с каким благоговением, как нужно дорожить каждой секундой того, что мы находимся здесь под священной сенью этих святых сводов и стен? Слава Богу за все. И за бывшие скорби и за все радости, которыми Господь венчал народ свой. За то, что представительством святителя Николая, всех угодников Божиих благоволил ущедрить нас свидетельством Своей любви и дарованием в храмы г. Алма-Аты частиц их многоцелебных мощей. Пусть любовь наша к этому собору никогда не ослабевает". Архиепископ Алексий, 19 декабря 1998 года. Всякое было и случалось в истории этой церкви. Вместе с далекой окраиной российской империи, какой была Семиреченская область, прозябала и она, но она же ведала высокие духовные и творческие взлеты. Ныне Николаевский собор является наиболее посещаемым верующими местом. О том, какой была история церкви, нареченной алма-атинцами Никольской, или Кучугурской - по названию места расположения, - рассказывают краеведы Валентин Казанцев, Неля Букетова и референт Епархиальной комиссии по канонизации святых Вера Королева. Начало 14 октября 1904 года на заседании Верненской городской думы в присутствии 16 гласных и городского головы А. И. Путолова собравшиеся слушали доклад Верненской городской управы следующего содержания: "Строительное отделение Семиреченского областного правления уведомило верненского городского голову, что Туркестанская духовная консистория 19 августа сего года за № 4983 уведомила, что под постройку церкви на так называемой Зубовской площади потребно места два квартала. Об этом строительное отделение сообщает в дополнение к предложению военного губернатора области от 1 мая с. г. за № 5817. Вслед за сим от того же строительного отделения последовало уведомление от 6 сентября за № 11323 следующего содержания: "В дополнение к вопросу о необходимости построения храма на Зубовской площади строительное отделение имеет честь сообщить, что, как видно из прошения жителей юго-западной части города, поданного ими его преосвященству епископу Туркестанскому и Ташкентскому, мотивами к тому служат: отдаленность этой части города от других церквей; значительное число жителей этой части города, насчитывающей более 1000 человек прихожан; ближайшая приютская церковь очень мала и имеет свое социальное назначение; Троицкая церковь находится за две версты и посещать ее, особенно в ненастное время, невозможно, особенно для детей и пожилых прихожан". Собрание думы единогласно вынесло решение: под постройку церкви отвести участок земли на Зубовской площади, ограниченный улицами Госпитальной, Сельской, Дунганской и Таранчинской с тем, чтобы здание храма было возведено в центре этой площади (ныне эти улицы носят наз-вания: Жамбыла, Карасай батыра, Масанчи и Байтурсынова соответственно. - Прим В. Ш.). Был создан специальный комитет по постройке нового трехпрестольного храма в окраинном выселке Кучугуры, который 22 декабря 1906 года представляет в строительное отделение Семиреченского областного правления проект на постройку храма. 22 же декабря строительное отделение в своем заседании рассматривает данный проект, составленный архитектором Сергеем Тропаревским, и "найдя таковой в техническом отношении составленный правильно, в производстве по нему работ препятствий не встречает". Епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) в своем рапорте военному губернатору Семиреченской области писал 25 января 1907 года: "…Выработанный комитетом проект храма, утвержденный вашим превосходительством, мною одобрен к исполнению. Успех осуществления его в настоящее время зависит от поступления пожертвований на постройку. Предпринявшее ее население составляет беднейшую часть города, и хотя оно обложило себя значительными по своему состоянию обязательными сборами на будущий храм, однако трудно рассчитывать, чтобы путем этих сборов в скором времени составилась достаточная для постройки сумма. Но не имея достатка и возможности жертвовать деньгами, будущие прихожане, в понятном желании иметь скорее свою церковь, готовы принять на себя всякие возможные для них работы. Они в настоящее время согласились бесплатно доставить на место постройки бутовый и цокольный камень, кирпич и даже весь лесной материал, если последний будет отпущен из ближайших к городу лесных дач…". Почти все верненцы здесь руку приложили Строительные работы, производившиеся на юго-западной окраине города Верного, освещались в епархиальном издании "Туркестанские епархиальные ведомости": "Дело постройки новой церкви (Николы зимнего), благодаря хорошему подбору энергичных членов комитета, идет успешно. Председатель комитета господин Корольков лично ездил в г. Петербург и привез 10 тысяч рублей на постройку этой церкви. Архитектор Сергей Константинович Тропаревский детально руководит строительными работами". "Освящение нового Верненского храма состоялось при свыше трех тысячах молящихся 14 декабря 1908 года. Освятил храм сам преосвященный Димитрий в сослужении пяти городских священников и трех иеромонахов Туркестанского архиерейского дома". Настоятелем в новый храм был назначен иерей Александр Филимонович Скальский, бывший до этого своего нового назначения настоятелем Александро-Мариинской церкви при Верненском городском приюте. Вторым священником - отец Стефан Пономарев, служивший в Покровской церкви, и диакон Ефимий Ляшенко. 7 января 1909-го, менее чем через месяц после освящения Николаевской церкви и назначения клира, председатель комитета по постройке оной Димитрий Корольков сделал представление военному губернатору Семиреченской области: "Окончив вчерне построение деревянного храма во имя Святого Николая, комитет имеет честь просить ваше превосходительство назначить лицо для освидетельствования храма и составления о том установленного акта. При освидетельствовании храма назначенными Вами лицами будут: настоятель храма, выборные от прихожан и члены комитета". Вскоре новая Свято-Николаевская церковь города Верного стала одной из самых посещаемых. Хроники тех лет свидетельствовали: "Кучугурский храм выделяется среди многих приходских храмов города Верного не только своей внешней красотой, напоминающей наилучшую пору зодчества, но и своей внутренней жизнью. Богомольцев стало стекаться так много, как нигде, а если усердие их будет стоять на той же высоте, то этот храм скоро придется расширить". Со святыми упокой… Каждая христианская душа, стремясь к преображению, жаждет соприкосновения со святынями: с чудотворными иконами или мощами святых угодников Божиих. Того же желали и православные семиреченцы. 12 ноября 1909 года прихожане и староста Свято-Николаевской церкви обратились к преосвященному Димитрию с соответствующим приговором приходского собрания об оказании архипастырем содействия к приобретению для храма частицы святых мощей великомученика и целителя Пантелеймона. Преосвященный владыка с сочувствием и пониманием отнесся к желанию прихожан и 17 февраля 1910 года обратился с просьбою к настоятелю Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, в которой говорилось, что православным верненцам желалось бы иметь в залог постоянного и близкого пребывания с ними благоговейно чтимого ими угодника Божия частицу его святых мощей. Настоятель монастыря с живым участием и пониманием отозвался на письмо Туркестанского преосвященного и в свою очередь сообщил следующее, что: "Мы с любовью спешим удовлетворить Ваше желание и посылаем через одного из собратий наших в город Одессу, на подворье, для вашего града и паствы частицы честных мощей следующих угодников Божиих: 1) Святого великомученика и целителя Пантелеймона; 2) Святителя Григория Богослова; 3) Святого Нифонта, патриарха царьградского (1108). Посему благоволите послать доверенное лицо в Одессу получить от заведующего подворьем нашего монастыря святые мощи". Ко времени прибытия святых мощей в Одессу туда был командирован отец Стефан Пономарев. Жители Верного с глубоким благоговением ожидали редкой святыни в своем городе. В Николаевской церкви шли приготовления к предстоящему торжеству: в нижнем помещении церкви готовились обширные столовые, на церковной площади были приготовлены палатки для служения молебна и т. п. Улица, по которой должен следовать крестный ход, была украшена флагами, весь город принял праздничный вид, 27 июля была закрыта торговля. Военным губернатором было сделано распоряжение: вывести к Иверско-Серафимовской женской обители для встречи прибывающей со Святого Афона святыни представителей от всех частей гарнизона в парадной форме и при оружии, сводному отряду прибыть к обители с музыкой и следовать за святыней, казакам быть в конном строю. http://www.nomad.su (Продолжение следует)

Jake: http://natour.narod.ru/almaty2008/gorod/faces/faces_ms.htmИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА В НОВЫХ НАЗВАНИЯХ УЛИЦ И ПРОСПЕКТОВ АЛМА-АТЫ

Jake: Вклад Павла Гурдэ в развитие города Верного //"Учитель Алматы" № 1, 2008 http://teacher-almaty.clan.su Рустам Ахметходжа, гимназия № 25 Руководитель: преподаватель географии Г.А.РОЗЫЕВА Научный консультант старший преподаватель кафедры истории Казахского Национального Педагогического Университета им.Абая С.А.УРАШЕВ ПАВЕЛ ГУРДЭ – ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ВЕРНОГО Павел Гурдэ родился 8 января 1846 года в Бургундии, в департаменте Ниевр, в Косне. Закончил Императорский лицей Ниевра и Дижонскую академию, Императорскую школу профессий и искусств Шалон-Марн (le Lycée impérial de Nevers et l’Académie de Dijon et l’Ecole impériale d’ Arts et métiers de Châlons Marne). По вероисповеданию – католик, был женат на французской гражданке Марии-Иоганне Иосифовне Равизэ, детей не имел. В Туркестанском крае Павел Гурдэ появился в 1870 году, занимался коммерческими делами, но не преуспел в них. Из его письма мы узнаем, что до мая 1875 он воспитывал детей генерала Колпаковского. 8 февраля 1875 года принял российское подданство. ПАВЕЛ ГУРДЭ – АРХИТЕКТОР Сначала Павел Гурдэ был назначен младшим инженером Семиреченского строительного отделения, затем стал начальником строительного отделения, а с 1883 года являлся бессменным городским архитектором Верного. Эту должность он занимал до 1903 года. По грустной иронии судьбы все постройки зодчего Гурдэ связывают с именем его соперника Андрея Зенкова, который в Верный прибыл после учебы в 1898 году и был назначен на должность военного инженера. Обладая прекрасным знанием строительного искусства, Гурдэ на общественных началах помогал руководству женской прогимназии в делах устройства гимназического здания, составления планов и смет. В аттестации о службе преподавателя французского языка директор женской гимназии М. Вахрушев пишет: “Все планы и проекты для гимназии составлены Гурдэ безвозмездно… Благодаря стараниям Гурдэ и глубокому знанию им строительного дела гимназия на второй же год после землетрясения, бывшего в городе Верном в 1877 году, перешла из наёмных домов во вновь выстроенные Гурдэ корпуса в течение 5 месяцев…” Общественные здания в городе Верном строились по проекту Янчевского. Профессор архитектуры В.А.Нильсен замечает, что “…архитектура их отличается от ташкентского оригинала (Мужской гимназии) применением отштукатуренных фасадов с более тонким рисунком деталей, осуществленных под руководством П.В. Гурдэ”. Ему принадлежит оригинальное направление, до сих пор присущее Алматы, когда стены, крыши, иные элементы общественных и жилых зданий раскрашивались в определенные тона. Стены резиденции военного губернатора Семиреченской области отличались от многих других верненских домов светло-лиловым цветом. А культовые здания (церкви и часовни) красились желтой охрой в два тона: стены темно-коричневым, а выступающие части здания – палевым. Стены Туркестанского Собора окрашивались в светло-розовые краски, но колонны, карнизы и пилястры выделялись белой известью. Крыши церквей чаще исполнялись в виде зеленой чешуи или светло-темной шахматной доски, отмеченные суриком по горизонтальным рядам. Купола церквей мастерили из белой жести, а кресты обязательно золотили. Крыши общественных и гражданских зданий обыкновенно покрывали зеленой краской. Словом, замечательный зодчий Павел Гурдэ создал не город, а радугу улиц. В молодом городе Верном в 70-х годах XIX века улицы не освещались, не отличались чистотой, отсутствовали канализация и водопровод. В сентябре 1875 года городская управа Верного организовала конкурс на лучшее освещение города. В конкурсе принял участие ряд известных в Туркестанском крае архитекторов, но это соперничество с блеском и неслучайно выиграл Павел Гурдэ. Ведя подвижнический образ жизни, наблюдательный архитектор обратил внимание на то, как освещают своё помещение казахи. А они пользовались древним способом. В сосуд, наполненный бараньим жиром, хозяйки очага клали фитиль и поджигали его, тем самым получали довольно пространное освещение. Гурдэ несколько модернизировал светильник и предложил его строгой комиссии. 10 декабря 1875 года комиссией был составлен акт, в котором говорилось: “Мы, нижеподписавшиеся, присутствовали при опыте, произведенном над лампой изобретения Господина Гурдэ и нашли, что лампа эта, зажженная в городском фонаре, дает вполне достаточное освещение, которое позволяет в десяти шагах от фонаря читать свободно книгу”. 26 марта 1901 года на заседании городской управы было решено положить водопровод по улице Сергиопольской (ныне ул. Тулебаева). Городскому архитектору Гурдэ было поручено разработать проект, смету по будущему водопроводу. Гурдэ не только с блеском выполнил чертежи предполагаемого сооружения: длину пробного водопровода от Магистрального арыка (ныне пр. Абая) до Ташкентской аллеи (ныне ул. Райымбека), размеры подземных помп, внутренние выемки для пропуска воды, но и исчислил стоимость предполагаемого сооружения. Кроме того, на него были возложены все организаторские работы по строительству этого водопровода. Павел Гурдэ принимал участие в строительстве Илийского моста (Гурдэ ездил в командировку на Уральские заводы для заготовления железных изделий для Илийского моста), Верненской мужской и женской гимназии, губернаторского дома. Он участвовал в проектировании Свято-Вознесенского собора и в реставрации куполов Покровского собора, многих других зданий города Верного. Но, пожалуй, одним из изумительных по своей красоте архитектурных сооружений города Верного конца XIX века стало здание, предназначенное для Верненского детского приюта, открытое в 1879 году. Первоначально детский приют был размещен в здании Верненского уездного начальника, которое находилось в Больше-Алматинской станице. Занимаемое помещение, рассчитанное на 20 человек, вскоре оказалось тесным и крайне неудобным и уже в 1883 году вынудило покровителей детского приюта побеспокоиться либо о расширении помещения, либо о постройке другого, более просторного дома, на что нужны были немалые средства. Только через 9 лет, в 1891 году, собрав пожертвования в количестве 36,807 рублей 66 копеек, попечители могли позволить себе постройку нового здания приюта по проекту архитектора Павла Васильевича Гурдэ. Здание, предназначенное для детского приюта, и храм Благоверного Александра Невского и Равноспасительной Марии Магдалины при нем были быстро введены в действие и вскоре, 27 августа 1892 года, освящены. Ныне здесь находится городской медицинский колледж, этот архитектурный памятник до сих пор является украшением современного города Алматы. Я бы хотел остановиться на памятнике деревянного зодчества города Верного, который был построен в 1890 году. В этом здании, расположенном на улице Гоголя, находилось Министерство культуры Республики Казахстан. В городе Верном это было здание городского училища. Алмаатинцы считают, что это здание построил А. Зенков. В Государственном архиве мы нашли документы, свидетельствующие о том, как строил это здание Павел Васильевич Гурдэ. Гурдэ построил это двуклассное городское училище на 100 человек. Но через год в Городскую Управу директор этого училища Г. Хоцкий пишет на Гурдэ жалобу. Он говорит, что здание построено некачественно, имеет неудобное расположение классов, они душные. В ответ на это Гурдэ говорит, что, прежде чем строить это здание, он прочитал книги Фармаковского «Диететика» и книгу профессора Эрисмана “Курс гигиены”. “Я заявляю, что ни одно учебное заведение в Семиреченской области и даже во многих других провинциях Сибири, не может сравниться с Верненским Городским Училищем в отношении помещения, которое соответствует по размерам и расположению комнат всем требованиям науки и Учебного Начальства”. Гурдэ в своем ответе отметил, какой должна быть длина, высота и ширина класса, чтобы учителю было легко преподавать, а ученики с задней парты хорошо различали доску. По рекомендации Гурдэ каменные лестницы были заменены на деревянные. Также он рекомендовал покрасить классы в светло-зеленый цвет, а нижнюю часть штукатурки – на высоту в 2 аршина от пола – масляной краской темного цвета. Гурдэ говорил о необходимости установить в школах вентиляционные трубы для лучшего проветривания классов. Кроме того, он предлагал заменить деревянные отливы железными, для сохранения здания от порчи покрыть также железом и междуэтажные карнизы, которые должны иметь такой же рисунок. Все документы подтверждают, что это здание было построено Павлом Гурдэ, а не А. Зенковым. Но в каталоге документов “Памятники истории и культуры Алматы”, который был подготовлен Управлением архивами и документацией г. Алматы и Центральным государственным архивом г. Алматы (который вышел в 2003 году) говорится, что “здание Городского Училища было построено в начале XX века. Автором проекта является А.П. Зенков”. Кроме того, Зенков прибыл в Верный лишь в 1898 году, а училище было построено в 1890 году. В апреле 1903 года Гурдэ подает прошение в Городскую Думу об отставке от занимаемой должности – городского архитектора. “Приняв во внимание 20-летнюю честную и безупречную деятельность господина Гурдэ, – говорилось в “Семиреченских областных ведомостях” того времени, – не только как городского архитектора, но и как неумолимого труженика, положившего массу энергии на пользу общественного управления при исполнении возлагаемых на него Думой многочисленных поручений в различных комиссиях или защитника интересов города в суде, по сложным и весьма серьезным делам, которые благодаря знанию и энергии Гурдэ, а также недюжинным его способностям, до сих пор оканчивались в пользу города… Ныне с чувством глубокого сожаления, теряя в лице Павла Васильевича Гурдэ незаменимого общественного деятеля, стоявшего в продолжении многих лет на страже городских интересов, Собрание Думы единогласно определило: принести Статскому Советнику П.В. Гурдэ искреннюю признательность, глубочайшую сердечную благодарность за его 20-летнюю безупречную службу и плодотворную, неутомимую деятельность на пользу города, почетным гражданином которого он состоит”… ПАВЕЛ ГУРДЭ – ПЕДАГОГ С 1 июня 1879 женская прогимназия была преобразована в полную женскую гимназию с подготовительным и восьмым дополнительным классом. При гимназии существовали 2 совета: попечительский во главе с главным или почетным попечителем и педагогический, как правило, его председателем был директор. Попечительский совет состоял из лиц, которые содержали гимназию за свой счет. В их обязанности входило изымание средств к материальному улучшению гимназии, составление ежегодных смет, расходов по содержанию гимназии, определение жалованья служащим, покровительство и пособие бедным ученицам. Попечительский совет следил за порядком и благоустройством гимназии. Педсовет в свою очередь занимался учебной и воспитательной работой. Членами его являлись, помимо директора, главная надзирательница, классные надзиратели, преподаватели всех дисциплин. Педсовет решал и обсуждал прием учеников в гимназию и перевод их из класса в класс, выдавал аттестаты об окончании гимназии, свидетельства о звании домашних наставниц и учительниц, рассматривал годовые отчеты по учебной части и так далее. В женской гимназии Гурдэ начинает свою педагогическую деятельность в качестве преподавателя рисования и черчения с сентября 1876 года. Чтобы стать учителем французского языка, он проходит специальное испытание. Он показал такие результаты: в русском языке – 3; в арифметике и геометрии – 5; в географии (всеобщей и русской) – 5; в истории (всеобщей и русской) – 4. С марта 1877 по апрель 1910 года он работает учителем французского языка в верненской женской гимназии, а затем и в мужской гимназии. Директор гимназии пишет: “Господин Гурдэ исполнял свою службу ревностно и усердно, и его ученики показывали хорошие успехи. П.В. Гурдэ был человеком весьма исполнительным, деятельным, честным и безукоризненного поведения, за что всегда пользовался в городе Верном общим уважением”. Сотням учащихся в верненских гимназиях он памятен как широко образованный, разносторонний и гуманный наставник. 27 сентября 1888 указом Правительствующего Сената по департаменту Герольдии Гурдэ был утвержден по занимаемой должности в чин Коллежского Асессора и через 2 года был произведен в Надворные советники. Указом Правительствующего Сената по департаменту Герольдии от 7 сентября 1890 года за выслугу лет произведен в звание Коллежского советника, а через год (27 мая 1891 года) ему был присвоен чин Статского Советника. В аттестате о службе преподавателя французского языка верненской мужской гимназии Статского Советника П.В. Гурдэ говорится о том, что он усердно, с любовью, педагогическим тактом, аккуратно выполняет свою деятельность. За короткий срок учительствования, благодаря своему такту, откровенному и правдивому характеру Гурдэ приобрел уважение не только со стороны сослуживцев, но и среди учеников и учениц. Результатом этого является то, что ученики на уроках и на экзаменах всегда отвечали живо, правдиво и с хорошим знанием материала. По французскому языку число неуспевающих было незначительно. Гурдэ продолжал работу в гимназии даже после того как вышел на пенсию. Директор мужской гимназии Е. Вознесенский писал главному Инспектору Училищ Туркестанского края (1908г.) о том, что Гурдэ, которому на данный момент было 62 года, был оставлен на службе на третье пятилетье. Но через 2 года П.В. Гурдэ уезжает. Причиной своего отъезда он называет то, что за 35 лет честной и полезной службы он получает небольшое жалование. Он решает уехать в Петербург на более оплачиваемую работу. Я считаю, что была ещё одна причина его отъезда, но о ней я расскажу чуть позже. Павел Гурдэ был удостоен французского знака отличия по народному просвещению (Officier de l’Instruction Publique). ПАВЕЛ ГУРДЭ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Архивные материалы свидетельствуют о том, что Гурдэ занимался общественными делами города Верного, был ярким защитником его интересов. Три года, с 1889 по 1892 годы, занимал должность Почетного члена Семиреченского областного попечительства детских приютов. 18 декабря 1897 года степной генерал-губернатор назначил Гурдэ на должность Верненского Уездного начальника. Гурдэ всегда старался выполнить возложенные на него обязательства. Но вскоре он подает прошение об отставке. Гурдэ очень трезво оценивал ситуацию: “…что я совсем не пригоден к этому роду службы и деятельности, и что я не только не принесу никакой пользы делу, но, наоборот, окажусь вредным по впечатлительности моего характера и по неопытности в делах… “ В благодарность за энергичные труды по земельным делам с обществом казаков Больше-Алматинской станицы и военным собранием переименовали улицу Училищную в улицу Гурдэ (1906) и организовали стипендию его имени при одном из средних учебных заведений города Верного. Известный тюрколог академик Бартольд вспоминал: “Еще в Ташкенте я от доктора Н. Л. Зеланда слышал об открытии, по соседству с Верным, развалин какого-то старого города. За более подробными сведениями мы, по указанию доктора Зеланда, обратились в Верном к городскому архитектору П. В. Гурдэ, который с величайшей готовностью согласился вместе с нами посетить развалины. При осмотре указания человека, знакомого со строительным искусством, конечно, были нам очень полезны. Развалины находятся к юго-западу от Верного, против ущелья Большой Алматинки… В одном месте находится возвышение в виде подковы, которое, по мнению П. В. Гурдэ, вероятно, указывает на местоположение башни, принадлежавшей к стене цитадели или большой могилы… О курганах в окрестностях Верного писали уже многие исследователи; от Павла Гурдэ мы узнали, что около северного входа почти всех ущелий гор Алатау есть следы небольших укреплений; кроме того, в ущельях попадаются камни с тибетскими надписями. Одну из таких надписей П.В. Гурдэ передал нам; как и следовало ожидать, она оказалось буддийской молитвой «ом-мани-падмэ-хум». В Центральном государственном архиве, в фонде Верненской городской управы, сохранились документы об установлении городского герба. Военным губернатором Семиреченской области 24 сентября 1898 года было направлено отношение верненскому Городскому голове обсудить на Городской Думе проект герба города Верного. В архивном фонде сохранилось полное описание герба города Верного. Щит пересечен лазурью и червленью; в верхней половине – серебряная крепость (вначале Верный был укреплением). В нижней половине золотой крест (вера – откуда Верный). Над таковым золотой полумесяц. Щит увенчан золотою башенной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми яблоневыми ветвями, (по туземному город Верный называется до сих пор – Алматы – от “алма” – яблоко, и “тау”– горы), соединенными Александровской лентой. 15 октября 1898 года Городская Управа предоставила в Городскую Думу доклад с изложением проекта описания герба. Автором этого герба является статский советник П.В. Гурдэ. Проект был одобрен, но пять долгих лет дело о гербе лежало без движения. 26 октября 1904 Городская Управа обратилась с настоятельной просьбой иметь герб для города Верного именно тот, который был одобрен Думой в 1898 году. Только 19 марта 1908 года герб города Верного удостоился “высочайшего Его Императорского Величества утверждения”. Указ правительствующего Сената об утверждении герба города Верного был опубликован в Семиреченских областных ведомостях. В отделе редких книг Пушкинской библиотеки хранятся две книги, написанные Павлом Гурдэ. Одна – “Заметка о скотоводстве в Семиреченской области, в связи с проектируемым соединением Ташкента с Сибирью рельсовым путем, через Верный, Семипалатинск и Алтай”, а другая – “Записка о Средне-Азиатской железной дороге”. Кроме того, в газете “Семиреченские ведомости” вышла его заметка о минеральных ресурсах Семиреченской области. В статье В. Н. Проскурина было написано, что в 1900 году П.В. Гурдэ участвует в международной выставке в Париже, где им была выставлена карта полезных ископаемых Семиреченской области. В 1905 году П.В. Гурдэ жертвует минералами из своей коллекции для вновь создавшегося музея в Верном “Коллекции интересных образцов местных ископаемых”. По распоряжению Российского Императора Величества от 21 июня 1899 года Павел Гурдэ становится Почетным Мировым Судьей и занимает эту должность в течение 4 сроков. За отличную и усердную службу Павел Гурдэ был награжден многочисленными орденами Российской Империи: орденом Св. Станислава 3 и 2 степени, орденом Св. Анны 3 и 2 степени, серебряной медалью, орденом Св. Владимира 4 степени. Вот как откликнулся на это Городской Голова в своем обращении к директору мужской гимназии: “Весьма полезная деятельность служащего при городской Управе архитектором и учителем Павел Васильевич Гурдэ по всей справедливости обязывает меня ходатайствовать о заслуженной им награде”. 17 июля 1898 года Городская Дума постановила “о даровании городскому архитектору, Статскому Советнику Гурдэ за его многополезную 15-летнюю службу присвоить звание Почетного гражданина города Верного”. Генерал-лейтенант Генерального штаба Иванов на решение городской думы отозвался таким образом: “…имею честь почтительнейше донести, что я признаю Г. Гурдэ совершенно достойным звания Почетного гражданина города Верного, для которого он действительно много трудился и которому принес много пользы”. 8 июля 1899 года Князь Оболенский огласил решение Императора: “Государь Император, по всеподаннейшему докладу Его Высокопревосходительства Господина Министра, 8 июля сего года Всемилостивейше соизволил на присвоение Статскому Советнику Гурдэ звания Почетного гражданина города Верного, согласно ходатайству местной Городской Думы, в знак искренней признательности городского общества Гурдэ, за многолетнюю полезную деятельность его в качестве Городского архитектора и попечение об интересах города Верного”. Вся творческая жизнь Павла Гурдэ была связана с Верным. Он прожил здесь 40 лет. В 1910 году он переехал в Санкт-Петербург, где стал заниматься архивом Колпаковского. В Санкт-Петербурге в 1914 году он скончался в возрасте 68 лет. В некрологе было сказано: «В Петербурге скончался Павел Васильевич Гурдэ. Имя его с семидесятых годов известно в Туркестане и особенно в Семиречье. Француз по происхождению, он с ранней молодости и в течение сорока лет отдавал свои силы на служение нашему краю. Семиречье и город Верный могут похвастаться многими проектированными и построенными им прекрасными сооружениями; городское самоуправление видело в нем самого горячего и умелого защитника местных интересов, и Павел Васильевич вполне заслуженно носил звание Почетного гражданина города Верного. Сотням учащихся в Верненских гимназиях он памятен как широко образованный, разносторонний и гуманный наставник. Да будет вечная и благодарная память почившему!» На снимках: Павел Гурдэ Губернаторский дом С коллегами Детский приют Верненская Женская Гимназия Свято-Вознесенский Кафедральный Собор При подготовке статьи были использованы материалы из Государственного архива РК, газеты «Семиреченские ведомости», электронной книги Очерки истории Алматы (Lyakhov.KZ - БЭК(http://www.lyakhov.kz/semirek/kraeved.shtml), статьи С.А.Урашева и др.

77759:

77759: катастрофа в Верном

77759: катастрофа в Верном

Fermina Eilers: Очень долго искала способ для заработка в интернете, пока не наткнулась на этот сервис. https://whole-russia.ru - именно то, что помогло мне заработать денег и при этом хорошо провести время. Переходи по ссылке и убедись в этом лично.

Shanae Helbing: как ваши дела?

Cleta Roiger: ну ничего себе)

Лиличка: Казино мечты ждет вас! Уникальные игры, выгодные бонусы и высокая репутация https://eldo-casin0.xyz/ делают его незаменимым. Переходите по ссылке и окунитесь в водоворот азарта и успеха.



полная версия страницы